Экономический рост и экономическое развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 13:19, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение экономического роста, его типов и факторов. В работе выделены следующие задачи:
определение экономического роста;
дать оценку различным факторам экономического роста;
объяснение типов экономического роста;
проанализировать экономический рост в Беларуси, оценить возможности повышения экономического роста Республики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 5
1.1 Понятие экономического роста 5
1.2 Типы экономического роста 7
2. ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 10
2.1 Внутренние и внешние факторы экономического роста 10
2.2 Инвестиции как важный фактор экономического роста 13
3. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
3.1 Анализ экономического роста за январь-октябрь 2011 16
3.2. Проблемы экономического роста Республики Беларусь 21
3.3 Возможные пути решения 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы эк роста.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

 

Таблица 3.1.  Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-октябре 2011 г.

 

 

В сопоставимых ценах;

в % к соответствующему периоду 2010 года

по прогнозу

на 2011 г.

фактически за январь-сентябрь 2011 г.

Валовой внутренний продукт  

109-110

107,0

Продукция промышленности  

109-109,5

110,0

Продукция сельского хозяйства

107-108

106,1

Инвестиции в основной капитал

116-117

114,3

Экспорт товаров и услуг

116-116,4

159,9

Сальдо внешней торговли (млн. долларов США) 

(-8,9) – (-9)

-4,3

Реальные располагаемые денежные доходы населения

108-109,5

104,8





        


Проанализируем основные показатели, чтобы оценить экономический рост Республики. Помним, что основной показатель экономического роста является ВВП. Начнем с анализа этого показателя.

В январе-октябре 2011 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 216,8 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-октябрем 2010 г. в сопоставимых ценах на 7%. Прогнозом на 2011 год предусмотрен его рост на 9-10%.


 

Сохраняется высокий уровень качественных параметров развития:

  • рентабельность продаж в промышленности выросла до 12,2%;
  • рентабельность продаж в сельском хозяйстве повысилась до 8,7%;
  • энергоемкость ВВП снижена на 6,4%.

Основной вклад в рост ВВП по-прежнему вносят промышленность и торговля, в то время как роль строительной отрасли снижается, что связано с сокращением жилищного строительства (на 17,8% к уровню 10 месяцев прошлого года).


 

 

По сравнению с январем-октябрем 2010 г. снизилось поступление чистых налогов на продукты.

Рассмотрим теперь инвестиции.


 

В январе-октябре 2011 г. использовано 64,3 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 114,3% к уровню января-октября 2010 г. при прогнозе на 2011 год – 116-117%. Как видим, уровень инвестиций в основной капитал Беларуси на протяжении 2011 года постоянно снижается (исключением стал май месяц, когда наблюдается резкий рост инвестиций). Тем не менее, в сравнении с предыдущим годом наблюдается рост.

Постепенно улучшается технологическая структура инвестиций. Удельный вес инвестиций в активную часть основных средств в общем объеме составил 41,3%, что значительно выше уровня десяти месяцев прошлого года (37,2%), и превышает значение годового прогноза (41%). По сравнению с аналогичным периодом 2010 г. объем направляемых инвестиций в машины и оборудование вырос на 16,9%, что превышает прирост объема СМР (13,1%).


 

 

В текущем году значительно сокращено финансирование инвестиций за счет средств консолидированного бюджета (на 18,2% к 9 мес. п.г.), его удельный вес снизился на 5,4 п.п. Кредиты банков, с учетом иностранных, выросли на 32,9%, а удельный вес их увеличился на 4,9 п.п.

На потребительском рынке наблюдался ажиотаж. К октябрю месяцу принятые Правительством меры позволили устранить всплески ажиотажного спроса и в целом, стабилизировать ситуацию на потребительском рынке.

Начиная с июня, темпы роста розничного товарооборота торговли имеют устойчивую тенденцию замедления, снизившись по итогам десяти месяцев до 109,6%.

Основными факторами стали существенный рост цен на потребительские товары при относительно невысоком повышении реальных денежных доходов населения.

Следствие этих факторов – изменение структуры потребления товаров населением в сторону увеличения доли покупок более дешевых продуктов.

Результаты внешнеэкономической деятельности в целом по республике в январе-октябре 2011 г. характеризовались положительной динамикой и значительным превышением показателей предыдущего года. По данным Национального банка Республики Беларусь объем внешней торговли товарами и услугами за январь-сентябрь 2011 г. составил 68,9 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 33,5 млрд. долларов, импорт – 35,4 млрд. долларов. К уровню января-сентября 2010 г. из расчета в текущих ценах объем внешней торговли товарами и услугами составил 148,9%, экспорт – 159,9%, импорт – 139,8%.

