Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:54, курсовая работа
Экономические функции правительства (государства) определяются потребностями нормального функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции, частного предпринимательства. Важнейшими видами деятельности государства в рыночной экономике являются создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизации экономики, социально-ориентированое распределения ресурсов, обеспечение социальной защиты, социальных гарантий. Экономические функции правительства проявляются в двух направлениях: поддержание, облегчение функционирования рыночного механизма
Введение… ………………………………………………………………….... 3
1. Функции государства
1.1 Понятие функций государства..…………………………..…………..…. 6
1.2 Классификация функций государства…………………………………... 9
1.3 Внутренние функции государства…….. ………………………………. 10
1.4 Соотношение задач и функций государства……….…………………… 14
2. Экономическая функция государства
2.1Формы государственного регулирования экономикой..…………..…... 15
Заключение…… ………………………………………………………………. 23
Литература…..…………………………………………………………………. 25
Первая группа моделей исходит из того, что регулирующий орган (парламент, правительство) играет центральную роль в процессе определения политики регулирования. Тем самым основные особенности регулирующего органа, в данном случае - это узкопрофессиональный подход, специализированность, предпринимательский образ действий.
Вторая группа моделей исходит из того, что регулирующий орган находится под решающим воздействием или господством окружающей среды. Согласно этой модели определяющими факторами политики регулирования экономики являются группы интересов, парламентские комитеты, различные экономические группы и комиссии, формирующие окружающую среду. Обе эти модели взаимосвязаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга.
Государственное регулирование рыночной экономики возможно:
административными
методами, когда управляющий орган
по каждой проблеме принимает конкретное
решение. К административным методам
относятся: предоставление индивидуальных
налоговых, монетарных и таможенных
льгот; проведение конкурсов на поставку
товаров для государственных
нужд и приватизационных конкурсов;
процедуры банкротства; зачет дебиторской
задолженности предприятий в
погашении их просроченных долговых
обязательств; лицензировании и квотировании
предприятий и видов
нормативными методами, когда у предприятий сохраняется свобода действий, а государство может изменять макропропорции, варьируя общие нормативы - ставки налогов и рефинансирования, нормы обязательных резервов банков, нормативы распределения доходов по уровням бюджетной системы, нормативы зарплаты в бюджетных организациях, социальные нормативы, определяющие размеры, структуру индексации социальных доходов.
Нормативные
методы порождают меньшую, чем административные,
коррупцию и волюнтаризм, но способны
парализовать экономическую жизнь.
Например, завышенная доходность государственных
краткосрочных облигаций (ГКО) сделала
инвестиции в реальный сектор неконкурентоспособными
по сравнению со спекулятивными вложениями
средств в государственные
Аналитики
обращают внимание на такую закономерность:
при сильном государстве
В результате страна отстает в соревновании с другими государствами по эффективности производства (например, Франция в 70-е годы). Если же «гайки завинчивает» слабое государство, экономические субъекты просто уходят в тень, не платят налоги, не исполняют договорные обязательства*.
* Социально-экономические проблемы России: Справочник / ФИПЭР. - СПб.: Норма, 1999. Ст. 7
Государственное регулирование экономики и в теории и на практике рассматривается в неразрывной связи с социальными, а точнее, социально-экономическим регулированием. Все это применяется в целях обеспечения безопасности граждан, их здоровья, трудовой занятости и решения других социальных задач.
Одной из основных
функций регулирования
в стране в максимально возможной степени используется уже имеющийся производственный потенциал;
финансовые ресурсы порождаемые российской экономикой, остаются внутри России и являются главным источником спроса на отечественную продукцию.
Утечка капитала в 15-20 млрд. долл. ежегодно эквивалентна 400-500 млрд. руб.
конечного спроса или 6-8 % потенциального прироста производства каждый год. Финансовые ресурсы из года в год уходящие за пределы страны являются фактически одной из главных причин производственного спада;
в экономике должны быть созданы условия для нормальной инвестиционной деятельности и осуществляться процесс расширенного производства.
