Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:01, реферат
Крепостничество в России существовало значительно дольше, чем в других странах Европы, и несло на себе самые жестокие и уродливые черты рабского принуждения и насилия. К середине XIX века, когда в стране созрели условия для освобождения крестьян, встала проблема упорядочения отношений между крестьянами и помещиками. К этому времени накопилось множество объективных предпосылок для проведения коренной аграрной реформы.
Во-первых, помещичьи хозяйства, основанные на внеэкономическом принуждении крестьян к труду, все заметнее переживала кризисное состояние, эффективность хозяйств снижалась, острее стоял вопрос о переходе от натурального к рыночному хозяйству.
1. Предпосылки и необходимость государственных реформ в России эпохи Александра II/1855-1881 гг./ 2
2. Экономическая политика в царствование Александра III /1881-1894 гг./, как время формирования капиталистических отношений в России /Пореформенное развитие страны 1861 -1881 гг./ 19
3. Общие экономические итоги России в годы «Великих реформ» и в Пореформенный период исторического развития страны 31
В пореформенном сельском хозяйстве все более явно проступал его товарный характер. При этом в рыночный оборот включалась не только сельскохозяйственная продукция, но и земельные угодья, свободная рабочая сила. Более четко оформилась ранее только намечавшаяся региональная специализация по производству товарного зерна, льна, сахарной свеклы, масличных культур, продукции животноводства, что также способствовало рыночному обмену между регионами.
Помимо традиционных организационных
форм, в южных русских степях и
на Украине стали возникать
Но несмотря на такие достижения, к концу XIX века аграрный вопрос в России оставался очень острым, поскольку реформа 1861 года не была доведена до логичного завершения. Резко возросло крестьянское малоземелье, так как численность сельского населения за 1861- 1899 годы увеличилась с 24 млн до 44 млн душ мужского гола, а размеры надельного землепользования на душу мужского пола сократились в среднем с 5 до 2,7 десятины. Приходилось арендовать земли на кабальных условиях или покупать за высокую цену.
Наряду с хроническим
Сельское хозяйство было отсталым
и в техническом, и в агрономическом
отношении, что влияло как на общее
экономическое положение
В 1880-е годы XIX века в основном завершился промышленный переворот.
В ведущих отраслях народного хозяйства
стали преобладать паровые
К традиционным промышленным районам в Центре, на Урале и в Прибалтике прибавились новые: угольно-металлургический в Донбассе и Криворожье. Выросли крупные промышленные центры: Юзовка, Горловка, Нарва, Орехово-Зуево, Ижевск и др. Производство чугуна переместилось с Урала на юг России. Появились крупные машиностроительные заводы по производству паровозов (Коломна), пароходов (Сормово), сельскохозяйственной техники (Харьков, Одесса, Бердянск).
В 1890-е годы количество выпущенных паровозов увеличилось в два раза по сравнению с 1870-ми годами, что позволило полностью отказаться от их ввоза из-за границы. За 30 послереформенных лет были построены такие крупные машиностроительные предприятия, как ме~анический завод Нобеля, Обуховский сталелитейный и пушечный в Петербурге, механический в Перми и т.д.
На юге страны были построены передовые по техническому оснащению металлургические заводы. В 1872 году вступила в строй первая доменная печь в Юзовке (на заводе английского промышленника Дж. Юза), через два года - на Сулинском металлургическом заводе. Несколько лет спустя Юзовский и Сулинский заводы перешли на богатую руду из Кривого Рога, что привело к быстрому подъему черной металлургии в этом регионе.
Вскоре к ним присоединился металлургический район с центром в Екатеринославе. Молодая южная металлургия, выросшая на вольной, а не на крепостной рабочей силе, превратилась в основную индустриальную базу страны. К началу 1890-х годов здесь производилось более 20% всего российского чугуна, а к концу века -. 62%. Свыше 65% общероссийского объема угля добывал ось в Донбассе. Каменный уголь стал важнейшим энергоносителем для всей промышленности и транспорта.
