Экономический рост и проблемы устойчивого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в изучении сущности, факторов, типов экономического роста, определить сущность проблемы реализации концепции устойчивого развития, а также установления тенденции экономического роста в Беларуси.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, типы и факторы экономического роста 5
2. Проблема реализации концепции устойчивого развития 9
2.1. Противоречивость результатов хозяйственной деятельности 9
2.2. Проблема сохранения потенциала экономического роста и экономического ареала общества 18
3. Проблемы и тенденции устойчивого развития экономики в Беларуси 23
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Экономический рост и проблемы устойч1111ивого развития.doc

— 496.62 Кб (Скачать файл)

 


Белкоопсоюз

Учреждение образования

«Белорусский торгово-экономический университет

потребительской кооперации»

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Макроэкономика»

на тему:

«Экономический рост и проблемы устойчивого развития»

 

 

 

Выполнил:

студент гр. Эс-11

Бритько С. Е.

                Научный руководитель:

к. э. н. доц. Коновалов

 

 

 

Гомель 2005

Содержание

Введение 3

1. Понятие, типы и факторы экономического роста 5 

2. Проблема реализации концепции устойчивого развития 9

2.1. Противоречивость результатов хозяйственной деятельности 9

2.2. Проблема сохранения потенциала экономического роста и экономического ареала общества 18

3. Проблемы и тенденции устойчивого развития экономики в Беларуси 23

Заключение 31

Список использованных источников 33

Приложение 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 По мере стабилизации и постепенного отхода на второй план тактических задач, вновь всё более актуальными становится проблемы из разряда стратегических, формирующих в конечном итоге проблемное поле экономических интересов граждан, общества и государства. Одна из этих проблем- экономический рост, так как развертывание рыночных отношений не означает автоматического роста производств, уровня жизни и благо состояния граждан. Решение этой проблемы- чрезвычайно сложная задача, требующая совершенствования системы регулирования и стимулирования экономического производства на основе научно-технического прогресса, эффективных капиталовложений и т.д. Всё это и определяет актуальность темы курсовой работы.

  Изучение теоретических основ экономического роста позволяет дать его научно обоснованную оценку. Выявить его факторы, типы и проблемы, с учётом сложившихся тенденции в экономике.

  Цель данной курсовой работы состоит в изучении сущности, факторов, типов экономического роста, определить сущность проблемы реализации концепции устойчивого развития, а также установления тенденции экономического роста в Беларуси.

Для реализации цели были установлены следующие задачи:

рассмотреть сущность экономического роста

определить факторы и типы экономического роста

определить проблему реализации концепции устойчивого развития

определить проблемы и тенденции экономического роста в Республике Беларусь.

В структуру курсовой работы входят введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.

Данная тема хорошо освещена в литературе.

В учебниках «Курс экономической теории» под ред. Э.И. Лобковича и

«Экономическая теория» под ред. Н. И. Базылева хорошо описано понятие экономического роста, его типы и факторы.

Данная тема также достаточно хорошо рассмотрена в периодических изданиях.

В статье Головачева А. «Экономика Республики Беларусь: проблемы и пути их решения» сделан анализ социально-экономического развития страны, выявлен ряд положительных и отрицательных тенденций, а также его последствия.

Объем курсовой работы составляет 34 страницы печатного текста. При написании работы использовалось 11 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, типы и факторы экономического роста.

Понятие экономического роста. Он тесно связан с проблемами расширенного воспроизводства, более того, экономический рост является концентрированным выражением и способом разрешения проблем воспроизводства. Последнее положение очень важно для стран СНГ, где в течение ряда лет падает производство, развиваются и углубляются кризисные процессы.

Экономический рост -- это тенденция изменения совокупных показателей развития национальной экономики за определенный промежуток времени, обычно за год. Для характеристики экономического роста используются как общие, так и частные показатели. Общим показателем динамики экономического роста обычно считается увеличение валового национального продукта, чистого национального продукта или национального дохода за определенный период времени или их увеличение на душу населения. В качестве частных показателей используются производительность труда, эффективность производства и т.д. Посредством общих и частных показателей выявляются динамизм развития общественного производства, количественные изменения в экономике. Вместе с тем данные показатели не' всегда позволяют судить о качественной стороне экономического роста. Для этого необходимо сопоставить темпы экономического развития с темпами прироста населения. Это особенно значимо для показателей развития народного хозяйства отсталых государств, отличающихся низкими темпами прироста производства, но высокими темпами увеличения численности населения.

