Экономический кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Экономические кризисы можно подразделить на две основные группы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 5
1.Определение и классификация 5
2.История и хронология возникновения мировых экономических кризисов 7
3.Длинные волны и технологические уклады 8

Глава 2. СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 15

2.1. Единая мера стоимости 15

2.2. Современный мировой экономический кризис 17

2.3. Структурные кризисы и структурная перестройка в экономике 19

2.4. Пути решения проблемы современного экономического кризиса 23

Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ 28

3.1. Особенности экономического кризиса в России в 90-х годах 28

3.2. Особенности экономического кризиса 2008 года в России 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.docx

— 113.94 Кб (Скачать файл)

     Преимущество  метода антициклического регулирования в том, что его можно применять очень оперативно, не принимая соответствующего закона. Важно лишь точно определить время повышения или снижения процентной ставки.

      С целью расширения совокупного  спроса в фазах кризиса и  депрессии государство проводит  политику «дешевых денег», снижает  ставки налогов на прибыль,  заработную плату, предоставляет  льготы при условии ускоренного  списания стоимости основных  фондов, что является средством  стимулирования инвестиций в  негосударственный сектор экономики.  Во время кризиса правительство  увеличивает объем прямых капиталовложений  в государственный сектор, прежде  всего, в отрасли экономической  и социальной инфраструктуры (сферу  транспорта и транспортного строительства,  электро-, газо- и водоснабжения, жилищное строительство, атомную энергетику и др.) Так, в США из почти 43 тыс. миль межштатной системы скоростных автомагистралей ежегодно становятся непригодными около 2 тыс. миль, которые необходимо ремонтировать за счет государственного бюджета. В 1948—1949 гг., чтобы уменьшить глубину экономического кризиса, государство увеличило объем инвестиций вдвое (в сравнении с 1946 г.). Однако в последующий период объем государственных капиталовложений во многих развитых странах мира постепенно сокращался. Так, их часть в ВНП за период 1970-1985 г.г. снизилась, %: в ФРГ — с 6,1 до 3,9, во Франции — с 4,2 до 3,0, в Великобритании — с 5,0 до 2,4, в странах ЕС-с 5,0 до 4,0.

     В фазе подъема государство  увеличивает  налоги, процентные  ставки, отменяет налоговые льготы, уменьшает объемы прямых капиталовложений, что тормозит процесс чрезмерного  «перегрева» экономики, ослабляет  противоречие между производством  и потреблением, сглаживает резкие  колебания при переходе от  одной фазы промышленного цикла  к другой. При этом между принятием  мер в области кредитно-денежной  политики и получением определенного  результата проходит длительный  промежуток времени. По оценке  западных ученых, этот временный  лаг в условиях циклического  спада составляет от 5 до 20 месяцев,  а в период подъема — 10—24 месяца. С наибольшим опозданием  действуют методы налогового  регулирования, что в значительной  мере обусловлено продолжительностью  законотворческого процесса, поэтому  исключительно важно иметь четкий  экономический прогноз механизма  протекания экономического цикла.

     Антициклическое и антикризисное регулирование осуществляется экономическими, правовыми и административными методами.

     Антициклическое регулирование со стороны олигополии осуществляется посредством выработки ими согласованной политики, выполнения государственных программ и др. В то же время их действия нередко противоречат политике государства в этой сфере. Наднациональные органы в странах ЕС проводят в значительной мере унифицированную промышленную, структурную, налоговую, амортизационную и другие формы политики, что является важным фактором антициклического регулирования, синхронизации экономического цикла.

     Антициклическое регулирование в современных условиях также обусловливают значительные различия между современными экономическими кризисами (в послевоенный период) и кризисами XIX в. Суть различий состоит в следующем: 1) современные кризисы менее глубоки, но происходят чаще; 2) в отличие от кризисов в прошлом, когда имело место перепроизводство товаров, современные кризисы характеризуются перепроизводством основного капитала (в форме простоя значительной части производственных мощностей); 3) если во время кризисов в прошлом происходило резкое снижение цен, в современных условиях оно, как правило, отсутствует; 4) современные экологические циклы характеризуются менее продолжительным периодом прохождения фаз собственно кризиса и депрессии, и соответствующим увеличением фаз оживления и подъема; 5) в отличие от стихийного характера кризисов в прошлом, современные экономические кризисы, механизм их протекания все больше поддаются регулированию; 6) в современных условиях наблюдается синхронизация экономического цикла, прежде всего, финансовых кризисов. Свидетельством последнего является финансовый кризис в Японии и Южной Корее, разразившийся в конце 1997 г. С целью его локализации, недопущения его разрастания МВФ и Мировой банк предоставили Южной Корее беспрецедентный за всю историю своего существования кредит в сумме 47 млрд. дол. 
 
