Экономический анализ как основа принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений НТП, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, инициативы и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отдается экономическому анализу. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обоснованные планы и управленческие решения, осуществляется за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства. В настоящее время АХД занимает важное место среди экономических наук.

Содержание

Экономический анализ как основа принятия управленческих решений: предмет, базовые концепции, субъекты - пользователи аналитической информации.............................................................................................................2
Показатели затрат и себестоимости продукции. Расчеты сметы себестоимости продаж…...………………………………………………...……..4
Задача………………………………………………………………..………9
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по КАФХД.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Вариант №1

 

 

  1. Экономический анализ как основа принятия управленческих решений: предмет, базовые концепции, субъекты - пользователи аналитической информации.............................................................................................................2
  2. Показатели затрат и себестоимости продукции. Расчеты сметы себестоимости продаж…...………………………………………………...……..4
  3. Задача………………………………………………………………..………9
  4. Список использованной литературы…………………………………….12

 

 

 

  1. Экономический анализ как основа принятия управленческих решений: предмет, базовые концепции, субъекты - пользователи аналитической информации

 

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений НТП, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, инициативы и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отдается экономическому анализу. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обоснованные планы и управленческие решения, осуществляется за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства. В настоящее время АХД занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают в качестве одной их функций управления производством. Роль анализа как средства управления производством с каждый годом растет:

  • во-первых, необходимостью повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышения науко – и капиталоемкости производства;
  • во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям;
  • в-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с приватизацией предприятий и некоторыми мероприятиями экономической реформы.

Обеспечение эффективности функционирования предприятия требует экономически грамотного управления производственной системой, которое заключается в реализации таких процессов как планирование, учет, анализ и принятие управленческого решения. С помощью анализа выявляются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития. Таким образом, можно сказать, что анализ хозяйственной деятельности является научным элементом обоснования руководящих решений в бизнесе.

 

Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи между показателями, характеризующие деятельность предприятий, изучаемых на основе данных планирования, учета, отчетности и других источников информации. 

Отсюда вытекают основные задачи экономического анализа:

  • Изучение характера действия экономических законов в конкретных условиях предприятия.
  • Научное обоснование текущих и перспективных планов.
  • Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов.
  • Поиск резервов повышения эффективности производства с помощью приемов и методов, передового опыта, достижений науки и практики.
  • Оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей.
  • Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

 

Потребителями информации, являющейся результатом анализа, выступают, как правило, собственники предприятия, его администрация и потенциальные инвесторы.

 

 

 

  1. Показатели затрат и себестоимости продукции. Расчеты сметы себестоимости продаж

 

Одним из важнейших показателей деятельности предприятия, влияющих напрямую на финансовые результаты, является себестоимость производимой продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

От величины себестоимости зависят: уровень прибыли предприятия, конкурентоспособность продукции, финансовое состояние.

Источниками информации для проведения анализа являются: данные статистической отчётности, “Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции”, данные бухгалтерского учёта: синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств.

В себестоимости находят выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Ее значение отражает степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества работы отдельных работников и руководства в целом.

Основными задачами анализа себестоимости продукции являются:

1) объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее динамики;

2) своевременное выявление непроизводительных  затрат и потерь;

3) выявление основных направлений  более рационального использования  производственных ресурсов;

4) оперативное воздействие на  формирование показателей себестоимости.

Анализ себестоимости – сложный процесс, поэтому он должен проводиться с участием специалистов экономических и технических служб предприятия. При этом надо иметь в виду следующие, что для предприятий, имеющих материалоёмкую продукцию,  основное внимание следует уделять анализу переменной части затрат. А для предприятий торговли, посреднических и наукоёмких, следует уделять анализу постоянной части затрат.

Наиболее важным признаком для цепей анализа является деление затрат по элементам затрат, по статьям затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции. Методы деления затрат на постоянные и переменные.

К постоянным затратам принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёма производства (амортизация, арендная плата, определённые виды заработной платы руководителей организаций и пр.)

Под переменными понимают затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёмов производства (затраты на сырьё, основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих, затраты на техническую энергию и др.)

Анализ себестоимости проводят по следующим направлениям:

- анализ общей суммы затрат  на производство продукции;

- анализ затрат на 1 рубль произведенной  продукции;

- анализ себестоимости отдельных  изделий;

- анализ прямых материальных  и трудовых затрат;

- анализ косвенных затрат.

Анализ себестоимости начинают с анализа динамики себестоимости всей товарной продукции, при этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода.

В процессе анализа выявляют, по каким статьям затрат произошёл наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы переменных и постоянных расходов.

Следующим этапом является изучение структуры затрат на производство и ее изменение по отдельным элементам.

Особо тщательно изучают материальные затраты, т.к. они занимают наибольший удельный вес в с/с продукции. Если в результате сравнительного анализа по статье сырье и материалы выявляется перерасход, то выясняют факторы, влияющие на данный перерасход.

