Эластичность. Олигополия.Национальный доход. Эффект мультипликатора. Валютный курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:13, реферат

Краткое описание

Для определения «скорости изменения» спроса и предложения товаров на рынке экономистами введено понятие «эластичность».
Концепция эластичности впервые была введена в экономическую науку Альфредом Маршаллом (1842–1924).
Под эластичностью следует понимать процент изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу величины другой переменной. Таким образом, эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.

Содержание

1.Эластичность 3
2.Олигополия 4
3.Национальный доход 14
4.Эффект мультипликатора 19
5.Валютный курс 20
Список использованных источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika.docx

— 41.99 Кб (Скачать файл)

Для организации антимонопольной  деятельности создаются антимонопольные  комитеты.

Впервые в хозяйственной практике и практике государственного регулирования  основы антимонопольного законодательства были заложены в США в период усиления антитрестовской борьбы, поэтому  в США это законодательство называется антитрестовским законодательством. Наиболее известны законы Шермана (1890 г.); Клейтона (1914 г.); КейлераКефовера (1950 г.); а также постановления Министерства юстиции США.

В РФ регулирование монополий и  проведение политики на увеличение конкуренции  возложена на Федеральную антимонопольную  службу.

История создания ведомства. Предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет РСФСР  по антимонопольной политике и поддержке  новых экономических структур образован  в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года "О республиканских  министерствах и государственных  комитетах РСФСР". Председателем  Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский. Штатная численность  работников аппарата определена в 150 единиц, введено Временное положение "О  государственном комитете РСФСР  по антимонопольной политике и поддержке  новых экономических структур", которое было утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344 "Вопросы Государственного комитета РСФСР по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур".

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 "О Государственном  комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур" в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и "О защите прав потребителей" утверждены новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена до 350 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин.

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных  органов исполнительной власти в  соответствие с требованиями экономических  преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 "О  совершенствовании структуры федеральных  органов исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур преобразован в Государственный  антимонопольный комитет Российской Федерации.

В августе 1997 г. Председателем Комитета назначена Наталья Евгеньевна Фонарева.

22 сентября 1998 года Указом Президента  Российской Федерации от №  1142 "О структуре федеральных  органов исполнительной власти" были упразднены Государственный  антимонопольный комитет Российской  Федерации (Председатель Фонарева  Н. Е.), Государственный комитет  Российской Федерации по поддержке  и развитию малого предпринимательства  (Председатель Хакамада И. М.), Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (Руководитель Будько В. И.) и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (Руководитель Горячев В. М.). На их месте образовано Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев.

Численность работников центрального аппарата (440 единиц без персонала  по охране и обслуживанию зданий) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1564 "Вопросы Министерства Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства". В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением  законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования  деятельности естественных монополий  на транспорте. Положение о Министерстве Российской федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства  утверждено Постановлением Правительства  Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года.

4 сентября 2001 г. Указом Президента  Российской Федерации от №  1091 "О внесении изменения в  Указ Президента Российской Федерации  от 29 ноября 1995 г. № 1194 "О Федеральной  энергетической комиссии Российской  Федерации" утратил силу абзац  второй пункта 3 Указа Президента  Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142 "О структуре федеральных  органов исполнительной власти" в части, касающейся передачи  МАП России функций упраздненной  Федеральной службы России по  регулированию естественных монополий  на транспорте.

9 марта 2004 г. Министерство было  упразднено, а его полномочия  переданы другим ведомствам. Принадлежавшие  МАП России функции федерального  антимонопольного органа, контроля  над деятельностью естественных  монополий и над соблюдением  законодательства о рекламе перешли  к вновь образованной Федеральной  антимонопольной службе, руководителем  которой стал Игорь Юрьевич  Артемьев. Положение о Федеральной  антимонопольной службе принято  Правительством России 29 июля 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

3.Национальный доход

 

Национальный доход - (nationalincome) - общий  доход, полученный поставщиками ресурсов за их вклад в производство; сумма  всех индивидуальных доходов: заработной платы, комиссионных, премий и других форм доходов наемных работников, (до вычета налогов и отчислений на социальное страхование), чистый доход  от аренды, процентная ставка, прибыли  корпораций и др., равен чистому  национальному продукту за минусом  косвенных налогов на бизнес. Рощенко  А.В. Национальный продукт и проблемы его измерения - Мн.: БГЭУ.

Как экономическая категория национальный доход выражает производственные отношения  между людьми, классами по поводу производства, распределения, потребления и использования  необходимого и прибавочного продукта.

Если суммировать добавленные  стоимости, созданные на всех предприятиях, получим валовой национальный продукт (ВНП), который является совокупностью  стоимостей всех товаров и услуг, произведенных на протяжении определенного  периода, как правило, одного года (без  учета повторного счета). Важным недостатком  показателя ВНП является то что он скрывает доходы отдельных категорий  трудоспособного населения не создающих  национального богатства страны, а получающих их в результате перераспределения  созданных в обществе благ, что  искусственно завышает экономическое  могущество страны.