Значительно улучшилось отношение сальдо внешней торговли к ВВП, которое составило минус 4,3% (при прогнозе на год (-8,9) – (-9)%). Продолжает уменьшаться  отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами, которое за январь-сентябрь 2011 г. составило 1,9 млрд. долларов США и улучшилось по сравнению с 9 месяцами 2010 г. на 2,5 млрд. долларов, при этом в сентябре оно сложилось положительным, в размере 153,2 млн. долларов.

В январе-сентябре 2011 г. сложилось благоприятное для Республики Беларусь соотношение цен во внешней торговле товарами. Индекс ценовых условий торговли составил 108,6%. Это означает, что в январе-сентябре текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на сумму выручки от экспорта Республика Беларусь могла импортировать товаров на 8,6% больше. С учетом роста физических объемов поставок товаров за пределы Республики Беларусь покупательная способность экспорта увеличилась на 44,8%.

Высокий уровень инфляции, который достиг по итогам десяти месяцев 88,7%, продолжает оставаться наиболее острой проблемой экономики. В среднемесячном выражении индекс потребительских цен увеличился до 6,6% (в январе-сентябре т.г. 6,4%). При этом индекс цен на продовольственные товары составил 203,6%, непродовольственные – 197,5%, услуги – 140,3%.


 

Наибольший прирост ИПЦ за десять месяцев 2011 г. получен за счет свободно формируемых цен и, прежде всего, на импортируемые товары – 25,5 п.п. Определяющее влияние на величину ИПЦ продолжают оказывать монетарные факторы.

3.2. Проблемы экономического роста  Республики Беларусь

Стабильные макроэкономические условия являются обязательным условием экономического развития страны. Основными индикаторами качества макроэкономической политики выступают темпы инфляции, динамика обменного курса, уровень госдолга и наличие дефицита консолидированного бюджета, состояние платежного баланса, уровень золотовалютных резервов и совокупного внешнего долга. В ситуации глобального экономического кризиса эти параметры приобретают особенную значимость, так как позволяют оценить, насколько успешно страна справляется с кризисом и насколько глубокими могут быть его последствия.

Главным индикатором макроэкономической стабильности является отсутствие инфляции. Беларусь смогла достичь однозначной инфляции только в 2006 г. (уровень инфляции в 2006 г. – рекордно низкий – 7%).  На сегодняшний день ситуация критична.

Стабильный номинальный обменный курс является целевым показателем монетарной политики Беларуси. Девальвация национальной валюты, имевшая место в 90-е годы, была приостановлена в 2001 г., что позволило увеличить доверие населения к национальной валюте и снизить уровень долларизации до 35%. Однако и этот уровень является слишком высоким и существенно ограничивает возможности монетарной политики.

В условиях глобального экономического кризиса валютный рынок стал основным каналом влияния на финансовый сектор Беларуси. Дефицит валюты на внутреннем рынке объяснялся выросшим чистым спросом на валюту со стороны юридических лиц и физических.

Рост спроса со стороны юридических лиц был связан с политикой государства в реальном секторе по сохранению докризисных объемов производства, что одновременно предполагало сохранение объемов импорта. Реализация же производимой продукции, в том числе на экспорт, значительно снизилась, означая снижения предложения валюты. Физические лица увеличили спрос на валюту ввиду большой неопределенности, которую несло начало кризиса, и неуверенности в такой ситуации в национальной валюте. Экономический кризис также лишил возможности компенсация дефицита за счет внешних кредитов коммерческих банков, которые были основным источником чистого предложения валюты в 2007 – 2008 гг. В таких условиях Национальный банк был вынужден начать интервенцию на валютном рынке. Однако масштабы дефицита валюта и весьма ограниченные золотовалютные резервы позволили сохранить стабильным обменный курс лишь до конца 2008 г. Последовавшая затем 20% девальвация и переход на таргетирования курса валютной корзины доллара США, евро и российского рубля внесли ясность на рынок и снизили ажиотажный спрос на валюту со стороны населения. Однако для решения проблемы дефицита валюты для финансирования внешнеэкономических операций реального сектора Беларуси было явно недостаточно, что вынудило прибегнуть к активному наращиванию внешнего долга. Полученный займ от МВФ и других международных организаций, а также снижение объемов производства во второй половине 2009 г. позволило сохранить стабильным обменный курс на протяжении нескольких лет. Ситуация резко изменилась в 2011 году. На протяжении года существовало три курса рубля: курс Нацбанка, курс коммерческих банков, «черный» курс. И только к осени ситуация нормализовалась. Вроде бы вернулась стабильность: курс, хоть и поднялся до неимоверных рамок, зато един. Валюта стала доступна населению, ажиотаж спал. Тем не менее, курс по-прежнему продолжает расти. Прогнозы Правительства разнятся. Население с опаской ждет завтрашнего дня.

