Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 19:17, доклад
Термин «экономика» означает в буквальном переводе с греческого «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» («ойкос» – домохозяйство, «номос» – закон). Позже значение этого термина было сильно расширено, и в наши дни под экономикой понимают управление хозяйством не только семьи, но и фирмы, отрасли, государства или группы государств, мира в целом.
За
последнее время сфера
- практически
не выделяются средства на
капитальное строительство и
ремонт образовательных
- снижаются
оплата и престиж труда
- растет объем платного обучения и платных образовательных услуг в образовательных учреждениях.
Эта
ситуация обусловлена не
Вместе
с тем зачастую образование
рассматривается исключительно
с точки зрения интереса
Образование
стало менее доступным,
Таким
образом, можно говорить не
только об определенной роли
образования в развитии
Реформа
образования, в том числе, и
экономики образования,
- устойчивых
и достаточных бюджетных
- реконструирования потоков финансовых средств;
- создания
условий для привлечения
В
настоящее время наиболее
1. определение
допустимых границ действия
2. обоснование соотношения роли государства и рынка в образовании по уровням системы;
3. обоснование
методологических подходов к
разработке системы
4. определение
условий и направлений
Необходимость
разработки организационно - экономического
механизма функционирования и
развития системы образования
продиктована изменением
Вместе с тем цель образования - развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи образования и культуры.
К числу важнейших экономических закономерностей, свойственных различным странам, относится процесс интеллектуализации экономики и других сторон социальной жизни. Проявляется этот процесс двояко: возрастает роль таких отраслей социальной сферы как образование и наука; усиливается значение интеллектуальной деятельности внутри других отраслей народного хозяйства. Обе эти тенденции способствуют формированию и совершенствованию образовательного, профессионального, научного, духовного потенциала общества и являются сегодня важнейшим фактором социально-экономического развития.
Экономическое значение образования состоит, прежде всего в его активном влиянии на развитие производительных сил страны, на повышение эффективности общественного труда. Образование играет ключевую роль в подготовке к профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе, участвуя в процессе общественного воспроизводства.
Образование относится к той сфере жизнедеятельности людей, где воспроизводятся способности работника к труду, приобретаются общеобразовательные и специальные знания, формируется морально-психологическое отношение к труду. Кроме того, образование охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занимается подготовкой кадров, формирует их знания, умения и навыки, которые будут востребованы в трудовой и иной деятельности.
В системе экономических наук наряду с отраслевыми экономиками (промышленности, сельского хозяйства, строительства и др.) сегодня существует экономика образования. Ее предмет можно определить так: “Это наука, о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги, удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделенных на эти цели.
Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения”.
В то же время, граждане России все отчетливее осознают, что экономика занимает центральное место в жизни страны, и что теперь каждый гражданин может участвовать в процессе ее развития, так как больше не существует центрального органа, который брал бы на себя эти задачи, как это было ранее. Но по этой причине возросло и значение знаний в области экономики. Любой, желающий определить свое место в жизни страны, должен обладать знаниями о функционировании новой экономической системы.
Что
же касается экономической
Базовые экономические знания в рамках общего образования необходимы для того, чтобы понять экономическую и общественную основы человеческого существования. Для избежания недоразумений следует подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о профессиональной подготовке, а о приобретении базовых знаний для лучшего понимания трудовых, экономических и технических процессов, протекающих в комплексных индустриальных обществах.
Нельзя недооценивать следующее общественно-политическое измерение экономического образования: успех рыночной экономики в большой мере зависит от идентификации населения с этой схемой, так как из-за комплексной рыночной экономики каждый гражданин должен выполнять различные функции (например, функции предпринимателя, потребителя, владельца капитала, избирателя, представителя различных объединений, менеджера, политика), из которых могут возникнуть разнообразные конфликты. Позицию каждого гражданина можно определить только с учетом общих экономических взаимосвязей, а также индивидуальных и коллективных интересов других лиц, групп людей и организаций. С этой точки зрения экономическое образование можно рассмотреть как необходимый духовный ресурс не только для понимания, но и для дальнейшего развития рыночной экономики.
Из этого следует, что молодежь нужно уже в общеобразовательной школе познакомить с основами хозяйственной жизни страны. Она должна осознать факты влияния и их функции в экономическом процессе в настоящее и будущее время. Учителям, которые преподают экономику в школах, необходимо постоянное повышение квалификации, улучшение качества преподавания. Они нуждаются в поддержке в различных областях: при расширении и углублении предметных знаний, при подготовке и проведении уроков и т.д.
Список использованной литературы (интернет-ресурсы):