Адам Смит (1723—1790)
— выдающийся английский экономист,
с именем которого связанное становление
экономической теории как науки.
Положив начало систематизированному
изложению экономических знаний
и глубокому теоретическому анализу
экономических явлений и процессов,
он занял особенное место в
истории экономической мысли.Гениальный
труд ученого "Дослідження о природе
и причинах богатства народив" (1776) положила
начало рождению либеральной экономической
теории и стала настоящим прорывом в мировой
экономической мысли. В ней А. Смит в первый
раз перешел от анализа отдельных проблем
к теоретическим обобщениям и систематизации
экономических знаний
Адам Смит (1723—1790)
— выдающийся английский экономист,
с именем которого связанное становление
экономической теории как науки.
Положив начало систематизированному
изложению экономических знаний
и глубокому теоретическому анализу
экономических явлений и процессов,
он занял особенное место в
истории экономической мысли.Гениальный
труд ученого "Дослідження о природе
и причинах богатства народив" (1776) положила
начало рождению либеральной экономической
теории и стала настоящим прорывом в мировой
экономической мысли. В ней А. Смит в первый
раз перешел от анализа отдельных проблем
к теоретическим обобщениям и систематизации
экономических знаний. При жизни А. Смита
его труд "Дослідження о природе и причинах
богатства народив" переиздавалась
пять раз. В XIX веке она была переведена
основными европейскими языками и выдержала
более чем сто изданий. На сегодняшний
день количество ее переизданий и переводов
на более чем сорок языков мира превышает
две сотни. В России перевод главного труда
А. Смита появился в 1802—1805 рр.Англії XVIII
ст., стремление английской промышленной
буржуазии к внешнеэкономической экспансии,
свободе ведения хозяйства, освобождения
от опеки государства и протекционизма.Трактуя
политическую экономию как науку об объективных
законах производства и нагромождения
богатства, А. Смит развил методологию
экономических исследований. Ученый:
Широко применял абстрактно логический,
причинно-следственный (казуальный) методы,
направленные на выявление глубинных
закономерностей экономических явлений
и процессов, раскрытия структуры экономической
системы, прослеживания внутренних связей
экономических категорий.
Стремился соединить эзотерический и
экзотерический подходы, что способствовало
обогащению арсенала методологии экономического
исследования. В то же время двойственность
подходов ученого оказалась в противоречивости
и неоднозначности его теоретических
рассуждений.
Выделил две стороны экономической теории:
а)позитивну, направленную на выявление
глубинных закономерностей экономического
развития, естественных объективных законов,
которые управляют экономикой, теоретическое
исследование условий производства и
нагромождения богатства;
бы)нормативну, направленную на разработку
рекомендаций для экономической политики
государства (правительству), способной
обеспечить экономическим субъектам возможность
добывать "достатній доход или средства
иснування".
Идейно-теоретической подпочвой экономической
системы А. Смита стала идеология рыночного
либерализма, в основу которой были положены:
Теория "природного порядку" но внутренней
гармонии человеческого общества, согласованной
с законами морали. Основоположник экономической
науки Адам Смит (1723—1790) был одним из самых
образованных людей в свое время, имел
энциклопедические знания в отрасли разных
наук, оказал значительное влияние на
современников и последователей.
А. Смит родился в 1723 г. в шотландском городе
Киркольди. Он был единственным ребенком
в небогатой семье таможенного чиновника,
который умер за несколько месяцев до
рождения своего сына. В возрасте 14 годов
поступил в университет в Глазго.
Значительное влияние на А. Смита в этот
период оказали курсы моральной философии
Френсиса Хатчесона (1654—1746), а также творчество
Девида Юма (1711—1776). Вернувшись в 1746 г.
в Единбург, А. Смит занялся самообразованием.
Он написал трактат из философии, но не
смог найти издателя, чтобы его опубликовать.
Со временем А. Смиту удалось организовать
чтение публичных лекций по философии,
которые имели успех и способствовали
потому, что ученый получил приглашение
к университету в Глазго. В 1751 г. он стал
профессором философии и логики этого
университета, впоследствии возглавил
в нем кафедру моральной философии. Результатом
научных поисков А. Смита в этот период
стал глубокий научный труд "Теорія
моральных почуттив" (1759), какая сделала
его знаменитым.
Активное участие ученого в своеобразном
клубе политической экономии в Глазго,
дружба с философом, экономистом Д. Юмом,
повлияли на рост научного интереса А.