Среди новых отраслей наиболее быстро
развивалась нефтедобыча и
Особенностью этого периода было бурное развитие рассеянной мануфактуры, когда часть обрабатывающей промышленности «переселялась» в деревню, где имелись дешевые рабочие руки. Крестьяне, еще прикрепленные к общинным наделам, широко участвовали в различных промыслах, из которых позже создавались крупные промышленные предприятия. Таким образом в Центральной России возникли многочисленные фабрично-заводские поселки - Орехово-Зуево, Павловский Посад, Гусь Хрустальный и др., в которых в конце XIX века проживало до 50% промышленных рабочих. Наряду с круп-ными промышленными центрами в глубине России развивались новые виды мелкой промышленности, которые были связаны с большими фабриками разделением труда.
Заметные изменения
Они заметно отличались от прежних рабочих более высоким уровнем грамотности, поскольку работа на промышленных предприятиях требовала от них умения обслуживать различные машины и технику. Квалифицированные кадры особенно были нужны на крупных заводах и на железнодорожном транспорте. Их численность за 1865- 1890 годы выросла с 706 тыс. до 1432 тыс. человек. Особенно быстрыми темпами росло городское население за счет крестьян в 1890-х годах, когда в основном завершились отработки временно обязанных крестьян, и они могли свободно уйти в города на заработки. Так, если в начале 1860-х годов по паспортам уходило примерно 1,3 млн. человек в год, то в 1890-х годах - свыше 7 млн. человек.
По официальной статистике конца века, городское население состояло из следующих групп: крупная буржуазия, помещики и высшие чиновники - 11 %, мелкие ремесленники и лавочники - 24%, «люд рабочий» - 52%.
Большую роль в пореформенной экономике начинал играть желез-нодорожный транспорт, который становился важным элементом всей инфраструктуры. Железные дороги связывали Центральную Россию и ее окраины в единый хозяйственный механизм, способствовали формированию рыночной экономики, усиливали подвижность населения. В течение второй половины XIX века Россия строила железные дороги гораздо быстрее, чем многие западноевропейские страны. За 1861-1891 годы их протяженность возросла с 1,5 тыс. до 28 тыс. верст. В 1865-1875 годы ежегодно в стране строилось по 1,5 тыс. верст. К 1899 году железные дороги насчитывали уже 58 тыс. верст.
Железные дороги должны были прочно связать центр страны с крупными- зерновыми районами. Этому служили такие линии, как Москва - Курск, Москва Воронеж, Москва Нижний Новгород. Новые линии прокладывались в морские порты на Балтийском и Черном море - в Одессу, Ригу, Либаву (Лиепаю), откуда зерно и другая сельскохозяйственная продукция вывозились за границу. С конца 1870-х годов началась постройка дорог промышленного значения. Магистрали прокладывались в промышленные районы: в Донбасс, Криворожье, на Урал. Закавказская дорога Баку - Тифлис - Батуми обеспечивала перевозку нефти в черноморский порт.
Промышленный подъем 1890-х годов ознаменовался бурным ростом железных дорог. За десять лет было построено более 21 тыс. верст железнодорожных путей, или треть всех дорог России. В 1890-х годах была проложена Транссибирская магистраль длиною в 6 тыс. верст, строительство которой началось в 1886 году. По протяженности железных дорог Россия вышла на второе место в мире после США. Постепенно железные дороги соединялись между собой в крупных узлах, создавая единую железнодорожную систему в Европейской части страны. Однако железнодорожная сеть в пересчете на 1 тыс. кв. км территории была очень незначительной по сравнению с передовыми странами.
Первоначально железные дороги строились в основном на частные средства с широким привлечением . иностранного капитала. Постепенно сюда вкладывалось все больше государственных средств, тем самым частные капиталы соединялись с государственным. Казенные заказы на сооружение железных дорог нередко превращались в безвозмездные субсидии. Бурное развитие железных дорог находилось под защитой государства, что влекло за собой сильное государственное вмешательство в экономику в целом. В середине 1880-х годов государство стало вообще выкупать дороги у частных компаний, а новые строить за счет казны.
)Келезные дороги, предъявляя огромный спрос на металл, уголь, лес, нефть и др., послужили мощным стимулом для развития различных отраслей промышленности. Так, в 1890-е годы железные дороги потребляли до 36% добываемого в стране угля, 40% нефти, 40% металла. Для железных дорог требовались квалифицированные рабочие кадры: машинисты, работники депо и путевого хозяйства.
