Экономический кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Проблема переходности экономики превратилась по многим параметрам в глобальную. В настоящее время к странам с переходной экономикой, по международной классификации, отнесено свыше 25 государств. Потребность в осмыслении проблем переходной экономики России обусловливает необходимость учета действия общемировых закономерностей и опыта в этой области, а также конкретно-исторического своеобразия нашей страны. После распада СССР в России в 1992 г. началась радикальная экономическая реформа, основанная на монетаризме и так называемой «шоковой терапии». Эта реформа, с одной стороны, способствовала нарастанию рыночных элементов в экономике России, а с другой, привела к обострению многих социально-экономических проблем.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1.Структурный кризис и особенности его проявления …………………………………………..5
1.1. Понятие и сущность структурного кризиса…………………………..........................5
1.2 Причины структурного кризиса в России……………………………………………..8
2. Виды кризисов…………………………………………………………………………………..12
2.1. Кризис перепроизводства………………………………………………………….....12
2.2. Кризис недопроизводства…………………………………………………………….25
3. Стабилизация и дальнейшее развитие экономики ВКО……………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………………........29
Список литературы………………………………………………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

- технологическая  деградация экономики: вымывание  наукоемкой продукции (особенно  в машиностроении), резкое сокращение  затрат на науку, падение доли  высокотехнологичных отраслей.

Только в управлении и финансовом секторе наблюдается прогресс: сокращение доли III и реликтовых технологических укладов, рост доли современных укладов. Во всех остальных отраслях (машиностроение, ТЭК, сельское хозяйство, химия и нефтехимия, производство товаров народного потребления) наблюдается сокращение доли V и IV технологических укладов, рост доли III и реликтовых укладов. Причины – отказ от инновационного пути перестройки экономики, ориентация на экспорт сырья и продукции первичной переработки, сосредоточение основных финансовых ресурсов в сфере обращения, оторванного от реального сектора;

- изменения  в структуре собственности: доли  государственной (включая муниципальную)  и частной собственности почти  сравнялись, возникла акционерная  собственность как результат деэтатизации экономики, широкомасштабной приватизации. Подобные сдвиги, однако, не привели к появлению эффективного собственника (как в государственном, так и в частном, за редким исключением, секторах), эффективность экономики не повысилась, а, наоборот, упала;

- трансформация  структуры внешнеэкономических  связей в результате распада  СССР и либерализации экономических  связей с зарубежными странами, а именно: увеличение внешнеторгового  оборота; огромный объем нелегального  импорта и экспорта; невиданное «бегство» капиталов; растущий объем внешнего долга и расходов на его обслуживание; резко возросшая доля в экспорте продукции ТЭК и комплекса конструкционных материалов, падение доли машиностроения; резкий рост импорта сельскохозяйственной продукции, продукции пищевой промышленности, потребительских товаров. Такие изменения во внешнеэкономических связях приближают структуру российской экономики к структурам экономик развивающихся стран с ориентацией на экспорт сырья и импорт готовой продукции, ставят Россию в неравноправное положение по отношению к развитым странам.

3. Переживаемый  Россией в настоящее время  переходный период трансформации  позднее индустриального общества  в постиндустриальное, что является  отражением общемировой тенденции.

Этот период развитый Запад фактически прошел в 70–80-х гг., РФ же несколько отстала.

 

 

 

 

2. Виды кризисов

2.1. Кризис перепроизводства

Кризис перепроизводства возникает, когда предложение на рынках товаров и услуг превосходит  спрос. Кризисы перепроизводства приводят к снижению использования ресурсов производства: увеличению количества безработных и остановке заводов и фабрик. 
Объем производства в долгосрочной перспективе увеличивается. Однако экономисты давно заметили, что рост производства непостоянен – он подчиняется цикличным законам. Другими словами, в течение одних периодов наблюдается очень быстрый рост, который сменяется более медленным ростом – или даже сокращением производства. Эти наблюдения привели к появлению понятия цикличности экономики, которое признается всеми экономистами, но объясняется ими по-разному. Характерно, что кризисы перепроизводства возникают на пиках деловой активности и представляют собой часть процесса цикличности. Поэтому совсем не удивительно, что разнообразие взглядов на процесс цикличности привело к разному пониманию причин кризисов перепроизводства.

Как правило, кризису  перепроизводства присущи:

  • Низкий спрос на товары и услуги.
  • Высокий уровень банкротств.
  • Низкий уровень деловой активности: те предприятия, которые ещё не обанкротились, сворачивают свою деятельность; количество новых предприятий мало.
  • Растущая безработица.
  • Снижение реальной заработной платы наемных работников.

Эти проблемы наблюдаются  не в какой-то одной, а в самых  разных отраслях экономики, и усиливают  друг друга по принципу порочного круга. Так, низкий спрос приводит к банкротствам и низкому уровню деловой активности. Они, в свою очередь, приводят к безработице. Высокая безработица в сочетании с низкой потребностью в рабочей силе приводит к снижению зарплат. Даже если какое-то предприятие не хочет снижать зарплаты, оно вынуждено это сделать из-за малого спроса на свою продукцию, заставляющего переходить на режим жёсткой экономии. Безработица, низкий уровень оплаты труда и страх потерять работу заставляют население предельно сокращать личные расходы, то есть приводят к низкому спросу.

Важным в  механизме формирования кризиса  является кризис доверия: предприятия требуют друг от друга немедленной оплаты долгов, как из опасения, что должник может обанкротиться, так и из-за тяжёлого положения самих заимодавцев. В тяжёлой экономической ситуации требования немедленной оплаты долгов приводят к банкротствам. Банкротство должников дополнительно ухудшает положение заимодавца и может, в свою очередь, приводить к его банкротству, то есть возникает цепная реакция банкротств.

Кроме того, низкие зарплаты приводят к снижению себестоимости  товаров; в сочетании с жёсткой конкуренцией за уменьшающиеся рынки цены на товары падают. Происходит дефляция (снижение цен). Дефляция затрудняет возврат долгов, если они не прикреплены к индексу потребительских цен.

Кризис перепроизводства следует отличать от рецессии, в ходе которой баланс спроса и предложения если и нарушается, то гораздо слабее, а также от кризиса какой-то отрасли. В последнем случае уволенные работники находят себе работу в других отраслях, и уровень безработицы или зарплат в целом меняется мало.

 

Классическая  школа экономики

Классическая  школа, или Классическая политическая экономия (англ. classical political economy) — направление экономической мысли, в рамках которой была разработана важнейшая парадигма экономической науки — трудовая теория стоимости; кроме этого, вслед за физиократами, классики пропагандировали экономический либерализм. Школа активно развивалась в конце 17 века — 30-х годах 19 века.

Основателем направления является А. Смит, его ближайшими последователями («смитианцами») — доктор Дж. Андерсон, граф Лодердейл (1759—1838), Т. Мальтус, Т. Тук, полковник Роберт Торренс (1780—1864), сэр Э. Уэст и Дж. Х. Марсет. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.

Новый этап в развитии классической школы знаменует собой фигура Д. Риккардо с его развитием концепции стоимости, оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли. В число непосредственных последователей Д. Рикардо входили английские экономисты Дж. Милль, Дж. Р. МакКуллох и Т. де Куинси; кроме этого к «рикардианцам» относят У. Сениора и Г. Мартино.

Трудовая теория стоимости  привела к появлению группы экономистов, выступавших в защиту класса, зарабатывавшего деньги при помощи труда. Эти учёные известны в истории под названием «социалисты-рикардианцы». Среди них можно выделить Т. Годскина, Уильяма Томпсона (ок.1785 — 1833), Чарльза Холла (1745—1825), Джона Грэя (1799—1850), Джона Фрэнсиса Брэя (1809—1895).

Экономистами, поддерживавшими  классическую школу в континентальной  Европе (Continental Classicals) являлись француз Ж. Б. Сэй, швейцарец Ж. Симонд де Сисмонди и немецкий экономист Ф. фон Германн.

Завершающий этап эволюции школы представлен творчеством Дж. С. Милля, в работах которого нашли окончательное воплощение принципы классической школы в экономической теории.

В классической экономической  теории экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов, а любое производство организуется для того, чтобы увеличить потребление.

До зарождения основ классической школы в экономической науке в обществе главенствовало мнение о необходимости государственного вмешательства в экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования богатства и благополучия государства. Однако с конца 17 — начала 18 века формируются идеи невмешательства государства в экономическую жизнь общества, то есть экономический либерализм.

Именно в это времени  зарождается новая теоретическая школа экономической мысли. Позднее она получит название классической политической экономии.

Представители классической школы заново сформулировали предмет  и метод изучения экономической  теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый план промышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.

Если обратиться к  истории термина «экономика», то во времена Древней Греции он означал «хозяйство, дом». В период меркантилистов под экономикой стали понимать науку о государственном хозяйстве, управляемом монархом. Наконец, черты научной дисциплины экономика приобрела в конце 17-го — первой трети 19-го века. Термин «классическая политическая экономия» ввел К. Маркс, исходя из того, что «классическая школа» со свойственной ей классовой направленностью «исследовала производственные отношения буржуазного общества».

Принято считать, что  классическая политическая экономия зародилась в конце XVII — начале XVIII в. в трудах У.Петти (Англия) и П.Буагильбера (Франция).