Смита к экономическим проблемам. Этому
способствовало также его знакомство
с французскими философами-энциклопедистами
(Дъаламбером, Гельвецием, Гольбахом),
а также из физиократами (Ф. Кене, А. Тюрго),
которое состоялось во время заграничного
путешествия ученого как наставника герцога
Баклю. Находясь во Франции, А. Смит начал
работу над трудом "Дослідження о природе
и причинах богатства народив", какую
завершил через десять лет по возвращении
на родину. Книга принесла автору громкую
славу. До конца века она переиздавалась
4 раза при жизни А. Смита (1778,1784,1786,1789) и
еще три раза после его смерти.
Общий творческий замысел ученого заключался
в создании универсальной, всеобъемлющей
картины развития человека и общества.
В труде "Теорія моральных почуттив"
он изложил свои социально философские
идеи, в основе которых лежало признание
существования справедливых "природних"
законов, равенства и обязательности общечеловеческих
норм морали. По замыслу автора "Дослідження
о природе и причинах богатства народив"
мало раскрыть механизм действия "природного
закону справедливости", в соответствии
с которым "кожний получает свою судьбу
из всего выработанного землею".
Заключительную работу (какая так и не
была написана) автор планировал присвятитити
исследованию истории и теории культуры.
Последние годы своей жизни А. Смит провел
в Единбурзи. Служил таможенным комиссаром
из 1787 г. Умер в 1790 г. Похоронений на небольшом
кладбище в центре Единбурга.
В отличие от физиократив, которые трактовали
"природний порядок" как идеальное
состояние общества, А. Смит анализировал
реально существующий экономический уклад
(рыночную экономическую систему) и стремился
описать механизм его функционирования.
Движущими силами экономического развития
ученый считал экономическую свободу
и конкуренцию хозяйничающих субъектов,
гармонизацию их интересов, на основе
приоритетного развития личного интереса,
механизма рыночной саморегуляции и невмешательства
государства, в экономическую жизнь.
Концепция "економічної людини" в
которая руководствуется в своей деятельности
личными экономическими интересами и
потребностями. Пытаясь выяснить побудительные
мотивы экономической деятельности хозяйничающих
субъектов, ученый выходил с того, что
поведением людей руководит эгоизм и беспокойство
о собственной выгоде "природне стремление...
до улучшения своего становища". Абстрагируясь
от всех других мотивов поведения экономических
субъектов, А. Смит писал о том, что личный
интерес является главным мотивом, который
побуждает людей к сотрудничеству, поскольку
"Не через доброжелательность мясника,
пивовара или булочника, ожидаем мы получить
свой обед, а через соблюдение ими их собственных
интересов. Мы обращаемся не к их гуманности,
а к их эгоизму, и никогда не говорим им
о наших потребностях, а лишь об их вигоди"1.
Следовательно ученый анализировал общество
как совокупность эгоистов, сосредоточенных
на нагромождении богатства. Стоит отметить,
что существование эгоистичных интересов
признавали еще английские философы XVII
ст. (Т. Гоббс но др.), которые трактовали
их как разрушительную силу, призывая
к государственному авторитаризму. А.
Смит не воспринял эти идеи и был солидарным
с французскими рационалистами (К. Гельвецием
но др.), которые провозгласили человеческий
эгоизм естественным фактором общественного
продвижения. В связи с этим ученый делал
особенное ударение на значении личного
интереса как могучего стимула прогрессивного
развития человеческого общества.
Таким образом, в основе аналитической
модели "економічної людини" (gomo economicus),
внедренной А. Смитом, лежат предположения,
что индивид как субъект экономических
отношений есть:
независимым, способным принимать самостоятельные
решения;
эгоистичным, таким, которое стремится
максимизувати собственную выгоду;
рациональным, способным сравнивать выгоды
и потери и оценивать последствия своих
действий;
поинформированным о своих потребностях
и возможностях их удовлетворения.
Учение о "невидиму руку ринку" —
механизм стихийной координации экономического
поведения и согласования экономических
интересов субъектов ведения хозяйства
при условиях рыночной конкуренции. Трактуя
рыночный механизм как "очевидну и простую
систему обычной свободи", А. Смит утверждал,
что рыночная экономика устроена таким
образом, что индивид (экономический человек),
который "має на внимании лишь собственный
интерес... преследует лишь собственную
выгоду... невидимой рукой направляется
к цели, которая вовсе не входила в его
намерения... Преследуя собственные интересы,
человек часто реальнее служит интересам
общества, чем тогда, когда сознательно
хочет это робити".