Ныне доминирующе
положение в экономике России
сточки зрения общего объема производства
занимают негосударственные
___________________
* Экономика России: рост или упадок?/ Ивантер В.В. и др. Консультант директора № 9. 2000. С. 3
задания, распределять их продукцию, решать кадровые вопросы.
Государственно-правовое
регулирование в сфере
Среди субъективных
факторов следует выделить прежде всего
общественные, групповые, государственные,
индивидуальные и иные интересы. Осуществляя
повседневное воздействие на экономику,
государство не может не считаться
с этим многообразием интересов,
в той или иной мере не учитывать
их. Ведь это может привести к
угрожающему отрыву государства
от общества, что неизбежно приведет
к угрозе существования самого государства,
утрате им социальной основы и опоры,
к неизбежному в конечном счете
кризису государственной
Учитывая
интересы различных социальных слоев
и групп, интересы правящих кругов и
всего общества, государство, конечно
не может не считаться с тем, что
в любом обществе, каким бы развитым
или, наоборот, отсталым оно ни было,
всегда существуют и существовали две
противоположные друг другу социально-политические
тенденции, отражающие определенные общественные
настроения и интересы: тенденция
к непрерывному развитию и совершенствованию
и тенденция к сохранению в
прежнем состоянии
Первую из них называют прогрессивной, революционной, а вторую - консервативной, реакционной. Органичное сочетание их, максимальный учет отражающихся в данных тенденциях общественных настроений и интересов создает необходимую устойчивость государственному механизму, порождает определенный социальный баланс.
В тех же случаях, когда государство в силу каких-то причин не способно учитывать в равной мере данные тенденции, создавать проводимой им внутренней и внешней политикой необходимый для его нормальной жизнедеятельности социальный баланс, оно неизбежно будет находится в постоянном кризисном состоянии, постепенно терять устойчивость и способность адекватно отвечать на вызовы со стороны окружающей его экономической и социально-политической среды.
Один из важнейших инструментов регулирования рыночной экономики - государственные закупки продукции, работ и услуг. Доля госзакупок в конечном спросе весьма велика (в развитых странах - 20-30% ВВП, а в продукции ВПК - свыше 50%). Закупки делаются преимущественно в рамках целевых программ, для выполнения которых образуются специальные государственные компании, которые размещают заказы среди государственных и частных корпораций и координируют их работу.
Переход от административно-волевого принятия решений, касающихся объемов и цен закупаемых товаров, выбора поставщиков, условий и сроков поставок, оплаты и контроля качества, к конкурентным принципам (в частности, на основе тендеров) заставляет производителей концентрировать усилия не на поиске подходов к высокопоставленным чиновникам, а на повышении качества и снижении цен предлагаемых товаров при обязательном соблюдении условий контрактов.
В настоящее время принципиально по-новому ставиться вопрос об усилении государственного воздействия на экономику. Проблема в том, в каком направлении произойдет это усиление. Возможны два пути. Первый - это усиление административных функций, т.е. решение экономических проблем посредством приказа. Второй - усиление экономических форм воздействия посредством кредитной и налоговой системы, определение правовых норм ведения конкуренции, лицензирования определенных видов деятельности.
Одним их необходимых средств воздействия на экономику является банкротство. Одним из основополагающих постулатов жизни является то, что всякие действия имеют последствия. Последствия жизни - это механизм обратной связи, который ведет к познанию, коррекции и прогрессу. На Западе к банкротству прибегают как к последнему средству, и предприятие, стоящее на грани банкротства, всячески подталкивают к тому, чтобы оно выторговывало себе приемлемые условия для выхода из создавшейся ситуации, предложив кредиторам план действий по выплате долга. Банкротство является высшей формой ответственности.
Заключение
Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:
Функция государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.
В процессе
функционирования государство оказывает
целенаправленное воздействие на различные
сферы жизни, общественные процессы
и связи. Выполняя определенные функции,
государство посредством
Каждая
функция государства имеет
Экономическая функция зависит от того, осуществляется она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности государство самостоятельно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборот, распределение ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой.
При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции, экономика развивается преимущественно на основе саморегулирования, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства.
При характеристике
экономической функции
Список используемой литературы: