Экономическое развитие зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:42, реферат

Краткое описание

Экономическое развитие Японии, США. Внешняя торговля России

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическое развитие Японии.docx

— 51.96 Кб (Скачать файл)

Особое место принадлежит  государству Сингапур, которому в 1995 г. первым из государств Юго-Восточной  Азии по решению ОЭСР был присвоен статус «индустриально развитого». В  условиях политической стабильности и  экономического роста в течение 3 десятилетий Сингапур превратился  из небольшого перевалочного порта  в богатую страну. За этот период промышленность страны развивалась  со скоростью 8,4% в год, ежегодный  доход населения в среднем составил 22,3 тыс. долларов США, что выше, чем в Великобритании (бывшей метрополии).

За годы ускоренного развития в НИС начала складываться «особая  экономическая модель», в рамках которой ведущей отраслью хозяйственного развития стала обрабатывающая промышленность, характерны использование высоких  технологий, высокая производительность труда и относительно низкие затраты  производства. Модернизация экономики  проходит в области структурной  перестройки всех звеньев технологической  цепочки — от сырьевых отраслей к наукоемким производствам.

Большое влияние на формирование современной структуры экономики  НИС оказали зарубежные инвестиции. Среди промышленно развитых стран  главными инвесторами по объему прямых инвестиций оказались США и Япония. За 20 лет НИС получили более 40% прямых капиталовложений в развивающиеся  страны.

 

Особая притягательность НИС для развитых рыночных стран  объясняется рядом причин и обстоятельств. Прежде всего, НИС изначально избрали  путь рыночных преобразований. Отдельные  группы НИС (например, латиноамериканские) обладают значительным сырьевым потенциалом, достаточно дешевой рабочей силой, что особенно важно при размещении тех или иных производств на их территориях, имеют достаточно развитый внутренний рынок. Наконец, ряд НИС  оказался в сфере не только экономических, но и политических интересов великих  держав. В 70—80 гг. в противовес «коммунистическому влиянию» странам Юго-Восточной  Азии была оказана огромная экономическая  помощь и военная поддержка. Немалую  роль сыграло и географическое положение  этих стран на перекрестке великих  торговых путей.

Начиная с 80-х гг. значительно  возросло влияние НИС на ход мировой  торговли, на экспортно-импортные операции с различными странами. Наиболее развитые из них могут стать крупными партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что особенно важно и для нас  в условиях формирования зон свободного предпринимательства российского  Дальнего Востока. Из НИС выделяются: Гонконг — производством одежды, радиоприемников, телефонной аппаратуры; Тайвань — мониторов, швейных машин; Южная Корея — телевизоров, магнитофонных кассет, контейнеров; Сингапур — твердых дисков, дисководов для компьютеров и т.д. Во всех этих странах наиболее общими чертами экономической политики являются:

долгосрочное планирование развития экономики в целом;

стимулирование развития свободного рынка и частного предпринимательства;

эффективное использование  государственного вмешательств в различных формах (прямое и косвенное).

Ускоренное развитие прогнозируется в Индии, Китае, Турции, Египте, Чили. В структуре промышленной продукции  большое место стала занимать наукоемкая продукция. На мировом рынке  высокой конкурентоспособностью обладает продукция обрабатывающей промышленности НИС. Они стали крупнейшими экспортерами одежды, обуви, текстильных изделий, ЭВМ, компьютеров, автомобилей и  других технологий.

Резюмируя глобальные и региональные особенности социально-экономического развития НИС, необходимо отметить, что  здесь протекают процессы, характерные  для стран с развитой рыночной экономикой: концентрация производства и капитала, слияние промышленного  и банковского капитала, образование  международных монополий, не уступающих ТНК.

НИС имеют активные позиции  в международном разделении труда, в борьбе за рынки сбыта. Наиболее выражены 2 основные тенденции:

интенсивное развитие за счет оптимального взаимодействия внутреннего  экономического, сырьевого, научного и  людского потенциалов с внешними инвестициями;

активная интеграция с  развитыми странами, охватывающая крупные  экономические регионы и имеющая  свое конкретное экономическое лицо.

