Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – всесторонне изучить экономические системы, их типы и модели, особенности, структуру, факторы развитии, механизмы функционирования, положительные и отрицательные черты. Для полного раскрытия темы считаю необходимым обратить внимание на классификацию экономических систем и типы, рассмотреть экономику России на современном этапе.
Однако для поддержания сложившегося уровня добычи нефти требуются капиталовложения в топливно-энергетический комплекс (в 1985 г. они в два раза превысили уровень 1975 г.). Но рост объема добычи нефти несмотря на это остановился: 1980 г. - 603 млн. т., 1985 г. - 595 млн. т. Стабилизируется экспорт нефти: 1980 г. - 119 млн. т., 1985 г. - 117 млн. т. В 1970 -1980 гг. физический объем экспорта вырос лишь на 60%, а стоимостной объем в результате благоприятной динамики экспортных цен увеличился в 3,7 раза. В 1980 -1985 гг. физический объем экспорта вырос лишь на 7,4%, а его стоимостной объем достигнув максимума в 1983 г. (91.4 млрд. долл.) начинает сокращаться (в 1985 г. - 86.7 млрд. долл.)16.
С этого момента включается механизм катастрофического развала экономической плановой системы, и соответствующего ему резкого падения производства и уровня жизни. Попытки остановить падение добычи нефти 1986-1987 гг. привели лишь к перефорсированию месторождений и ускорению темпов последующего снижения добычи. Экономика попадает в замкнутый круг: “недостаток средств для капиталовложений на поддержание добычи нефти - падение добычи нефти - углубление кризиса народного хозяйства - дальнейшее сокращение капиталовложений в нефтяную промышленность - ускорение падения производства” . Добыча топливных ресурсов в РСФСР падает с 542 млн. т. в 1985 г. до 462 млн. т. в 1991 г. и стабилизируется на уровне 307 млн. т. в 1995 г. (1971 г. - 304 млн. т.)
К началу 80 - х годов
СССР утратил былую свободу
Таким образом, плановая, или командная экономическая система оказалась несостоятельной; она не позволила стране не только сохранить ведущие позиции в мировом сообществе, но и обеспечить нормальные условия жизни для своих граждан.
Экономика переходного периода — это период времени, в течение которого экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. В России переходный период, знаменующий переход от плановой к рыночной экономике, начался в конце 1991 г17.
Потребность в реконструкции экономической системы возникла на рубеже 80-90-х гг. XX века. Тогда решением советского правительства была создана Государственная комиссия по экономической реформе. И весной 1990 года вышла программа экономического развития, названная автором по количеству суток, отпущенных на ее выполнение – «500 дней».
В этой программе, разработанной группой экономистов под руководством академика С.С. Шаталина, определялись пути перехода к рыночной системе, способной устранить это положение и предоставить всем гражданам реальную возможность сделать свою жизнь значительно лучше. Она предоставляла гражданам права на собственность, на экономическую деятельность на свободу потребительского выбора и справедливые цены, на рост доходов и социальные гарантии. Предусматривались также право предприятий на свободы экономической деятельности и права республик на экономический суверенитет.
По сути, это была программа быстрого
перехода к рыночной экономике, однако
она так и не была реализована. На её основе
был создан новый «президентский» план
экономических преобразований.
Он предусматривал качественный прорыв
в рыночную экономику. Примером такого
«прорыва» можно впервые разработанную
и примененную в Польше модель шоковой
терапии18.
Стратегия шоковой терапии включает два
основных направления:
1.антиинфляционную
2.реформы форм собственности (приватизацию).
Сторонники шоковой
терапии в России выделяют два
этапа реализации своей экономической
программы. На первой этапе (1-2 года) проводятся
радикальные антиинфляционные меры,
с тем, чтобы достичь на этой основе
рыночного и финансового
Итак, на первом этапе основными задачами стали:
Главной чертой всех этих преобразований является сведение к минимуму вмешательства государства в экономику с целью дать простор для ее самостоятельного развития. Государство действует на рынке как обыкновенный его участник. Что же было сделано в рамках этого плана?
24 декабря Верховный
Совет России принимает закон
«О собственности в РФ». По
принятому документу владельцы
имущества могут его
Вторым пунктом было то, что количество и стоимость имущества приобретаемого в частную собственность ничем не ограничивалось. Это означало на практике любой необходимый масштаб для предпринимателя. Закон создавал не только частную собственность, но и частного собственника. С чисто деловой точки зрения закон создавал предпосылки, необходимые для появления в республике большого числа частных фирм, российских, иностранных и со смешанным участием, которые бы специализировались на торгово - посреднической, финансовой, сервисной и производственной деятельности.
В конце июня российский парламент принял закон «Об инвестиционной деятельности в РФ», по которому инвестициями на территории РФ могут заниматься советские и иностранные граждане, а также юридические лица и иностранные государства. Все инвесторы пользуются равными правами, защита этих прав гарантируется государством вне зависимости от формы собственности. Государственные органы или должностные лица не имеют права вмешиваться в договорные отношения между участниками инвестиционной деятельности. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы20.
Начало российских реформ оказалось достаточно успешным: было либерализовано большинство цен; упразднена система централизованного распределения ресурсов; в 1 квартале 1992 года бюджетный дефицит был сведен почти к нулю; существенно девальвирован официальный курс рубля, а с июня 1992 года был введен единый курс по текущим операциям. Все это позволило снизить инфляцию к июню 1992 года до менее чем 10% в месяц. Однако предпринятые усилия не были комплексными и не привели в действие важные экономические механизмы.