Существует множество теорий экономического роста, но из них наиболее выделяются неокейнсианская и неоклассическая. Кейнсианство возникло в середине 30-х гг. и было реакцией на катастрофические потрясения экономики мировым экономическим кризисом 1929--1933 гг. Английский экономист Дж.М.Кейнс, базируясь на статистических данных, предпринял попытку анализа условий возникновения ситуаций "равновесия в условиях неполного использования ресурсов", т.е. ситуаций, характерных для хронической недогрузки производственных мощностей и безработицы, и пришел к выводу, что падение темпов развития экономики было связано с отсутствием заинтересованности в капиталовложениях в экономику и осуществлении технического прогресса. Им были разработаны принципы государственного вмешательства в экономику с целью стимулирования инвестиций. Современные кейнсианцы акцент исследования переместили из сферы статики в область динамики. Они сконцентрировали внимание на выяснении усилий, необходимых для поддержания высоких и стабильных темпов экономического роста, при которых достигается полная загрузка производственных мощностей при наиболее высокой занятости трудоспособного населения.

С середины 50-х гг. проблемами потенциально возможных темпов экономического роста и факторов, их определяющих, занялось неоклассическое направление экономической науки, использовавшее микроэкономический уровень анализа. В отличие от неокейнсианства, для которого решающее значение имели изучение условий реализации продукции, создание эффективного спроса, неоклассическое направление на передний план выдвинуло производственный принцип, анализ отдельных факторов экономического роста основного капитала, уровня подготовки рабочей силы, организации труда, технического прогресса и т.д.

Комплексный анализ экономических процессов позволил государствам осуществить мероприятия по переходу к значительным структурным преобразованиям в экономике, повысить в ней удельный вес ключевых, новейших отраслей, развитие которых тесно связано с научно-техническим прогрессом. В свою очередь переориентация экономики потребовала изменений в соотношении капиталовложений. Изменяется и технологическая структура инвестиций. Переориентация части инвестиций в производственную сферу позволила обеспечить относительное равновесие экономической и социальной сферы жизни общества.[11, с. 532-534]

К факторам экономического роста относятся:

  • труд (labour) -- количество часов рабочего времени, отработанного всеми рабочими в экономике. Чем выше уровень квалификации рабочих, качество рабочей силы, тем больше продукции они производят;
  • физический капитал (physical capital) -- запас оборудования, зданий и сооружений, которые используются для производства товаров и услуг. Заметим, что физический капитал сам является результатом процесса производства. Чем более совершенным и современным он является, тем больше товаров (в том числе инвестиционных, т.е. нового оборудования) и услуг можно произвести с его помощью;
  • человеческий капитал (human capital) -- знания и трудовые навыки, которые получают рабочие в процессе обучения (в школе, колледже, университете, на курсах профессиональной подготовки и повышения квалификации) и в процессе трудовой деятельности (так называемое learning-by-doing). Заметим, что человеческий капитал, как и физический, также является результатом производственных процессов и также повышает возможности общества производить новые товары и услуги;
  • природные ресурсы (natural resources) -- факторы, обеспечиваемые природой, такие, как земля, реки и полезные ископаемые. Природные ресурсы делятся на воспроизводимые (например, лесные ресурсы, так как взамен вырубленных деревьев можно посадить новые) и невоспроизводимые (например, нефть, уголь, железная руда и др., на образование которых в природных условиях уходят тысячи и даже миллионы лет). Хотя запасы природных ресурсов -- важный фактор экономического процветания, но их наличие отнюдь не является главным условием высоких темпов роста и высокой эффективности экономики. Так, быстрые темпы развития экономики США поначалу были связаны с обилием свободных земель, пригодных для сельскохозяйственного использования, а Кувейт и Саудовская Аравия стали богатейшими государствами мира благодаря огромным разведанным запасам нефти. Однако, например, Япония превратилась в одну из ведущих стран мира, обладая весьма незначительными сырьевыми запасами. Быстрые темпы экономического роста в странах Юго-Восточной Азии (так называемых "азиатских драконах", включающих Гонконг, Тайвань, Южную Корею и Сингапур) обусловлены вовсе не обилием природных ресурсов. Природные ресурсы являются единственным фактором, который не производится человеком. Из-за того, что количество невоспроизводимых природных ресурсов ограничено, большое распространение получили идеи о существовании пределов роста мировой экономики, однако проблему расширения этих пределов позволяют решить технологические достижения;