На мировом рынке продукция  НИС обладает достаточно высокой  конкурентоспособностью. Этого удалось  добиться за счет эффективного использования  передовой техники и технологии, достижений НТР, современных методов  организации производства.

 

Безусловно, успехи сопровождаются определенными противоречиями, возникающими в условиях циклических кризисов, валютных потрясений. Противоречия особенно часто возникают в сфере торгово-экономических  отношений с развитыми странами на фоне протекционистских мер последних. Сохраняет свою актуальность проблема внешней задолженности, особенно для  латиноамериканских НИС.

 

Внешняя торговля России

Исторически и логически  первой формой мирохозяйственных связей, к тому же наиболее развитой в настоящее  время в РФ, является внешняя торговля. Пережив глубокий кризис в первые годы после распада СССР и разрушения традиционных хозяйственных связей между его бывшими республиками, внешняя торговля РФ на сегодня превратилась в растущую сферу российской экономики.

В развитии внешней торговли РФ можно выделить три периода.

1992—1993 гг., характеризующиеся  общей тенденцией сокращения  товарооборота;

1994—1996 гг., отмеченные стабилизацией  и постепенным увеличением масштабов  внешнеторговой деятельности;

1997—1998 гг., для которых вновь характерно сокращение товарооборота;

1999—2006 гг. — увеличение  масштабов и экспорта, и импорта.

Несмотря на то, что внешнеэкономическая  сфера РФ является быстрорастущей сферой экономики страны, современный внешнеторговый оборот только в 2003 г. превысил уровень 1990 г. (183 млрд. долларов), в 2006 г. составив 468 млрд. долларов. В мировой табели о рангах Россия переместилась с 10 места в 1990 г. на 17 в 1996 г., пропустив  далеко вперед большинство стран  Юго-восточной Азии. И только в 2004 г. вес РФ в международной торговле достиг 2,8%, что соответствует уровню 1990 г.

Ситуация в экспортном секторе России характеризуется  рядом четко обозначенных тенденций  как в товарной структуре, так  и в географической направленности.

В целом в товарную структуру  экспорта нашей страны входит более 4-х тысяч различных видов отечественной  продукции.

В качестве современных тенденций  в товарном экспорте РФ необходимо выделить следующие.

Сохраняется ярко выраженная топливно-сырьевая направленность российского  экспорта. В 2005 г. на долю ТЭК (нефть, газ, уголь, лес и др.) приходилось 64,4% всего российского экспорта.

Произошло также сокращение поставок на экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Сырьевая направленность приводит к высокой зависимости  российского экспорта от колебания  цен на мировых товарных рынках.

Международная специализация России на полуфабрикатах, произведенных в отраслях, оказывающих наиболее отрицательное влияние на состояние окружающей среды (металлургическая, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная), существенно ухудшила экологический фон внешней торговли.

Устойчиво снижается доля машин, оборудования, транспортных средств: 8,1% в 1996 г. против 5,6% в 2005 г.

Удельный вес и объем  экспорта услуг из России, несмотря на устойчивое увеличение, не соответствует  тенденциям, отмеченным в МТУ.

После распада в 1991 г. СССР Россия не только не смогла занять новые  ниши на мировом рынке, но и утратила значительную часть рынков, что в  первую очередь относится к рынкам военной техники и вооружений.

С момента обособления  РФ и начала экономических реформ произошли определенные изменения  и в географической направленности российского экспорта: существенно  выросла доля индустриально развитых стран.

В 2005 г. в общем объеме экспорта товаров РФ на долю Нидерландов приходилось 10,2%, ФРГ — 8,2, Италии — 7,9, Китая — 5,4, Украины — 5,1, Турции — 4,5, Швейцарии  — 4,3, Беларуси — 4,2, Польши — 3,6, Великобритании — 3,4, Финляндии — 2,3, США — 2,6%.

С целью преодоления обозначенных негативных тенденций в российском экспорте Правительством РФ был принят ряд законодательных актов, способствующих формированию рациональной структуры  экспорта. Наиболее емкой из них  является «Федеральная программа развития экспорта», принятая 8.02.1996 г., главная  цель которой была сформулирована как «совершенствование структуры российского экспорта на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества». Программа была ориентирована на обрабатывающие отрасли и предполагала рост доли готовой продукции в российском экспорте до 40% в 2005 г. Однако этого не произошло.

