Экономический кризис в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Особенность рыночной экономики, проявляющаяся в склонности к повторению экономических явлений, была замечена еще в первой половине XIX в. Изучая причины перепроизводства, кризисы, экономисты обратили внимание на волнообразно-циклические колебания в динамике капиталистического хозяйства.

Содержание

1 Причины цикличности и типы циклов 2
1.1 Понятие цикличности 2
1.2 Причины цикличности 3
1.3 Типы циклов 4
2 Фазы промышленного цикла 6
2.1 Кризис 6
2.2 Депрессия 7
2.3 Оживление 8
2.4 Подъем 8
3 Виды кризисов 10
4 Антициклическое регулирование 12
4.1 Два подхода к антициклическому регулированию 12
5 Экономический кризис в России 14

Вложенные файлы: 1 файл

эк циклы.docx

— 39.55 Кб (Скачать файл)

Однако следует подчеркнуть  два принципиальных положения. Несмотря на все усилия, государству не под  силу преодолеть циклический характер экономического развития; оно в состоянии только сглаживать циклические колебания в целях поддержания экономической стабильности. Наконец, необходимо осознать и принять цикличность с ее кризисной фазой как неизбежность не только разрушения, но и созидания, ибо с ней связано восстановление макроэкономического равновесия в обновление экономического организма народного хозяйства.

4.1 Два подхода  к антициклическому регулированию

Сторонники кейнсианства, ориентируясь на совокупный спрос, основное внимание уделяют регулирующей роли государства с его финансово-бюджетными инструментами, которые используются либо для сокращения или увеличения расходов, либо для манипулирования налоговыми ставками, сжатия или расширения системы налоговых льгот. При этом денежно-кредитная политика играет хотя и важную, но все-таки вспомогательную роль.

Государство, использующее кейнсианскую модель антициклического регулирования, в фазе кризиса и депрессии увеличивает государственные расходы, включая расходы на активизацию инвестиционной деятельности, и проводит политику «дешевых денег». В условиях подъема с целью не допустить «перегрева» экономики и тем самым сгладить пик перехода от подъема к спаду применяется тот же инструментарий, но уже с обратным знаком, направленный на сжатие, свертывание совокупного спроса.

Сторонники классического, или  консервативного направления, концентрируют свое внимание на предложении. Речь идет об обеспечении  задействования имеющихся ресурсов и создании условий для эффективного производства, отказывая в поддержке низкоэффективным производствам и секторам экономики и содействуя свободе действия рыночных  сил.

Основным инструментом становится денежно-кредитное регулирование. Предложение денег становится главным рычагом воздействия на национальную экономику, средством борьбы с инфляцией. Внимание уделяется не либерализации кредита, а кредитной рестрикции, т.е. проведению политики «дорогих денег» путем повышения процентных ставок, что должно содействовать борьбе с перенакоплением капитала. В качестве вспомогательного инструмента используется налогово-бюджетная политика. Проводится жесткая политика сокращения государственных расходов, а следовательно, сжатия прежде всего потребительского спроса. Налоговая политика направлена на снижение налоговых ставок и степени прогрессивности налоговой шкалы. Причем первостепенность  таких налоговых мероприятий адресуется предпринимательскому сектору.

В заключение следует заметить, что  все страны с рыночной экономикой, несмотря на приверженность их правительств тем или иным моделям, концепциям развития, в своей практической деятельности по государственному регулированию национальной экономики прибегают к использованию и кейнсенских, и классических методов воздействия на рыночную конъюнктуру, экономическую деятельность в зависимости от решения задач краткосрочного или долгосрочного характера.

5 Экономический  кризис в России

Экономический кризис в России нельзя отнести ни к одному из перечисленных циклов. Это кризис трансформационный, вызванный переходом экономики к рыночным методам развития. Проблемы выхода из кризиса неразрывно связаны с ускорением экономического роста, первые признаки которого наметились в настоящее время.

Правительство РФ разработало долгосрочную программу развития страны на ближайшие десять лет, цель которой — достичь ежегодных темпов экономического роста как минимум 4— 5%, на этой основе добиться повышения уровня жизни населения до уровня среднеразвитых стран, сократить имущественную дифференциацию, увеличить средний класс, сделать его преобладающим в обществе, сформировать правовое государство, гарантирующее защиту основных прав и свобод человека.

Обсуждение программы развития в рамках общероссийской дискуссии о стратегии экономического развития России позволило сделать несколько весьма важных выводов.

Существующие условия развития и складывающиеся тенденции говорят о том, что у России есть шанс осуществлять устойчивый рост на уровне 5% при условии активизации инновационной деятельности. Тогда, примерно за 10 лет, можно будет решить поставленные актуальные задачи. И решающую роль здесь должно сыграть государство.

Согласно разработанному фондом «Либеральная миссия» прогнозу этот срок распадается на три этапа.

Первый этап — наиболее важный — примерно с 2000 по 2003 гг. Его основные задачи — преодоление кризиса недоверия к правительству и улучшение инвестиционного климата. Темпы при-роста ВВП в этот период будут незначительны, примерно 2—3% >:В год, возможно увеличение безработицы, что связано с жесткой бюджетной политикой, мерами по выравниванию условий конкуренции, ликвидации убыточных предприятий. В этот период должны также состояться оздоровление банковской системы и восстановление финансовых рынков.

Приблизительно  с 2004 г. должен начаться второй этап ускоренного развития рыночного сектора и увеличения инвестиций. В этот период темпы прироста ВВП должны увеличиться до 4—5%, не будет убыточных предприятий, исчезнут неплатежи и бартер. Инвестиции будут расти более высокими темпами, их ежегодный прирост составит 6—7%, увеличатся доля продукции обрабатывающей промышленности в экспорте и доля производственного оборудования в импорте страны, существенно сократится вывоз капитала.

На втором этапе возможны наиболее значимые изменения в: социальной жизни общества. Реальные доходы населения будут расти на 2—3% в год, инфляция составит не более 5%, номинальные денежные доходы будут покрывать увеличение расходов населения. В этот же период планируется завершить пенсионную реформу, реформы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.

Завершение структурной перестройки  экономики и достижение высоких темпов экономического роста возможны только на последнем, третьем этапе, который должен начаться около 2008 г., а завершиться в 2010 г. На этом этапе возможно достижение темпов прироста ВВП на 7—8%, а реальных доходов населения — на 4—5%. Благодаря высоким темпам прироста инвестиций в предыдущем периоде, возникнут условия для существенного роста производительности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономический кризис в России