Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Экономические функции правительства (государства) определяются потребностями нормального функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции, частного предпринимательства. Важнейшими видами деятельности государства в рыночной экономике являются создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизации экономики, социально-ориентированое распределения ресурсов, обеспечение социальной защиты, социальных гарантий. Экономические функции правительства проявляются в двух направлениях: поддержание, облегчение функционирования рыночного механизма

Содержание

Введение… ………………………………………………………………….... 3
1. Функции государства
1.1 Понятие функций государства..…………………………..…………..…. 6
1.2 Классификация функций государства…………………………………... 9
1.3 Внутренние функции государства…….. ………………………………. 10
1.4 Соотношение задач и функций государства……….…………………… 14
2. Экономическая функция государства
2.1Формы государственного регулирования экономикой..…………..…... 15
Заключение…… ………………………………………………………………. 23
Литература…..…………………………………………………………………. 25

Вложенные файлы: 1 файл

КР Гос.регул.рыноч.эконом. - копия.docx

— 47.44 Кб (Скачать файл)

Первая группа моделей исходит из того, что регулирующий орган (парламент, правительство) играет центральную роль в процессе определения политики регулирования. Тем самым основные особенности регулирующего органа, в данном случае - это узкопрофессиональный подход, специализированность, предпринимательский образ действий.

Вторая группа моделей исходит из того, что регулирующий орган находится под решающим  воздействием или господством окружающей среды. Согласно  этой модели определяющими факторами политики регулирования экономики являются группы интересов, парламентские комитеты, различные экономические группы и комиссии, формирующие окружающую среду. Обе эти модели взаимосвязаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. 

Государственное регулирование рыночной экономики  возможно:

административными методами, когда управляющий орган  по каждой проблеме принимает конкретное решение. К административным методам  относятся: предоставление индивидуальных налоговых, монетарных и таможенных льгот; проведение конкурсов на поставку товаров для государственных  нужд и приватизационных конкурсов; процедуры банкротства; зачет дебиторской  задолженности предприятий в  погашении их просроченных долговых обязательств; лицензировании и квотировании предприятий и видов хозяйственной  деятельности и операций;

нормативными  методами, когда у предприятий  сохраняется свобода действий, а  государство может изменять макропропорции, варьируя общие нормативы - ставки налогов  и рефинансирования, нормы обязательных резервов банков, нормативы распределения  доходов по уровням бюджетной  системы, нормативы зарплаты в бюджетных  организациях, социальные нормативы, определяющие размеры, структуру индексации социальных доходов.

Нормативные методы порождают меньшую, чем административные, коррупцию и волюнтаризм, но способны парализовать экономическую жизнь. Например, завышенная доходность государственных  краткосрочных облигаций (ГКО) сделала  инвестиции в реальный сектор неконкурентоспособными по сравнению со спекулятивными вложениями средств в государственные ценные бумаги и привела к оттоку капитала из этого сектора.

Аналитики обращают внимание на такую закономерность: при сильном государстве экономические  субъекты подчиняются давлению «сверху», но отвечают на него пассивным сопротивлением (снижают трудовую и предпринимательскую  активность, эмигрируют и вывозят  капитал за рубеж).

В результате страна отстает в соревновании с  другими государствами по эффективности  производства (например, Франция в 70-е  годы). Если же «гайки завинчивает» слабое государство, экономические субъекты просто уходят в тень, не платят налоги, не исполняют договорные обязательства*.

 * Социально-экономические проблемы России: Справочник / ФИПЭР. - СПб.: Норма, 1999. Ст. 7

 Государственное регулирование экономики и в теории и на практике рассматривается в неразрывной связи с социальными, а точнее, социально-экономическим регулированием. Все это применяется в целях обеспечения безопасности граждан, их здоровья, трудовой занятости и решения других социальных задач.

Одной из основных функций регулирования экономики  является обеспечение динамического  экономического роста в среднесрочной  перспективе. Для этого необходимо, в соответствии с исследованием  сотрудников Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН*, выполнение как  минимум трех предпосылок:

в стране в  максимально возможной степени  используется уже имеющийся производственный потенциал;

финансовые  ресурсы порождаемые российской экономикой, остаются внутри России и  являются главным источником спроса на отечественную продукцию.

Утечка капитала в 15-20 млрд. долл. ежегодно эквивалентна 400-500 млрд. руб.

конечного спроса или 6-8 % потенциального прироста производства каждый год. Финансовые ресурсы из года в год уходящие за пределы страны являются фактически одной из главных  причин производственного спада;

в экономике  должны быть созданы условия для  нормальной инвестиционной деятельности и осуществляться процесс расширенного производства.       

Ныне доминирующе  положение в экономике России сточки зрения общего объема производства занимают негосударственные хозяйствующие  субъекты - акционерные общества, иные организационные формы хозяйственных  товариществ и обществ, производственные кооперативы. Доля государственной  собственности имеет тенденцию  к сокращению. В таких условиях государство, его органы исполнительной власти не могут непосредственно управлять соответствующими предприятиями, директивно определять им те или иные 

___________________

* Экономика  России: рост или упадок?/ Ивантер  В.В. и др. Консультант директора  № 9. 2000. С. 3

 

задания, распределять их продукцию, решать кадровые вопросы.

Государственно-правовое регулирование в сфере экономики, конечно же имеет свои пределы. Они обусловлены как объективными, так и субъективными факторами. В числе объективных факторов, оказывающих решающее влияние на определение пределов государственного вмешательства в экономику, в первую очередь необходимо выделить экономические, социальные, политические и иные условия, при которых осуществляется процесс регулирования экономики; характер доминирующих в обществе экономических отношений (жестко централизованные, плановые, рыночные, смешанные); уровень развития общества, государства, права и экономики; объективно существующие технико-юридические возможности и пределы; существующие в обществе традиции, обычаи, обыкновения. 