В товарной структуре российского  импорта отмечены следующие тенденции.

Основными статьями являются машины и оборудование (44% в 2005 г.), продовольственные  товары (17,7%), продукция химической и  нефтехимической промышленности (16,5%).

Импортируемые машины и оборудование предназначены для текстильной, швейной, кожевенной, обувной и меховой  промышленности. Необходимость импорта  данных товаров обусловлена отсутствием  производства оборудования для большинства  гражданских отраслей экономики, что  порождает потребность в нерациональном импорте.

Нерационален и импорт продовольственных товаров: располагая огромными сельскохозяйственными  ресурсами и создав систему государственной  поддержки агропромышленного комплекса (АПК), Россия могла бы решить проблему самообеспеченности продовольствием.

Происходит переориентация на ввоз на российский рынок более  дешевых товаров более низкого  качества, не нашедших спроса в промышленно  развитых странах.

В российском импорте преобладают  поставки из ФРГ — 13,5%, Украины — 7,9%, Китая — 7,4%, Японии — 5,9%, Беларуси — 5,8%, США — 4,6%, Италии — 4,5%, Южной  Кореи — 4,1%, Франции — 3,7%, Казахстана — 3,3%, Финляндии — 3,1%.

Таким образом, и в импортном  секторе нужна долгосрочная государственная  стратегия регулирования внутреннего  рынка, направленная на его защиту с  помощью тарифных и нетарифных ограничений.

В последние годы проделана  большая работа по формированию договорно-правовой базы международного сотрудничества РФ с другими странами. Так, в 1994 г. Россия подписала «Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве» со странами ЕС.

В целом в настоящее  время РФ на мировом рынке представлена как экспортер природных ресурсов и импортер машин и оборудования. Решение проблем наращивания  экспорта, рационализации импорта и  установления торговых партнерских  отношений с другими странами на равной основе — это то, что  необходимо России для утверждения  в качестве достойного участника  международной торговли товарами и  услугами.

Значимость такой формы  МЭО, как международный обмен  научно-техническими знаниями, для  российских предприятий и организаций  заключается, с одной стороны, в  возможности использования мирового научно-технического опыта и повышения  на этой основе технического уровня отечественного производства, а с другой стороны, в возможности коммерческой реализации на мировых рынках собственных научно-технических  достижений, что в условиях сырьевой направленности российского экспорта является эффективным способом рационализации структуры внешнеэкономических  связей.

Для оценки участия России в международном научно-техническом  обмене необходимо, прежде всего, охарактеризовать состояние научно-технического потенциала страны. Россия обладает мощным, в значительной мере невостребованным, научно-техническим  потенциалом. Так, на территории бывшего  СССР ежегодно с 1986 по 1990 гг. регистрировалось 80—85 тыс. изобретений (более 60% из них созданы в РФ), что сопоставимо с показателями США и Японии. Однако в народном хозяйстве использовалось менее 1/3 этого количества, т.е. 25—30%, в то время, как в промышленно развитых странах — 60—80%.

Бесспорны преимущества РФ на мировом рынке вооружений и военной  техники. Прежде всего, это относится  к истребителям МиГ-29 и МиГ-31, истребителям-бомбардировщикам СУ-24 и СУ-27, вертолетам МИ-28 и МИ-34, транспортным самолетам АН-124, танкам.

Таким образом, Россия с ее огромным научно-техническим потенциалом  и высокопрофессиональными инженерно-техническими кадрами имеет все основания  для того, чтобы стать равноправным партнером промышленно развитых стран в области международного научно-технического обмена и на равных конкурировать с ними. Однако на практике этого не происходит.

Дефицит государственного бюджета  приводит к постоянному сокращению финансирования науки. Сравнение нынешнего состояния российской науки с американской показывает, что российская наука получает сейчас средств в 2 раза меньше, чем американская. Если общие расходы на науку в СССР составляли 4% от ВВП, то в 1990-х гг. в России их доля упала до 1%. Падение зарплаты ученых привело к «утечке умов».


Информация о работе Экономическое развитие зарубежных стран