Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 15:22, реферат
Экспортный тариф— это тариф на товары отечественных производителей с целью ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке, особенно если цены на данный продукт удерживаются государством ниже мирового уровня. Чаще всего к таким методам прибегают развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. К тому же установленные экспортные пошлины дают дополнительный доход в государственный бюджет.
Рассмотрим эффект введения импортного тарифа применительно к так называемой «малой стране», т.е. стране, где изменение спроса на импортные товары не оказывает влияния на мировую цену (рис. 4.1). Исходная ситуация характеризуется кривыми спроса D и предложения S и мировой ценой Рм.
Экспортирующая страна может использовать
экспортные пошлины в своих интересах,
если она обладает на мировом рынке
монопольной властью. Подобно оптимальному
тарифу в условиях монополии страны
на мировом рынке, можно найти
и размер оптимальной экспортной
пошлины. Ее величина будет прямо
пропорциональна числу стран-
Оптимальный тариф
Только большая страна введением
импортного тарифа может повлиять на
уровень мировых цен и
Оптимальный
тариф имеет следующие основные
черты, которые необходимо учитывать
при осуществлении
•ставка оптимального тарифа всегда положительна и находится в промежутке между 0 и запретительной ставкой тарифа;
•ставка оптимального тарифа всегда
относительно невелика. Расчеты при
предпосылке линейного
ставка импортного тарифа относительно невелика и если как можно большая часть его перекладывается на иностранных поставщиков за счет снижения мировой цены на импортный товар;
•ставка оптимального тарифа обратна эластичности импорта. Чем ниже эластичность импорта по цене (объемы импорта изменяются несущественно при колебании цен на него), тем выше ставка оптимального тарифа. Чем выше эластичность импорта по цене (при росте цен объемы сокращаются пропорционально), тем ниже ставка оптимального тарифа. В экстремальном случае при бесконечно большой эластичности импорта оптимальный тариф равен нулю, то есть его просто не нужно вводить;
•оптимальный тариф ведет к
экономическому выигрышу одной страны,
но к потерям международной
Влияние таможенного тарифа на потребителей |
Таможенный тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению потребительских возможностей. Анализ тарифа с помощью кривых спроса и предложения дает возможность определить в денежных единицах, во сколько обходится потребителю и производителю введение тарифа.
Рис. 7.2. Влияние тарифа на поведение потребителя В отсутствие тарифа импорт товара “Х” осуществлялся бы свободно по мировой цене – 160 долл. Конкуренция между иностранной и отечественной продукцией привела бы к тому, что цена отечественного товара также бы установилась на уровне 160 долл. Потребители покупали бы по этой цене у отечественных производителей 60 тыс. штук., а импорт составил бы 80 тыс. штук товара”Х” в год, доводя общий объем потребления до 140 тыс. штук. Кривая спроса позволяет подсчитать, сколько выигрывают потребители от возможности приобретения товара “Х”. Вся площадь фигуры треугольника ACE, ограниченная кривой спроса и линией мировой цены, показывает выигрыш от приобретения товаров по данной цене. Тариф в 20 долл. увеличивает стоимость товара ”Х” на 10 % и сокращает выигрыш потребителя от его покупки до величины, равной площади треугольника BCD. В результате совокупный спрос сокращается с 140 тыс. до 120 тыс. Чистые потери потребителя образуют область a+b+c+d. |
3.3. Влияние таможенного тарифа на производителей |
Отечественные производители,
выпускающие конкурирующую с
импортом продукцию, выигрывают от введения
тарифа только в том случае, когда
его следствием является действительное
ограничение импорта. Чем дороже
обходится потребителю
Рис. 7.3. Влияние тарифа на поведение производителя Тариф увеличивает прибыль отечественных производителей на величину зоны (а). Однако этот выигрыш не перекрывает потерь потребителей. Причина проста – производители получают преимущество за счет повышения цен только в отношении отечественных товаров, тогда как потребители вынуждены платить одинаково высокую цену как за отечественные, так и за импортные товары. Таким образом, если сравнивать зоны проигрыша потребителей и зоны выигрышей производителей, то введение тарифа в целом привело к потерям. |