Таким образом, стихийные объективные
законы рыночных сил спонтанно обеспечивают
приоритетность общественных ценностей
и направляют усилия отдельных индивидов,
которые не думают о содействии общественной
пользе, в русло общих интересов. Именно
благодаря свободной конкуренции предпринимателей
и через реализацию их частных интересов
рыночная экономика самым целесообразным
чином обеспечивает общественные потребности
и генерирует эффективное распределение
ресурсов.
Обоснование экономической политики государства,
основанной на принципе "lai88ez faire".
Исследуя "природний порядок" как
теоретическую модель экономики свободного
предпринимательства, А. Смит уделял большое
внимание анализа предпосылок эффективного
действия "невидимої руки" рынку.
Он понимал, что преимущества рыночной
экономики реализуются лишь при условии
существования системы сдерживаний и
противовесов совершенной конкуренции,
включения, в определены институционные
рамки свободной игры экономических интересов.
Ученый писал о том, что преимущества рыночного
механизма саморегулирования оказываются
при условиях, когда "кожній человеку,
пока она не нарушает законы справедливости,
позволяется полностью свободно действовать
по своему усмотрению в собственных интересах
и конкурировать своим трудом и капиталом
с трудом и капиталом любого другого лица
и целого класу".
Исходя из того, что свободная игра рыночных
сил не должна нарушаться никакими внешними
факторами, А. Смит враждебно относился
к любой монополии, которая "є большим
врагом хорошего господарства", сводя
на нет замечательные свойства "невидимої
руки". "Монополісти, — писал ученый
— поддерживая постоянную недостачу продуктов
на рынке и умышленно не удовлетворяя
полностью действительный спрос, продают
свои товары намного дороже от естественной
цены и поднимают свои доходы... значительно
выше от их естественной норми". Следовательно
А. Смит осуждал исключительные привилегии
торговых компаний, законы об ученичестве,
цеховые постановления, законы о бедных,
которые, по его мнению, ограничивали конкуренцию
и мобильность ресурсов.
Отстаивая "природну гармонию" (своеобразное
равновесие, которое стихийно устанавливается
в экономике при отсутствии вмешательства
извне), А. Смит требовал склонения государственной
регламентации промышленности и торговли,
отмечая, что "Політика вмешательство
порождает очень важное неравенство в
общей сумме выгод и невыгод разного применения
труда и капитала, ограничивая... конкуренцию"1.
По мнению ученого, правительство должно
быть освобожденным от тяжелой обязанности,
при выполнении которой возникают постоянные
разочарования и для правильного осуществления
которого недостаточно никакой мудрости
и знаний — от обязанности руководить
трудом каждого человека, направляя ее
в бок, самый благоприятный для благосостояния
общества.
Однако отстаивая принципы экономического
либерализма, А. Смит не отрицал участия
государства в хозяйственной жизни. Он
писал о том, что естественный уклад должен
опираться на свободное взаимодействие
частных интересов в пределах и под защитой
права. По мнению исследователя, в рыночной
экономике государство должно выполнять
"три слишком важны обовъязки":
Ограждать общество от насилия и вторжения
других независимых обществ.
Ограждать каждого члена общества от несправедливости
и притеснения со стороны других его членов,
или обязанность установить надлежащее
осуществление правосудия.
Создавать и удерживать определены общественные
сооружения и учреждения, в создании и
содержании которых не могут быть заинтересованы
отдельные личности или небольшие групи2.
Это трактовка роли и функций государства
в последующем получила название концепции
"держава — ночной сторож".
А. Смит высказывался за государственную
регуляцию минимума заработной платы,
нормы заимообразного процента, временные
протекционистские мероприятия, направленные
на защиту новых и потому еще слабых отраслей.
Анализируя функции государства, ученый
обосновал "чотири основных правила
оподаткування" :
пропорциональность: "Піддані государства
должны по мере сил принимать участие
в содержании правительства в соответствии
со своей способностью и силами, то есть
в соответствии с доходом, которым они
пользуются под протежированием и защитой
держави";
определенность: "Податок, что его обязывается
платить каждая отдельная личность, должен
быть точно определенным, а не произвольным.
Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа
— все это должно быть понятным и четким
для плательщика и для любой другой особи";
удобство: "Кожен налог следует стягивать
в то время или в тот способ, когда и как
плательщику должен быть удобнее всего
его платити";
необременительность: "Кожен налог
должен быть так задуман и разработан,
чтобы он брал и удерживал из карманов
народа как можно меньше сверх того, что
он приносит государственной скарбници". |