 
 

Глава 3. Экономический кризис в России

3.1. Особенности экономического кризиса в России в

90-х  годах 

     На  Западе преобладают циклические  кризисы. У нас же протекает, по всей видимости, нерегулярный кризис (нет  признаков цикличности, за многие последние десятилетия не было аналогичных явлений).

     Главная необычность кризиса  в России состоит в том, что  в индустриально развитой стране  имеет место не перепроизводство  товаров и услуг, а их огромная  нехватка. Чем это объясняется?

     Первая  причина заключается в  том, что  в СССР государство  полностью монополизировало экономику  и базировало ее на постоянном  дефиците средств производства для гражданских отраслей хозяйства и предметов потребления.

     Другой  причиной кризиса стала  глубокая деформация структуры  народного хозяйства. Мы знаем,  что такая деформация – следствие  преобладающего роста I и III подразделений,  слабого развития II подразделения  и сферы услуг.

     Отрицательную роль сыграла ориентация  на преимущественно  экстенсивное  развитие народного хозяйства.  Предпосылки кризиса недопроизводства  возникли еще в 70-х годах,  когда экстенсивный путь расширенного  воспроизводства стал исчерпывать  свои возможности, что сказалось  на снижении темпов увеличения  национального дохода. Если среднегодовые  темпы прироста национального  дохода в нашей стране в  1966-1970 гг. составили 7,8 %, то в 1971-1975 гг. – 5,7, в 1976-1980 гг. – 4,3, в 1981-1985 гг. – 3,2 и в 1986-1990 гг. – 1,3 процента.

     Особенно  значительным было падение  производства в топливных и  сырьевых отраслях промышленности. Здесь и в ряде других отраслей  добывающей и перерабатывающей  промышленности сказалась ограниченность  природных ресурсов, возрастающие  трудности их добычи, а также  тяжелые экологические последствия  нерационального использования  естественных ресурсов. В результате  снижение уровня добычи и переработки  исходных средств производства в первом подразделении отразилось на экономическом росте в целом.

     Кризис  недопроизводства во многом  обусловлен застойным состоянием  сельского  хозяйства, продукция  которого служит исходной основой  более 2/3 фонда текущего потребления  в составе национального дохода. В течение 70-80-х годов производство  зерна, хлопка-сырца, сахарной  свеклы, картофеля и овощей находилось  примерно на уровне простого  воспроизводства. По оценкам специалистов, неудовлетворенный спрос населения  на продукты питания достиг 1/3 объема их производства.

     Третьей причиной кризиса недопроизводства  явилась глубоко ошибочная экономическая  политика, которая проводилась во 2 пол. 80-х г.г. и нач. 90-х .

     Эта политика была направлена  на усиление материального стимулирования  работников и расширение социальных  выплат населению. Она полностью  противоречила реальному состоянию  экономики, поскольку производство  товаров для населения быстро  падало. В 1986-1990 гг. рост денежной  массы в обществе в 6 раз  обгонял увеличение ВНП. Это  привело к серьезному нарушению  закона денежного обращения. Пришли  в движение своеобразные «ножницы»,  лезвия которых – производство  и покупательный спрос – все  более удалялись друг от друга.  Только в 1990 г., когда объем  национального дохода уменьшился  на 4 %, денежные доходы граждан,  напротив, возросли на 17 %. В результате  налицо было обострение кризиса  недопроизводства, который переплелся  с глубоким структурным кризисом.