* технологические знания (technological knowledge) -- понимание наилучших способов (методов) производства товаров и услуг. Отличие технологических знаний от человеческого капитала состоит в том, что технологические знания представляют собой саму разработку и понимание этих наилучших методов (отвечают на вопрос, как производить -- "know how"), а под человеческим капиталом понимают степень овладения людьми (рабочей силой) этими методами, превращение знаний в трудовые навыки. Новые технологии делают труд более эффективным и позволяют увеличить производство товаров и услуг. Технологические знания являются главным фактором ускорения темпов экономического роста, основой совершенствования качества (роста производительности) ресурсов. Основная причина того, что сегодняшний уровень жизни выше, чем был 100 лет назад, заключается в новых технологических знаниях. Телефон, компьютер, двигатель внутреннего сгорания, конвейер относятся к тем тысячам технических новшеств, которые увеличили возможности производства товаров и услуг.[7, с. 8-9]

Мировая экономическая история выделяет два основных типа экономического роста. При экстенсивном типе рост достигается за счет использования большего количества факторов производства при сохранении их прежней технической основы. Прирост продукции получается за счет количественного роста численности и изменения квалификационного состава работников, за счет увеличения мощности предприятия. Однако производительность труда остается прежней.

Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением выпуска продукции в результате использования более эффективных и качественно совершенных факторов производства и технологии, повышения квалификации работников. Результатом такого роста является не только увеличение объема продукции, но и повышение ее качества.

Интенсивный и экстенсивный типы экономического роста не существуют в чистом виде. Всегда имеет место их сочетание с преобладанием какого-либо одного. Отнесение экономического роста к тому или иному типу зависит от величины удельного веса прироста производства, полученного за счет изменения качественного или количественного факторов.[6, c. 376-378, c. 374]

Выводы:

Экономический рост -- это тенденция изменения совокупных показателей развития национальной экономики за определенный промежуток времени.

На экономический рост оказывают влияние ряд факторов: труд, физический капитал, человеческий капитал, природные ресурсы, технологические знания.

В современной экономической науке выделяют два основных типа экономического развития - это интенсивный и экстенсивный.

В настоящее время в экономически слаборазвитых странах особо остро стоит вопрос об интенсификации экономического развития так как именно при интенсивном типе развития экономики возможно повысить уровень благосостояния общества, обеспечить стабильность развития экономики.

 

 

2. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

2.1. Противоречивость результатов хозяйственной деятельности.

Проблема реализации концепции устойчивого развития занимает одну из ведущих тем макроэкономического исследования в современной экономике. Во - первых, это конкретное определение потенциала экономического роста государства, во - вторых - нахождение путей их решения и оптимизации эффективности роста данного потенциала.

В современной макроэкономике выделяются два основных подхода решения проблемы устойчивого развития: классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия.

Противоречивость результатов хозяйственной деятельности эти две концепции рассматривают двояко, мотивируя отдельными факторами.

Так,  классическая модель макроэкономического равновесия предполагает, что в рыночной экономике все произведенные товары (совокупное предложение) должны быть проданы, а все доходы, предназначенные для покупок (совокупный спрос), должны быть отоварены. Только в этом случае совокупные величины платежеспособного спроса и товарного предложения совпадут. Такое совпадение совокупного спроса и совокупного предложения означает макроэкономическое равновесие.

Однако в реальной жизни ситуация в экономике складывается гораздо сложнее: товаров обычно производится больше или меньше, чем совокупный спрос на них. В первом случае часть производственных расходов не будет возмещена (не все товары будут куплены), а во втором -- часть доходов населения не будет израсходована (не все могут купить товары из-за их нехватки).

В экономической литературе существуют различные объяснения общей модели макроэкономического равновесия «совокупный спрос - совокупное предложение» (AD - AS). До «Великой депрессии» 30-х гг., сопровождавшейся спадом производства и массовой безработицей в Европе и США. многие видные экономисты-классики (А. Смит, Д. Рикардо. Ж.-Б. Сэй. Дж. Милль, А. Маршалл и др.) полагали, что рыночная экономика без активного государственного регулирования способна обеспечить полное макроравновесие. Они признавали, что иногда могут возникать ненормальные обстоятельства (войны, политические перевороты, засуха, биржевые крахи и т. п.), которые «уводят» экономику с пути полной занятости. Однако, по их мнению, в силу присущей рыночной системе способности к автоматическому саморегулированию уровень производства вскоре самостоятельно восстанавливается при полной занятости населения.

Информация о работе Экономический рост и проблемы устойчивого развития