Наряду с железнодорожным большое развитие получил и водный транспорт. Если в 1860 году в России было около 400 речных пароходов, то в 1890-х годах - свыше 1,5 тыс. Россия, практически не имевшая в середине XIX века своего морского флота и использовавшая для перевозок зарубежные корабли, за последние десятилетия века увеличила их количество с 50 до 520.
Заметно изменился внутренний рынок. Пореформенные годы отмечены быстрым ростом внутреннего товарооборота: за 1873- 1900 годы с 2,4 млрд почти до 12 млрд руб. По мере общего развития крупной промышленности и железнодорожного транспорта менялись и формы торговли. Сезонные ярмарки сохранялись в основном в менее развитых регионах. В крупных городах создавались торговые фирмы с разветвленной сетью стационарных магазинов, складов. Сформировались товарные биржи с огромным торговым оборотом. Как правило, биржи функционировали по специализированному признаку: продажа леса, хлеба, строительных материалов и пр.
Во второй половине XIX века Россия являлась непременным участником всемирных выставок, где текстиль, парча, продукция машиностроения, продовольственные товары, ювелирные изделия, продукция фарфоровых и стекольных заводов, изделия художественных промыслов неизменно получали высокие награды.
Усиление товарного характера
сельского хозяйства привело
к быстрому росту хлебного рынка,
который увеличился за 30 пореформенных
лет более чем в два раза.
Из общего количества продаваемого хлеба
примерно 60% потреблялось внутри страны,
а 40% - вывозилось за границу. Еще быстрее
развивался рынок промышленных товаров
как производительного, так и
личного потребления. В стране сформировался
устойчивый спрос на машины, орудия
сельскохозяйственного труда, продукты
нефтепереработки и, прежде всего, керосин,
ткани, обувь промышленного
Во вторую половину XIX века значительно возросли объемы внешнеторгового оборота, страна быстро входила в мировой рынок.
Совокупный объем экспортно-
Основными статьями импорта
были машины, оборудование для промышленности
и сельского хозяйства. Немалую
долю импорта составляли металлы, хотя
собственная российская металлургия
постоянно развивалась. К концу
века снизились закупки хлопка-
В конце 1860 - начале 1870-х годов в России разгорелась настоящая «учредительская горячка». В эти же годы подобный процесс происходил почти во всех развитых странах Европы, в США и Японии и имел название «грюндерство», Т.е. массовое учредительство акционерных обществ, банков, страховых компаний, сопровождаемое выпуском ценных бумаг, биржевыми спекуляциями и пр.
Бурное развитие промышленности
и железнодорожного строительства
требовало крупных капиталов, превышающих
возможности отдельных
Процесс концентрации крупных российских капиталов, как и в других странах, начался преимущественно в сфере железнодорожного строительства. Из всех совокупных инвестиций в промышленность было вложено лишь 14%, тогда как в железнодорожный транспорт - более 60%, что сыграло существенную роль в бурном росте отрасли.
Определенным тормозом для развития рыночных отношений была неразвитость кредитной системы, отсутствие коммерческих банков. Государственный банк, созданный в 1860 году, выдавал в основном ипотечные ссуды крупным землевладельцам под залог земли, Т.е. кредиты почти не были связаны с производственной сферой. «Учредительская горячка» охватила и банковское дело. В 1864-1873 годах было учреждено около 40 акционерных банков, среди них: Частный коммерческий банк (1864) в Петербурге, Московский купеческий банк (1866). Причем с самого начала они имели большую долю в совокупных ресурсах страны: пять крупнейших банков уже в 1875- 1881 годы охватывали около половины, а 12 банков - до 75% всех банковских ресурсов России. В те же годы самым крупным из них был Волжско-Камский банк. Своеобразием кредитной системы этого периода было наличие банков земельного кредита, в том числе государственного Дворянского земельного банка (1885), которые по-прежнему отвлекали денежные ссуды от их производительного использования в аграрном секторе.
Информация о работе Экономическое развитие России во второй половине XIX века