Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 08:31, курсовая работа
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: провести исследование категорий экономического равновесия экономической системы и путей увеличения экономического благосостояния Республики Беларусь.
Введение
1. Общее экономическое равновесие
1.1 Совокупный спрос и факторы, его определяющие
1.2 Совокупное предложение
1.3 Экономическое равновесие как результат взаимодействия спроса и предложения
2. Национальное богатство: понятие, структура и способы измерения
2.1 Основные макроэкономические показатели
2.2 Экономический рост как важнейший фактор увеличения общественного благосостояния
2.3 Проблемы оценки благосостояния нации
3. Экономический рост в Республике Беларусь
3.1 Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития Республики Беларусь
3.2 Социальная защита населения и эффективность социальной политики в Республике Беларусь
3.3 Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
Поскольку основным источником благосостояния населения являются его доходы, рассмотрим динамику доходов населения (табл. 6). Абсолютные показатели за 1995–1999 г. в табл. 6. приведены без учета деноминации [11, с. 30–31].
Таблица 6. Доходы населения в Республике Беларусь в 1995–2006 г.
Показатель |
Годы | ||||||||||||||
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | ||||
Денежные доходы населения, млрд. руб. |
63077 |
109295 |
217720 |
473980 |
1819556 |
5577 |
11506 |
17087 |
22795 |
29565 |
38622 |
47433 | |||
Денежные расходы и сбережения населения, млрд. руб. |
60298 |
107117 |
212230 |
466593 |
1789667 |
5501 |
11369 |
17018 |
22657 |
29358 |
38284 |
47032 | |||
Реальные денежные доходы населения | |||||||||||||||
1990 г. = 100% |
51,3 |
58,2 |
70,8 |
89,1 |
86,9 |
99,2 |
127,1 |
132,3 |
137,5 |
151 |
178,8 | ||||
1995 г. = 100% |
100 |
113,5 |
138 |
173,6 |
169,3 |
193,2 |
247,5 |
257,6 |
267,6 |
293,8 |
347,9 | ||||
в% к предыдущему году |
66,4 |
113,5 |
121,6 |
125,8 |
97,5 |
114,1 |
128,1 |
104,1 |
103,9 |
109,8 |
118,4 | ||||
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. |
755,1 |
1212,2 |
2270,1 |
4635,2 |
19580,8 |
58,9 |
123,0 |
189,2 |
250,7 |
347,5 |
463,7 | ||||
Индексы реальной начисленной среднемесячной заработной платы работников | |||||||||||||||
1990 г. = 100% |
56 |
59 |
67 |
79 |
85 |
95 |
123 |
133 |
137 |
161 |
195 | ||||
1995 г. = 100% |
100 |
105 |
120 |
142 |
152 |
170 |
221 |
238 |
246 |
289 |
349 | ||||
в % к предыдущему году |
95 |
105 |
114 |
118 |
107 |
112 |
130 |
108 |
103 |
117 |
121 | ||||
Из данных табл. 6. прослеживается увеличение денежных доходов населения в Республике Беларусь за период 1995–2006 гг. с 63,077 млрд. руб. до 47433 млрд. руб. соответственно. Это в свою очередь привело к увеличению сбережений населения. При этом уровень реальных денежных доходов населения в 2000 г. превысил уровень 1990 г., а в 2006 г. составил 209,7% к уровню 1990 г. и 408,1% к уровню 1995 г. Постоянный рост реальных денежных доходов по отношению к предыдущему году отмечается в Республике Беларусь с 2000 г.
Особенности стабилизационной политики Республики Беларусь. Важным условием снижения темпов инфляции стала стабилизация курса белорусского рубля, что рассматривается как значительный успех политики Национального Банка Республики Беларусь в условиях открытой экономики. Для поддержания необходимого уровня занятости, наряду с совершенствованием рынка труда и системы профессиональной переподготовки, правительство широко использует вмешательство в деятельность государственных предприятий. Применяются и административные меры и для регулирования цен на основные потребительские товары. В целом, характерным для стабилизационной политики в Республике Беларусь является активное сочетание экономических и административных институтов.
Проблема стабилизации занятости и снижения инфляции сохраняет актуальность и для Республики Беларусь. В последние годы в деле решения этой проблемы достигнуты значительные результаты: уровень безработицы снизился со 131 тыс. чел. в 1995 г. до 95,8 тыс. чел. в 2000 г. и 52 тыс. чел. в 2006 г. [2. с. 202].
На основании динамики приведенных
данных можно сделать вывод, что
в настоящее время
3.2 Социальная защита
населения и эффективность
В Республике Беларусь важнейшим видом
государственных минимальных
Объективной базой минимума заработной
платы должен служить минимальный
потребительский бюджет, поэтому
минимум заработной платы пересматривается
при изменении БПМ в
Важной составляющей статистического
изучения уровня жизни являются выборочные
обследования домашних хозяйств, результаты
которых используются для оценки
благосостояния населения и степени
его экономической
В республике ежегодно обследуется около 6 тысяч домашних хозяйств, в том числе в городах и поселках городского типа – 67%, из них в г. Минске – 16%, больших городах – 28%, малых городах – 23%; сельских населенных пунктах – 33% домашних хозяйств [11, с. 102].
Домашнее хозяйство – одно лицо или группа лиц, для которых общими являются бюджет и место проживания. При этом родственные связи не являются обязательными.
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств – это денежные средства домашних хозяйств, стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, за вычетом материальных затрат на их производство, а также стоимость предоставленных в натуральном выражении льгот и дотаций.