Весной 1993 года новым правительством была сделана следующая попытка достичь стабилизации. Её задачей было снижении инфляции до уровня не менее 10% в месяц. Последовательная реализация плана принесла свои результаты: инфляция снизилась со среднемесячного уровня 25% в 1 квартале до 20% во 2-3 и до 14% в 4 квартале, а в декабре 1993 года составила 12%. Была попытка достижения макроэкономической стабилизации с уровнем инфляции менее 7% к концу 1994 года. Реализация плана 1994 года началась весьма успешно: инфляция устойчиво снижалась до уровня 5% в июле-августе, возросла склонность населения к сбережениям и замедлилась скорость обращения денег, стабилизировались объемы производства. Но уже летом практика показала несостоятельность умеренного подхода к достижению макроэкономической стабилизации: было принято решение о "сверхплановом" кредите ЦБР на финансирование дефицита бюджета и интенсивном его использовании в июле-августе. Это решение предопределило рост денежного предложения на 50% в течении 3 квартала 1994 года, что с учетом сезонного спроса на валюту переросло в "чёрный вторник" и повлияло на новое повышение уровня инфляции до 16-17% в месяц21.
Начиная с 1994 года резко возросла доля убыточных предприятий и организаций. Если в 1992 году она составляла 15,3%, в 1994 году – 32,5%, то к 1996 году увеличилась до 50,6%, при этом увеличение числа убыточных предприятий происходило по всем отраслям экономики. Так же резко снижалась рентабельность производства продукции. Если в 1992 году она составляла 29,3%, в 1994 году – 14,5%, то в 1996 году ее уровень упал до 4,8%. Платежеспособность предприятий (отношение ликвидных ресурсов к обязательствам) упала в 1992-1996 годах с 41% до 7%.
Образовавшийся денежный дефицит
компенсировался
В 1995 году правительство решилось на прекращение финансирования дефицита бюджета. Социальная сфера страны остается недофинансированой. Начали задерживаться выплаты зарплаты, пенсий и пособий. Нехватка денежных средств привела к кризису неплатежей. Большая масса предприятий была приведена к состоянию банкротства, инфляция не смогла опуститься ниже 3,5%23.
На рубеже 1992 - 1995 года российская экономика характеризовалась тенденцией сужения воспроизводства в реальном секторе, финансово-банковских секторов, снижением эффективности использования ресурсов, сокращением занятости, расширением зоны бедности, уменьшением платежеспособного спроса и как итог снижение уровня и качества жизни большинства населения. Динамика промышленного производства определяется подавленным внутренним спросом и высокой конкурентоспособностью сырьевых секторов экономики. Растущий экспорт помогает развиваться черной и цветной металлургии, химической, нефтехимической и топливной отрасли экономики. Ухудшается конъюнктура отраслей промышленности ориентированных на внутренний рынок. Все это превращает Россию в сырьевой гигант с громоздкой и малоэффективной экономикой. Идет разрушение сельского хозяйства: снижается плодородие почв, падает техническая оснащенность сельского хозяйства. В Россию идет спрос излишков сельхозпродукции по демпинговым ценам, это ослабляет отечественных производителей.
К 1995 году доходы консолидированного бюджета Российской Федерации составили 30,6 % к ВВП, а в 1996 году уже составляли 27,8 % от ВВП, доходы федерального бюджета составляли соответственно 16,2% и 14,0% от ВВП, совокупные доходы региональных бюджетов – 16,9% и 16,1%. Такая ситуация способствовала росту дефицита федерального бюджета и сделала необходимым обращение к масштабным заимствованиям на рынке государственных ценных бумаг. При этом расходы на обслуживание и погашение государственного долга стали составлять доминирующую долю расходов федерального бюджета. В этих условиях расширение государственных заимствований стало основным фактором, определяющим бюджетную политику, цель которой сводилась исключительно к поиску способов и средств рефинансирования и исполнения обязательств перед отечественными и зарубежными инвесторами, что увеличивало риск бюджетного кризиса при сохранении существующих тенденций24.
Август 1995 г.ознаменовался первым в истории российских реформ банковским кризисом. Остается плохим пенсионное обеспечение, невылпаты пенсий стали основной проблемой, старая система пенсионного обеспечения потерпела полный развал. А реформирование в пенсионной сфере намечается провести только через 2-3 года, которое займет примерно 5-7 лет. Негосударственные пенсионные фонды начнут свою работу через 5 лет после начала отчислений, хотя они продолжают работать всего 2 года. Поэтому привлечение денежных взносов происходит крайне медленно.
Последующие годы были нестабильными в экономическом отношении. Государство сталкивалось ежегодно с одними и теми же проблемами: дефицит средств бюджета, слабость отечественного производства и др.
Подводя итоги, можно сказать: экономические реформы в России имели успех по отдельным позициям, но провалились в целом. Подтверждение этому – финансовый кризис августа 1998 года. За несколько недель положительные результаты экономических реформ были аннулированы. Стабильность, которая считалась одним из важнейших достижений, означающих успех реформ, исчезла. Практически исчез и социальный символ реформ – средний класс. Инфляция, на борьбу с которой были направлены усилия, составила в сентябре около 40%, резко повысилась безработица.
Таким образом, в 1992–1996 годах в России сформировалась экономическая модель, в рамках которой развивались лишь отрасли, либо способные осуществлять конкурентоспособный экспорт (газ, нефть, нефтепродукты и часть продукции металлургии и химии), либо обладающие монопольными позициями (топливно-энергетический комплекс, пищевая промышленность, железнодорожный транспорт, металлургия), либо ориентированные на потребности первой необходимости (пищевая промышленность, газ, электроэнергия).