Среди субъективных факторов следует выделить прежде всего  общественные, групповые, государственные, индивидуальные и иные интересы. Осуществляя  повседневное воздействие на экономику, государство не может не считаться  с этим многообразием интересов, в той или иной мере не учитывать  их. Ведь это может привести к  угрожающему отрыву государства  от общества, что неизбежно приведет к угрозе существования самого государства, утрате им социальной основы и опоры, к неизбежному в конечном счете  кризису государственной организации.

Учитывая  интересы различных социальных слоев  и групп, интересы правящих кругов и  всего общества, государство, конечно  не может не считаться с тем, что  в любом обществе, каким бы развитым или, наоборот, отсталым оно ни было, всегда существуют и существовали две  противоположные друг другу социально-политические тенденции, отражающие определенные общественные настроения и интересы: тенденция  к непрерывному развитию и совершенствованию  и тенденция к сохранению в  прежнем состоянии государственного и общественного строя, тенденция  к застою.

Первую  из них называют прогрессивной, революционной, а вторую - консервативной, реакционной. Органичное сочетание их, максимальный учет отражающихся в данных тенденциях общественных настроений и интересов создает необходимую устойчивость государственному механизму, порождает определенный социальный баланс.

В тех  же случаях, когда государство в  силу каких-то причин не способно учитывать  в равной мере данные тенденции, создавать  проводимой им внутренней и внешней  политикой необходимый для его  нормальной жизнедеятельности социальный баланс, оно неизбежно будет находится  в постоянном кризисном состоянии, постепенно терять устойчивость и способность  адекватно отвечать на вызовы со стороны  окружающей его экономической и  социально-политической среды.

Один из важнейших  инструментов регулирования рыночной экономики - государственные закупки  продукции, работ и услуг. Доля госзакупок в конечном спросе весьма велика (в  развитых странах - 20-30% ВВП, а в продукции  ВПК - свыше 50%). Закупки делаются преимущественно  в рамках целевых программ, для  выполнения которых образуются специальные  государственные компании, которые  размещают заказы среди государственных  и частных корпораций и координируют их работу.

Переход от административно-волевого принятия решений, касающихся объемов и цен  закупаемых товаров, выбора поставщиков, условий и сроков поставок, оплаты и контроля качества, к конкурентным принципам (в частности, на основе тендеров) заставляет производителей концентрировать  усилия не на поиске подходов к высокопоставленным чиновникам, а на повышении качества и снижении цен предлагаемых товаров  при обязательном соблюдении условий  контрактов.         

В настоящее  время принципиально по-новому ставиться  вопрос об усилении государственного воздействия на экономику. Проблема в том, в каком направлении  произойдет это усиление. Возможны два пути. Первый - это усиление административных функций, т.е. решение экономических  проблем посредством приказа. Второй - усиление экономических форм воздействия  посредством кредитной и налоговой системы, определение правовых норм ведения конкуренции, лицензирования определенных видов деятельности.

Одним их необходимых  средств воздействия на экономику  является банкротство.  Одним из основополагающих постулатов жизни  является то, что всякие действия имеют  последствия. Последствия жизни - это  механизм обратной связи, который ведет  к познанию, коррекции и прогрессу. На Западе к банкротству прибегают  как к последнему средству, и предприятие, стоящее на грани банкротства, всячески подталкивают к тому, чтобы оно  выторговывало себе приемлемые условия  для выхода из создавшейся ситуации, предложив кредиторам план действий по выплате долга. Банкротство является высшей формой ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Завершая  характеристику функций современных  государств, следует указать на следующие  тенденции в их развитии:

  • расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;
  • кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государственности;
  • утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;
  • возрастание национальной и социальной ценности государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в обществе.

Функция государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.   

В процессе функционирования государство оказывает  целенаправленное воздействие на различные  сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, различных преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние  общественных процессов, их динамику и  направленность. Осуществляя конкретные функции, государство может, как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние.

Каждая  функция государства имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной сфере  общественной жизни. Содержание функций  показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие  вопросы они решают, Содержание функций  не остается неизменным, оно изменяется под влиянием различных факторов. Так большим своеобразием отличаются функции государства в период революционных потрясений, других радикальных  социальных перемен.

Экономическая функция зависит от того, осуществляется она в условиях распределительной  или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности  государство самостоятельно регулирует экономические отношения, непосредственно  определяя объемы производства, товарооборот, распределение ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой.

При рыночных отношениях, свободе предпринимательской  деятельности, многообразии и равенстве  всех форм собственности, добросовестной конкуренции, экономика развивается  преимущественно на основе саморегулирования, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства.

При характеристике экономической функции государства  следует иметь в виду, что рынок - динамичное явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его регулирования также меняются, иначе такое регулирование теряет свою эффективность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

 

  1. Жигуленков М.В. К вопросу о классификации функций государства // Право и политика. 2002. № 8.
  2. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Краткий учебник для вузов. - М.: изд-во НОРМА-ИНФРА-М, 2000.
  3. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.
  4. Просвирнин Ю.Г. Информационная функция государства // Журнал российского права. 2002. № 3.
  5. Социально-экономические проблемы России: Справочник / ФИПЭР. - СПб.: Норма, 1999
  6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие для вузов/ под ред. профессора В.Г. Стрекозова. - М., 2000.

Информация о работе Экономические функции государства