Оценка стоимости потребленных
продуктов, полученных из личного подсобного
хозяйства, осуществляется по средним
ценам покупки продуктов
Стоимость предоставленных в натуральном выражении льгот и дотаций – оценка в денежном эквиваленте полученных членами обследуемых домашних хозяйств различных льгот и дотаций на покупку товаров и оплату услуг в виде полного или частичного погашения их фактической стоимости. Оценка льгот и дотаций производится со слов опрашиваемых.
Минимальный потребительский бюджет представляет собой стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы да удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста.
Прожиточный минимум – минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.
Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величин» прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.
Потребительские расходы домашних хозяйств – это денежные расходы на питание, покупку непродовольственных товаров и алкогольных напитков, а также на оплату услуг [11, с. 102].
Данные о минимальном
– в 1995 г. – 424,1 тыс. руб.;
– в 2000 г. – 30,1 тыс. руб.;
– в 2005 г. – 145,7 тыс. руб.;
– в 2006 г. – 166,2 тыс. руб. [11, с. 104].
Таблица 7. Минимальный прожиточный бюджет и бюджет прожиточного минимума
Показатель |
Годы | |||
1995* |
2000 |
2005 |
2006 | |
Минимальный потребительский бюджет (в расчете на душу населения в месяц), тыс. руб. |
706,9 |
46,7 |
229,3 |
256,6 |
Бюджет прожиточного минимума (в расчете на душу населения в месяц), тыс. руб. |
424,1 |
30,1 |
145,7 |
166,2 |
Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже минимального потребительского бюджета, тыс. чел. |
8195,8 |
7683,8 |
4087,4 |
3443,5 |
в% от общей численности населения |
80,4 |
76,8 |
42,6 |
36,1 |
Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума, тыс. чел. |
3914,4 |
4192,1 |
1216,8 |
1055,3 |
в% от общей численности населения |
38,4 |
41,9 |
12,7 |
11,1 |
Соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов и минимального потребительского бюджета, % |
77 |
80,9 |
120,4 |
131,4 |
Соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов и бюджета прожиточного минимума, % |
128,1 |
125,6 |
189,5 |
202,9 |
* – без учета деноминации
Как видно из данных табл. 7, в республике
отмечается рост минимального прожиточного
бюджета и бюджета прожиточного
минимума. В первую очередь это
вызвано инфляционными
Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже минимального потребительского бюджета за рассматриваемый период в Республике Беларусь снизилась с 8195,8 тыс. чел. до 3443,5 тыс. чел. или с 38,1% от общей численности населения до 36,1%, т.е. более чем в 2 раза.
Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума за рассматриваемый период в Республике Беларусь снизилась более чем в 3 раза с 3914,4 тыс. чел. в 1995 г. до 1055,3 тыс. чел. в 2006 г. или с 38,4% от общей численности населения до 11,1% соответственно.
Соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов и бюджета прожиточного минимума в Беларуси за период 1995–2006 гг. выросло с 128,1% в 1995 г. до 202,9% в 2006 г.
Социальная защита – это система принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, преступления против безопасности личности). Социальная защита входит в структуру социальной политики.
Для Республики Беларусь главными принципами политики социальной защиты выступают:
– гуманность;
– адресность защиты;
– всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям населения;
– гибкость системы;
– надежность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему.
Основными методами социальной защиты в Республике Беларусь являются:
социальная помощь как безвозмездные либо льготные условия при трудном материальном положении в обстоятельствах социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и т.д.);
– социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного или добровольного порядка и в зависимости от их размера;
– социальная поддержка как способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума и др.
Для финансирования мероприятий по социальной защите населения в Республике Беларусь создан и функционирует внебюджетный Фонд социальной защиты населения, источниками пополнения которого являются средства предприятий и организаций, рассчитываемые в определенном соотношении от величины начисленной заработной платы работникам эти предприятий и организаций (35%). Около 60% бюджета страны расходуется на социальную сферу.
В систему социальных гарантий Республики
Беларусь включаются: социальные гарантии
равного доступа к
Распределение населения по уровню располагаемых ресурсов на члена семьи в соответствии с бюджетом прожиточного минимума в Беларуси представлена в табл. 8.
Таблица 8. Распределение населения по уровню располагаемых ресурсов на члена семьи в соответствии с бюджетом прожиточного минимума, %
Показатель |
Годы | |||
1995* |
2000 |
2005 |
2006 | |
Все население |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе с ресурсами
в процентах к бюджету |
||||
0–50 |
3,2 |
4,7 |
0,9 |
0,2 |
50,1–60 |
3,8 |
4,7 |
0,7 |
0,7 |
60,1–80 |
14,2 |
14,3 |
4 |
3,1 |
80,1–100 |
17,2 |
18,2 |
7,1 |
7,1 |
ниже бюджета прожиточного минимума – всего |
38,4 |
41,9 |
12,7 |
11,1 |
100–1–120 |
17,7 |
15,9 |
8,3 |
7,5 |
120,1–140 |
12,7 |
11,7 |
11,1 |
10,1 |
140,1–160 |
9,1 |
9,2 |
11,8 |
10,5 |
160,1–180 |
6,4 |
6,6 |
11,6 |
10 |
180,1–200 |
4,8 |
4,4 |
9,3 |
10 |
200,1–220 |
3,5 |
3 |
7,4 |
8,2 |
220,1–250 |
2,8 |
2,8 |
9 |
9,6 |
250,1–300 |
2,4 |
2,2 |
8,9 |
9,7 |
300,1–400 |
1,4 |
1,3 |
6,6 |
8,4 |
свыше 400 |
0,8 |
1 |
3,3 |
4,9 |
выше бюджета прожиточного минимума – всего |
61,6 |
58,1 |
87,3 |
88,9 |
Информация о работе Экономический рост в Республике Беларусь