Время ее завершения рассматривается  с двух теоретико-методологических позиций. Так, марксистская позиция  устанавливает период завершения развития первую четверть 19 века, и завершителями  школы считаются английские ученые А.Смит и Д. Рикардо. По другой — наиболее распространенной в научном мире — классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж. С.Милля.

Выделяют этапы развития классической политической экономии:

    • Первый этап: середина 17 — начало 18 века. Этот период характеризуется расширением рыночных отношенией. Развенчивание теории меркантилизма. Главными представителями этого направления в данный период времени считаются У. Петти и П. Буагильбера.

Вторая половина первого этапа приходится на середину — начало второй половины 18 века, характеризуется появлением такого направления школы, как физиократизм. Среди представителей данного направления можно выделить Ф.Кене, А. Тюрго и др. Представителя физиократов придавали большее значение изучению сельского хозяйства, чем сферы обращения денежных средств.

Физиократы значительно продвинули экономическую науку, обозначили новое толкование ряда микро- и макроэкономических категорий. Но их внимание было приковано к проблемам сельскохозяйственного производства в ущерб другим отраслям экономики и особенно сфере обращения.

  • Второй этап полностью связан с именем Адама Смита. Среди его трудов можно выделить монументальное произведение «Богатство народов» (1776 год). Основой его теории стало то, что экономические законы незыблемы и объективны вне зависимости от воли и сознания человека. Законы, открытые Смитом — разделения труда и роста производительности труда — классические. Его трактовки товара и его свойств, денег, заработной платы, прибыли, капитала, производительного труда и др. лежат в основе современных экономических концепций.
  • Третий этап — вся первая половина 19 века. В историческом аспекте характеризуется с завершением промышленного переворота в развитых странах. В этот период идеи А. Смита углублялись и дополнялись целой группой его последователей. Среди них можно выделить Д. Рикардо, Т. Мальтус, Н. Сеннор, Ж. Б. Сей, Ф. Бастиа и др.
  • Четвертый этап — завершающий этап во второй половине 19 века. Это период обобщения лучших достижений классической школы. Яркими представителями этого этапа являются Дж. С.Милль и К.Маркс. В этот период началось формирование «неоклассической экономической теории».

Проблема перепроизводства была определена еще в политэкономии времен Адама Смита и Давида Рикардо. Центральное место при рассмотрении кризиса перепроизводства «классиками» занимает закон Сэя, согласно которому стоимость созданных товаров представляет собой совокупные доходы, на которые в свою очередь покупаются товары соответствующей стоимости. Иными словами, совокупный спрос всегда равен совокупному производству, а это значит, что «системного» перепроизводства на всех рынках просто не существует. Однако представители классической школы экономики признают возможной временную ситуацию перепроизводства как следствие «ошибок» производителей при «угадывании» предпочтений потребителей. Однако ситуация перепроизводства может сложиться только на отдельных рынках.

Теория Кейнса

Кейнс создал школу  экономического анализа, представители которой утверждают что для стимуляции экономики следует стимулировать совокупный спрос. Кейнс говорил, что государство должно создавать рабочие места путем увеличения государственных расходов, что увеличивает совокупный спрос. Для финансирования государственных расходов Кейнс советовал выпускать государственные облигации.

В теории о самофинансировании Российской экономики мы говорим, что  если есть существенная безработица, можно  печатать деньги и создавать рабочие  места. В чем же отличие от теории Кейнса, который предложил это 70 лет назад?

При выпуске  государственных облигаций количество денег в обращении увеличивается. Коммерческие банки, которые покупают государственные облигации, создают  новые деньги путем создания новых  вкладов, вне зависимости от того это государственный долг или частный. При этом количество денег в обращении увеличивается, но количество товаров не увеличивается. В результате покупательная способность денег уменьшается, и деньги обесцениваются. То есть увеличение инфляции и государственной задолженности есть цена, которую кейнсианцы предлагают платить за улучшение экономики. А главным инструментом такой экономической политики является повышение совокупного спроса. Кейнсизм не признает важности совокупного предложения.

Мы утверждаем что экономика стоит на двух ногах, не на одной. И совокупный спрос, и  совокупное предложение одинаково  важны для экономики. Мы говорим  что государство не должно создавать  рабочие места. Государство должно только обеспечить увеличение банковского кредита путем увеличения банковских резервов. Чтобы деньги не обесценивались, нужно увеличить совокупное предложение, т.е. производить товары. Для этого коммерческие банки должны увеличить кредит для создания основных фондов производства, без увеличения которых невозможно увеличить совокупное предложение.

Информация о работе Экономический кризис