Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 16:10, контрольная работа
К I в. н.э. территория Нидерландов представляла собой преимущественно болотистую низину с большой морской лагуной в северо-западной части страны. В настоящее время 17 % территории Нидерландов находится под водой, т.е. ниже уровня моря. Самая низкая точка располагается на севере Роттердама. Более половины территории находится не выше 1 м над уровнем моря. Встречаются и холмы, но они занимают 2 % от всей площади. Такие непривлекательные с точки зрения среды обитания и развития экономики природные условия побудили нидерландцев жить по принципу «необходимость − мать изобретений».
Развитие торговли стимулировало подъем сельского хозяйства и промышленности в Голландии, которая раньше значительно отставала от Южных Нидерландов. В этой стране в значительной мере отказались от традиционных видов сельскохозяйственного производства, стали больше импортировать хлеб и продукты животноводства. Земледелие все больше стало ориентироваться на культуры, приносящие наибольший рыночный доход: лен, коноплю, рапс, хмель, табак, используемые для изготовления красителей пастель и марену. Это было связано с развитием такой отрасли промышленности, как конечная обработка и крашение суровых сукон, поставлявшихся в основном из Англии. Торговый Амстердам стимулировал не только развитие своей промышленности, но и промышленности других голландских городов. Текстильная промышленность стала развиваться в Лейдене и Харлеме, судостроение – в Саардаме и Роттердаме. Активно развивался рыбный промысел, например, сельдь поставлялась во все страны Европы.
Гордостью Голландии был флот, равный всем европейским флотам, вместе взятым, который обслуживал не только своих, но и иностранных купцов, лидируя в иностранных перевозках. Кроме того, сами корабли были предметом экспорта.
Амстердам был последним торговым городом после Генуи, Венеции и Антверпена, который представлял собственные интересы, а не интересы нации и страны в целом. Государство в Голландии было достаточно слабым и не вмешивалось в торговые дела амстердамского купечества. Скорее, наоборот, последнее оказывало влияние и определяло политику государства. Так, например, обычно нейтральная Голландия вмешалась в войну между Данией и Швецией, которая мешала голландской торговле с Балтикой, но в то же время амстердамское купечество блокировало желание правителей Голландии вернуть Южные Нидерланды.
Таким образом, в XVII в. маленькая Голландия держала в своих руках все нити европейской торговли.
Наряду с европейской большую роль в экономике Голландии играла колониальная торговля. Первые попытки проникнуть в Ост-Индию купцы этой страны предприняли в 90-е годы XVI в., а уже в 1602 г. была создана голландская Ост-Индская компания, которая монополизировала торговлю страны с Востоком. В эти годы Голландия проникла в Японию, Китай, на Цейлон и в Индонезию. В отличие от Испании, а впоследствии Англии и Франции, эта страна не стремилась к территориальным захватам, считая это слишком дорогостоящим и малоприбыльным делом. Голландская колонизация имела «точечный» характер, т.е. сводилась к сети торговых факторий. В этом она повторяла действия Португалии, которую постепенно вытесняла из Ост-Индии. Поэтому главным объектом голландской колонизации была Индонезия, которая стала связующим звеном на торговом пути между Индией, с одной стороны, и Китаем и Японией – с другой. Создание голландской колониальной империи в этом регионе завершилось в 50–60-е годы XVII в. Главной целью этой торговой системы было не снабжение Европы колониальными товарами, а посредническая торговля между отдельными регионами Юго-Восточной Азии.
В то же время попытки голландцев освоить Американский континент были значительно менее успешными, хотя они и основали там ряд колоний. Очевидно потому, что здесь колонизация требовала освоения необжитых территорий, которое было не под силу маленькой Голландии и не соответствовало торговым традициям голландского предпринимательства.
