Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 00:51, контрольная работа
Экономический кризис (др.-греч. κρίσις — поворотный пункт) — серьёзные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.
Экономический кризис…………………………………………………………3
Конкуренция …………………………………………………………………...8
Экономический конфликт……………………………………………………..13
Список использованной литературы………………………………………….15
Содержание
Экономический кризис…………………………………………………………3
Конкуренция …………………………………………………………………...8
Экономический конфликт……………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………….15
Экономический кризис
Экономический кризис (др.-греч. κρίσις — пов
Основные виды — кризис недопроизводства (дефицит) и кризис перепроизводства.
Кризис недопроизводства, как правило, вызывается внеэкономическими причинами и связан с нарушением нормального хода (экономического) воспроизводства под влиянием стихийных бедствий или политических действий (различных запретов, войн и т. п.)
Кризис перепроизводства характеризуется
наличием большого количества товаров,
которые превышают спрос
С развитием рыночной индустриальной
экономики кризисы
Следствием экономического кризиса является уменьшение реального валового национального продукта, массовые банкротства и безработица, снижение жизненного уровня населения.
Среди причин и факторов, приводящих к экономическим кризисам, особое место занимают психологические факторы, так как поведение субъектов экономической деятельности может оказаться "спусковым крючком" для кризиса. Так уже в XIX в. Дж. Миллс отмечал, что объяснение кризисов следует искать в душевных особенностях человека, так как кредит, колебания которого составляют самую характерную черту кризисов, есть явление духовного порядка. Он подчеркивал, что паника уничтожает кредит и соответственно, вредит экономике.
А. Гринспен пишет:
«как определить, в какой момент иррациональный оптимизм завышает стоимость активов настолько, что резко возрастает риск внезапных и продолжительных падений»
В условиях экономического дисбаланса
психологический настрой
Австрийская школа
Кризис в рыночной экономике происходит в результате конъюнктуры на денежном рынке, создаваемой центральными банками и системой не со 100 % нормой резервирования, что приводит к заниженным процентным ставкам, росту денежной массы (см. Банковский мультипликатор). Это создаёт экономический бум. Фирмам кажется, что проекты нужны экономике, будут прибыльны и они начинают инвестировать в потенциально убыточные проекты — «плохие инвестиции». Домохозяйства из-за роста цен перестают сберегать и начинают тратить больше своих доходов — берут ссуды. Бум вечно продолжаться не может и всегда наступает второй этап — крах, кризис. Кредитование падает, денежная масса падает, в результате цены снижаются, предпринимателям приходится срочно продавать «плохие инвестиции». И потребители, и предприниматели в долгах. Начинаются оптимизации производства — происходят увольнения.
Марксизм
Карл Маркс отмечал, что до промышленной революции конца XVIII века не существовало никаких регулярно
повторяющихся бумов и депрессий. Поскольку
эти циклы возникают на исторической сцене
примерно в то же самое время, что и современная
промышленность, Маркс заключил, что кризисы
являются неотъемлемой чертой капиталистической эконо
Владелец капитала (бизнесмен, капиталист, корпорация)
стремится к получению прибыли, которая
является формой прибавочной стоимости. Прибыль отдельный владелец
капитала получит только распродав (обменяв)
произведённые товары. И каждый из владельцев
не видит принципиальных препятствий
для этого. Значит, чтобы прибыль получили
все владельцы нужно распродать все произведённые
товары. Но при этом работники в форме
заработной платы получают стоимость своей рабоч
Таким образом, с точки зрения движения стоимости, баланс может быть сведён, то есть все произведённые товары распределены и оплачены. Это отличает теорию Маркса от теорий «недопотребления рабочим классом».
Однако конкуренция для
снижения затрат на единицу продукции
вынуждает капиталиста
Из-за общего хаотичного характера
экономики (несогласованности действий
производителей) какой-то товар окажется
в избытке, какой-то в дефиците. При
этом каждый капиталист стремится максимизировать
прибыль. Для этого предпринимаются специальные
меры, чтобы искусственно расширить рамки
ограниченного спроса: предлагаются всевозможные
формы кредита, скидок, бонусов и т. п. Всё
это создаёт дисбаланс между суммой зарплат
(которая тратится преимущественно на
потребление) и суммарной стоимостью потребительских
товаров. Следствием этого является нарушение
равновесия между спросом и предложением н
В представлении капиталистов дело принимает форму нехватки денежных средств. Предпринимаются попытки увеличить денежную массу, которая лишь материализует прибыль, но не увеличивает совокупный спрос. Кризис растягивается в фазу депрессии, которая продолжается до тех пор, пока не будет распродан «избыток» товаров. Ситуация усугубляется тем, что предприятия производят дополнительные товары, хотя и в меньшем объёме, чем в период экономического роста.
Общую сумму долгов формирует
разрыв между общей стоимостью товаров
и общей суммой зарплат, затрат на
восстановление/расширение производства
и личного потребления
Однако не следует кредит считать причиной кризиса. Кредитная пирамида является вынужденной мерой для смягчения платёжного и производственного кризиса, то есть последующий кредитный (финансовый) кризис сам является следствием общего кризиса.
«Банкротства достигли страшных масштабов. Каждый спрашивает себя, что его ждёт в будущем. Множество состояний исчезло, множество уменьшилось наполовину, множество семей, прежде зажиточных, сейчас находится в крайней нужде, множество рабочих сидит без работы».
Это цитата не из свежих новостей 2008—2009 годов, а приведённая Карлом Марксом выдержка из миланской газеты Opinione, описывающая кризис, охвативший Европу и Северную Америку в 1857 году.
Конкуренция
Конкуренция (лат. concurrentia
В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:
Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.
Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.
Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:
Создание идеальной модели
совершенной конкуренции
Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция.
Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.
Признаками несовершенной конкуренции являются:
Потери от несовершенной конкуренции:
Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.
Модель монополии:
Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.