Самой основной причиной такого перерасходы являются 3 основных фактора:

  1. Изменение объема выпуска продукции (отклонение по выпуску товарной продукции в % умноженный на объем материальных затрат, предусмотренных планом)
  2. Изменение структуры и ассортимента выпуска продукции (из плановых затрат на фактический выпуск продукции вычитают затраты по плану и из полученных отклонений вычитают результат 1-го фактора)
  3. Изменение уровня затрат на единицу продукции (для чего вычитают из фактических затрат плановые, пересчитанные на факторный объем выпущенной продукции)

Общая сумма затрат может измениться из-за объёма выпуска продукции, её структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов.

Затраты по экономическим элементам отражают затраты по экономическому содержанию независимо от места возникновения затрат. Анализ затрат по экономическим элементам констатируют факт отклонений, но не  позволяет установить причины и место их возникновений. Данный анализ помогает найти направление поиска резерва, выявить наиболее затратоемкие статьи и виды затрат на которые следует обратить внимание.

Группировка затрат по экономическим элементам указывают, что затрачено, какие ресурсы и в какой пропорции потребляются в производстве.

Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим её прямую связь с прибылью, является уровень затрат на 1 рубль произведенной продукции.

Данный показатель является универсальным, т.к. может рассчитываться в любой отрасли народного хозяйства и наглядно отображать связь между прибылью и себестоимостью. Рассчитывается он по формуле:

 

 

Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: изменение объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат.

Влияние данных факторов на объем товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок.

Анализ затрат по статьям калькуляции дает возможность не только получить наиболее полную картину изменения затрат, но и разобраться где произошли отклонения и кто их виновник.

Данный анализ базируется на классификации затрат по местам их возникновения, независимо от экономического содержания, поэтому можно установить место отклонения: основное производство, общепроизводственные расходы, общехозяйственные, коммерческие расходы. Анализ проводится по схеме:

1. Определяется как изменилась  себестоимость в целом, в т.ч. за  счет самих затрат и за счет  количества и структуры продукции.

2. Определяется какие  произошли изменения в разрезе калькуляционных статей затрат, т.е. экономии или перерасход в целом.

3. Определяется изменения  калькуляционных затрат, приходящихся на 1 руб. товарной продукции.

Анализ данных позволяет установить где: в основном производстве (прямые затраты), во вспомогательном, обслуживающем производстве (общепроизводственные), в управлении (общехозяйственные) или в сбыте (коммерческие расходы) произошло изменение затрат.

 

Классификация затрат по статьям калькуляции:

сырье и материалы; возвратные отходы; покупные изделия и полуфабрикаты; топливо и энергия; транспортно-заготовительные расходы; основная заработная плата производственных рабочих; дополнительная заработная плата производственных рабочих; отчисления на социальные нужды; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; общепроизводственные расходы; общехозяйственные расходы; прочие производственные расходы; коммерческие расходы;

1-9 – цеховая себестоимость;

1-12 – производственная  себестоимость;

1-13 – полная себестоимость.

На промышленном предприятии применяются 3 основных метода калькулирования себестоимости и учёта затрат на производство.

1.Позаказный метод.

2.Попередельный – применяется в таких отраслях промышленности, в которых сырьё последовательно проходит несколько стадий обработки (металлургическая, деревообрабатывающая, текстильная).

3.Нормативный метод – затраты планируются и учитываются на основание норм.

 

Все затраты, входящие в состав калькуляционных статей можно разделить на прямые и косвенные. Прямые связаны с производством определенных видов продукции и прямо относятся на себестоимость этой продукции. Прямые материальные – сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели. Прямые трудовые – основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих с отчислениями. Косвенные (накладные) расходы – связаны с производством нескольких видов продукции и относятся на статьи калькуляции путем распределения пропорционально соответствующей базе (РСЭО, общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

Отдельно изучают косвенные затраты, т.к. они существенно влияют на уровень с/с затрат производства и повышают ее уровень. В процессе такого анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение косвенных затрат, изучают структуру косвенных затрат, с/с продукции и их удельный вес, а затем сравнивают по плану или прошлому году.

Из состава косвенных затрат выделяют следующие статьи, на которые необходимо уделить особое внимание:

  1. РСО (расходы на содержание оборудования)
  2. Общехозяйственные и общецеховые расходы
  3. Коммерческие расходы

В заключении анализа косвенных затрат подсчитывают резервы, возможность сокращения и разрабатывают конкретные мероприятия по  их освоению.

 

Практическое задание

 

А. Балансовая стоимость основных средств в начале года составляла 30000 у.е., среднегодовая стоимость вводимых средств – 4000 у.е., выбывающих – 5100 у.е. Норма амортизационных отчислений – 8,3%. Определить размер отчислений в фонд развития производства, если процент отчисления в этот фонд равен 35% от суммы амортизационных отчислений.

Информация о работе Экономический анализ как основа принятия управленческих решений