Таким образом, в XVII в. Голландия была лидером европейской торговли. Торговля других европейских стран в значительной степени осуществлялась под ее контролем. Но в то же время, особенно во второй половине XVII в., в экономике возникли признаки заката голландского лидерства. В это время капитал еще был в изобилии, но торговая монополия ослабла.
Несмотря на все осложнения, порожденные войной за независимость, торговля с Испанией и Португалией, переживавшая резкие колебания, велась достаточно интенсивно. Запрещая ее время от времени, Филипп II вынужден был (перед лицом голодовок и экономических трудностей) смотреть сквозь пальцы на появление судов и целых больших торговых эскадр, принадлежавших «скандальным еретикам». В свою очередь голландские купцы, готовые торговать и в самой преисподней, вопреки политическим конфликтам внутри страны и протестам своих союзников, особенно англичан, беззастенчиво пользовались любой возможностью, чтобы сбыть «врагу» не только зерно, но при удобном случае также снаряжение, боеприпасы, оружие и даже корабли. В 1636 г. нидерландские купцы продолжали числиться контрагентами «врага».
Со временем товарооборот стал постепенно трансформироваться в банковские услуги и инвестиции за границей. В европейской торговле все большее развитие получал коммерческий кредит. Он облегчал и ускорял оборот торгового капитала; одновременно развивался рынок векселей и других ценных бумаг. Голландия стала центром рынка ценных бумаг. Сюда начали стекаться многочисленные переводные векселя, которые скупали богатые голландские купцы и банкиры, выпуская под это обеспечение свои собственные ценные бумаги. В конце XVII в. Европа уже не могла поглотить торговый капитал Голландии, который в результате стал превращаться в ссудный. Амстердам повторил судьбу Генуи и Венеции, которые в конце XVI в. также перешли от торговли к кредиту. В XVIII в. Голландия окончательно стала банкиром Европы, кредитовавшим целые государства, но уступившим торговое первенство другим странам.
Характерной особенностью первоначального накопления капитала в Голландии в XVII–XVIII вв. также было ее проникновение в торговлю и промышленность других стран Европы, таких, как Англия, Франция, Швеция и т.д. Избыточные голландские капиталы, проникая в экономику других стран и получая при этом значительные прибыли, в то же время стали одним из факторов экономического развития этих стран. Таким образом, Голландия своими руками «выращивала» конкурентов. Уже к 30-м годам XVIII в. голландская торговая система в Европе была окончательно расстроена, хотя агония продолжалась до второй половины XVIII в.
Наиболее значительным конкурентом Голландии, перехватившим, в конце концов, европейское торговое лидерство, стала Англия. В течение всего XVII в. нарастала конкурентная борьба Англии против Голландии. На рубеже XVI–XVII вв. англичане и голландцы одновременно проникают в Средиземное море, английская Ост-Индская компания появляется на два года раньше, чем голландская, а в Америке англичане ведут более успешную колониальную политику, чем голландцы.
Однако неустойчивый торговый баланс с Англией по-разному оценивается в специальной литературе и общих работах. Основными статьями вывоза из Англии в Нидерланды были ткани, каменный уголь, свинец, некоторые сорта рыбы. В обратном направлении шли полотно, рыба, сыр, вина, соль, зерно, древесина. Уже со второй половины XVI в. дипломаты и ведущие политические фигуры Англии — лорд Бёрли, Френсис Уолсингем — с нескрываемой тревогой воспринимали быстрое экономическое развитие Нидерландов, видели в них наиболее опасного эвентуального противника.6
В отличие от голландских купцов английские в значительной степени опирались на государственную политику протекционизма. Новый этап борьбы в торговле Англии с Голландией начинается с Навигационного акта Кромвеля (1651), разрешавшего внешнеторговые операции только на английских судах или на судах страны-поставщика. В ходе английской революции Кромвель был поставлен буржуазией во главе республиканской Англии. Наиболее опасного соперника он видел в, единственной в то время, республике на континенте - Голландии.