Проблемы на валютном рынке подчеркивают, что в последние годы основной макроэкономической проблемой Беларуси был внешнеторговый дефицит. Обсусловленный им дефицит текущего счета начал особенно быстро расти с 2006 г. На его объем значительно повлияли изменения условий торговли энергоресурсами в 2007 г. и глобальный экономический кризис 2008 г., но эти внешние факторы не являются исходными причинами роста дефицита, а лишь его катализаторами. Дефицит текущего счета в Беларуси носит структурный характер и связан с выбранной моделью экономического развития. Меры экономической политики, такие как девальвация, снижение государственных расходов, снижение инвестиционной активности даже в случае их совместного применения не решают проблему дефицита текущего счета. Положение может выражать только чрезмерная большая девальвация или другие радикальные меры, которые приведут к резкому ухудшению социального положения населения, макроэкономической нестабильности и подорвут основы экономического срост а стране на долгий период времени.

Следовательно, проблема дефицита текущего счета Беларуси может быть решена только с помощью структурных реформ, которые должны изменить структуру экономики, уменьшив ее зависимость от импорта природных ресурсов и диверсифицировав экспорт в сторону более наукоемких товаров и услуг. Такие изменения возможны только в долгосрочном периоде, в кратко- и среднесрочной перспективе основным вызовом останется привлечение средств для финансирования дефицита текущего счета. Источниками данного финансирования выступают прямые иностранные инвестиции и внешние займы. Роль первых остается достаточно ограниченной, в то время как приоритет отдан различным инструментам заимствования. Активное привлечение внешних кредитов вылилось в быстрый рост совокупного внешнего долга Беларуси с 2007 г. Совокупный государственный долг на 1 октября 2011 года достиг 44,97 % ВВП, внешний – 35,9 %. Это ниже порога экономической безопасности. Но если прежние темпы роста задолженности сохранятся, то мы вскоре выйдем за приемлемые границы.

На протяжении 2006–2008 гг. на фоне быстрого экономического роста бюджет Беларуси выполнялся с незначительным профицитом. Высокие поступления доходов в бюджет на уровне 50% от ВВП были обусловлены сложной налоговой системой, при том, что ставки по центральным налогам не превышали среднемирового уровня. Такая большая степень перераспределения доходов позволяла избегать роста социального неравенства и обеспечивала снижение уровня бедности. Негативными последствиями было замедленное развитие частного сектора и заниженная активность иностранных инвесторов. Пик поступлений в бюджет пришелся на 2007–2008 гг. Это связано с изменением условий налогообложения нефтеперерабатывающей промышленности, а именно ростом экспортных пошлин до уровня российских. Эти же изменения обусловили и рост расходов бюджета, так как часть доходов от пошлин возвращалась импортерам нефти для компенсации их потерь от двойного налогообложения экспортными пошлинами: при ввозе в Беларусь нефти и продаже нефтепродуктов за рубеж. Рост доходов бюджетов сопровождался некоторым упрощением налоговой системы, включавшей в себя отмену ряда сборов с фонда заработной платы (год), постепенное сокращение оборотных налогов.

Перелом в выполнении бюджета произошел в 2009 г. и был вызван глобальным экономическим кризисом. За год доходы бюджета снизились примерно на 6% от ВВП, что отразилось и на расходах бюджета. Их снижение было не столь значительно и было осуществлено с учетом требования МВФ о бездифицитном республиканском бюджете и предельном дефиците местных бюджетов в 1.5% от ВВП. Большая часть падения доходов бюджета объясняется снижением доходов от экспортных пошлин, НДС (по причине снижения импорта), налога на прибыль. Сокращение же расходов коснулось в первую очередь экономическую политику. Помимо снижения субсидий поставщикам нефти, правительство было вынуждено урезать часть государственных программ или переложить бремя их финансирования на банковский сектор. Более сдержанная чем в предыдущие годы экономическая политика государства позволила сохранить бюджет сбалансированным и не допустить чрезмерного стимулирования внутреннего спроса, который бы привел к разгону инфляции и еще большему отрицательному сальдо торгового баланса.

Информация о работе Экономический рост и экономическое развитие