     Н. Шмелев в своей статье  «Кризис внутри кризиса» пишет,  что он убежден, что причины  наших бед лежат отнюдь не  в экономике. «Они кроются прежде всего в морали, психологии, общем взгляде на жизнь нашей политической и деловой элиты». Отвечая на вопрос, что же фактически привело нынешнюю Россию на грань катастрофы, он пишет, что все началось с ничем неоправданной и вовсе необязательной конфискации сбережений в 1992 г., подорвавшей раз и навсегда доверие и населения, и предприятий к только что возникшему российскому государству и правительству реформаторов. Конечно, все помнят про «денежный навес», полностью разрушивший к концу 1991 г. российский потребительский рынок. Ни при каких обстоятельствах нельзя было допускать такого «шока», который мгновенно превратил большинство российского населения из сторонников в противников реформ, что со всей очевидностью и доказали парламентские выборы 1993 и 1995 г.г.

     Но  этого оказалось мало. Все  последующие  действия правительства  реформаторов лишь углубляли  пропасть между народом и новой властью:

     - «ваучерная афера» и фактически бесплатная раздача в ходе приватизации огромной государственной собственности между «своими» -- номенклатурой и несколькими удачливыми выскочками;

     - режим «экспортных квот», позволявший нашим «скоробогатеям», используя колоссальную разницу между внутренними и мировыми ценами, в мгновение ока превращаться в долларовых миллионеров да при том еще и оставлять основную часть своей «добычи» за границей;

     - таможенные льготы разного рода «ветеранским», «спортивным» и «церковным» организациям, особенно на спиртное, табак, многие виды продовольствия, автомобили;

     - «прокрутка» огромных и фактически бесплатных бюджетных денег через уполномоченные банки, дополненная впоследствии продажей им краткосрочных государственных облигаций под невиданный в мире процент.

     - самый черный, безнаказанный криминал вроде финансовых «пирамид», подпольного производства и контрабанды спиртного, расхищения и продажи военного имущества, коррупции, рэкета, торговли наркотиками и проч.

     Одновременно  вопреки всем и  теоретическим, и практическим  резонам проводилась политика  чрезмерного сужения денежной  массы, создания искусственного  денежного «голода», лишившее подавляющее  большинство предприятий всяких  средств к существованию как текущих, так и инвестиционных.

     Вместе  с тем очень скоро  свою несостоятельность  доказала  и близорукая примитивно-фискальная  налоговая политика правительства   реформаторов. Она не просто довершила   развал огромной части реальной  российской экономики, а вытолкнула  более 40 % ее в теневую, т.е.  полностью неналоговую сферу.

     Еще одна серьезнейшая, по существу трагическая проблема – бегство отечественного капитала из страны. По разным оценкам, из России за 90-е годы эмигрировало порядка 300-400 млрд. долл. В этом прежде всего виновато правительство реформаторов, не сумевшее (а может быть и не хотевшее) поставить действительный заслон перед подобной утечкой как по нелегальным, так и по официальным каналам.

     Еще одна тяжелейшая стратегическая  ошибка – запуск в страну доллара и  установление с самого начала нереального, неоправданно высокого курса рубля  по отношению к нему. Конечно, каждая экономика нуждается в каком-то устойчивом «якоре». Но вместо того, чтобы использовать в этих целях наш же собственный опыт 20-х годов и выпустить параллельную, стабильную и полностью конвертируемую национальную валюту с твердым курсом («червонец»), мы пригласили на эту роль чужую, никак не подконтрольную нам валюту, превратив, таким образом, доллар в истинного хозяина российской экономики.

     Бесспорно во всех печальных событиях был и определенный элемент невезения: во-первых, общая неустойчивость финансовых рынков развивающихся стран, породившая повальную панику среди портфельных иностранных инвесторов, и во-вторых, крупное падение мировых цен на нефть, разом снизившее общие доходы России от экспорта. 

3.2. Особенности экономического кризиса 2008 года в России 

     По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года "начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований".

     Первым признаком начинающегося кризиса в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце мая 2008 года, который перешёл в обвал котировок в конце июля.

     Особенностью российской экономики  перед кризисом являлся большой  объём внешних корпоративных  долгов при незначительном государственном  долге, и третьих в мире по  величине золотовалютных резервах  государства.

Информация о работе Экономический кризис