Его Навигационный акт допускал ввоз в Англию колониальных товаров из Азии, Африки и Америки только на английских судах, а из Европы - на судах того государства, в котором они производились или были впервые погружены на корабль. Это был метко рассчитанный удар по Голландии, занятой почти исключительно посреднической торговлей.
После этого произошли четыре войны Англии с Голландией. После каждой Голландия шла на определенные уступки. Кроме того, у Англии была возможность развивать собственное производство многих товаров, ввозимых раньше из-за границы. «Англия, ввиду естественного плодородия почвы, большой протяженности ее побережья и наличия многих судоходных рек предназначена самой природой быть сосредоточением заморской торговли и мануфактур, работающих на отдаленный рынок. К тому же с начала правления Елизаветы английское законодательство проявляло особое внимание к интересам торговли и мануфактур, и, действительно, не существует в Европе страны, не исключая даже Голландии, где закон более благоприятствовал бы этому роду деятельности», – писал А. Смит. В результате Лондон стал центром европейской торговли. Но в отличие от своих предшественников он был уже не торговым городом, а центром национальной английской экономики.7
Голландские купцы после Вестфальского мира 1648 г. в широких масштабах занимались работорговлей, а одновременно и контрабандой в испанских колониях. От амплуа посредников они быстро перешли к ведению прямых операций, которыми дирижировала в первую очередь амстердамская «камера» Нидерландской Вест-Индской торговой компании. Хотя формально считалось, что торгуют только военнопленными, на самом деле от 25 до 33% «живого товара» составляли женщины и в меньшей степени дети. Чтобы обходить формальные рогатки, работорговцы разработали «конфиденциальную» терминологию. В документах рабы именовались «индийскими штуками», что прикрывало также половозрастной состав рабов. Три ребенка от 7 до 15 лет шли за две «индийские штуки», два ребенка от 4 до 7 лет за одну, дети же от 2 до 4 лет считались за единицу вместе с матерью.
По оценке Ш. де ля Ронсьера, в XVII—XVIII вв. в Новый Свет из Африки было завезено до 15 млн. рабов. Условия транспортировки были тягчайшими — смертность составляла 25%. Когда контрабандисты замечали погоню и понимали, что им от нее не уйти, с целью сокрытия улик они топили живой груз в море. Вся прибыль от работорговли шла в руки предпринимателей. Персоналу, обслуживавшему работорговлю, торговать рабами от своего лица было запрещено.8 Но практически все участники работорговли, а во многих случаях и «чистые купцы» автоматически втягивались в разного рода преступную деятельность, ведя насильно по той же тропинке матросов и обслуживающий персонал, хотя на их долю выпадал чаще всего лишь «профессиональный риск», если они не обманывали своих хозяев. А нередко они так и поступали. Да, в сущности, третьего пути и не существовало, ибо профессия определяла «этику». Кто этого не понимал или пытался сопротивляться, платил жизнью или должен был сменить род занятий.
1 Разумов Г. А., Хасин М. Ф. Тонущие города – М.: Наука, 1978
2 Зубарева Т. С. «История экономики» ч. 3, Учеб. Пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002
3 А. Н. Чистозвонов. Торгово-колониальная экспансия Нидерландов в XVI—XVII вв. и восстания на судах океанских флотов
4 Чистозвонов А. Н. Генезис капитализма в Нидерландах // Проблемы генезиса капитализма. М., 1978
5 Бааш Э. История экономического развития Голландии в XVI—XVIII вв. М., 1949
6 А. Н. Чистозвонов. Торгово-колониальная экспансия Нидерландов в XVI—XVII вв. и восстания на судах океанских флотов
7 Кузнецова О. Д., Шапкин И. Н. «История экономики» Учебник – М.: ИНФРА М, 2002
8 Абрамова С. Ю. История работорговли на Верхне-гвинейском побережье (вторая половина XV — начало XIX в.). М., 1966