Модификация ВНП - валовой внутренний продукт (ВВП), определяемый совокупностью  стоимостей всех товаров и услуг (или добавленных стоимостей), созданных  всеми производителями и резидентами. Другими словами, при подсчете ВВП  учитывается только продукт, произведенный  внутри страны, без учета продукта, созданного заграничными филиалами  и отделениями национальных фирм. В данном контексте можно утверждать, что ВНП отличается от ВВП на сальдо платежного баланса. ВВП может быть большим, если сальдо положительное, и меньшим, если сальдо платежного баланса отрицательное. Разница между ВНП и ВВП незначительна (не более + 1%) и обусловлена расхождением между величиной факторных доходов, поступивших от заграничного производства данной страны, и факторными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, то есть с помощью использования иностранного капитала.

ВНП определяется по затратам, доходам, производству (в последнем случае путем суммирования добавленных  стоимостей). При правильных расчетах все три метода должны давать одинаковую конечную сумму. Совпадения между показателями первых двух методов используются с  целью составления баланса (они  соответственно получили название активов  и пассивов). П. Самуэльсон считает, что такая двойная бухгалтерия  является одним из великих открытий человеческого ума.

ВНП рассчитывают по рыночным ценам, получая его номинальное значение. Для выявления его действительной величины рыночные цены очищают от инфляции (с помощью индекса цен) и определяют реальный показатель ВНП. Так, в США в 2005 г. ВНП в текущих  ценах составлял 8,9 трлн дол., а в  постоянных ценах - 8,6 трлн дол. Отношение номинального ВНП к реальному называется дефлятором ВНП и отражает рост данного показателя за счет роста цен. Рощенко А.В. Национальный продукт и проблемы его измерения.

Так, в экономике, при расчете  ВНП по затратам, дается денежная оценка конечных продуктов и услуг, произведенных  за год и используемых для различных  форм потребления, куда входят потребительские  затраты населения; валовые частные, инвестиции в экономику, а также  затраты частных лиц на приобретение жилья; государственные закупки  товаров и услуг; чистый экспорт, то есть разница между экспортом  и импортом страны.

Для того, чтобы лучше рассмотреть  и охарактеризовать национальный доход  необходимо для начала четко определить, что же фактически является его источником. Казалось бы, что элементарным ответом на этот вопрос выступает труд человека, направленный на производство материальных ценностей. Однако стоит заметить тот факт, что с развитием человечества появилось огромное количество профессий, результатом труда которых выступает не какой-либо материальный продукт, а улучшения благосостояния граждан путем повышения их культурного уровня, либо обеспечения защиты их самих или их интересов и т.п. Это профессии также направлены на улучшение существования человека и чем больше возрастает обеспеченность граждан, чем дальше продвигается наука в изучении окружающего нас мира и человека в целом, тем больше возрастает потребность в расширении структур обеспечивающих нематериальные блага человека, улучшении их качества и увеличении ассортимента предоставляемых услуг. Дискуссии по поводу источников национального дохода ведутся уже несколько столетий. Заглянув поглубже в историю отметим, что:

- Меркантилисты (от итал. mercante - торговать), представители первой  школы в политической экономии, считали, что национальный доход  создается лишь в сфере торговли.

- Физиократы таким источником  считали сельское хозяйство.

В более поздний период, основываясь  на классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, значительно  углубивших понимание источников национального  дохода, основой НД являлась материальная сфера производства, включающая как  сельское хозяйство, так и промышленность. Однако, не обращая внимания на отличие  между производственным и непроизводственным потреблением они считали, что стоимость  совокупного общественного продукта сводиться только к доходам и  не включает перенесенную на продукт  стоимость использованных средств  производства.Именно на этом видении  основывается субъективистский методологический подход.

Других взглядов придерживался  К. Маркс В своем «Капитале» и  других работах он неоднократно обращается к проблеме национального дохода, которую он выразил так: «…Годовое  производство должно включать все те предметы… за счет которых могут  быть замещены вещественные составляющие капитала, израсходованные в течении  года. Если вычесть эту часть, останется  чистый… продукт» Иохин В.Я. Экономическая  теория - М.: Юристъ,2004.с.149 и в подтверждение  своей концепции он предложил  общую формулу совокупного общественного  продукта, которая в современной  трактовке выглядит так:

W = c + v + m, (1)

где с - часть общественного продукта, которая идет на обновление изношенных средств производства и по своему натуральному содержанию представляет собой средства и предметы труда (фонд замещения); v - необходимое количество продукта; m - прибавочный продукт.

Отсюда следует, что национальный доход представляет собой сумму (v + m) стоимости необходимого и дополнительного  продуктов. Кроме того, не смотря на то, что на тот период времени  характерен низкий уровень развития сферы услуг, выражая взгляды  прогрессивных экономистов, он полностью  добавил эту сферу к основным источникам национального дохода, в  то время как субъективисты включали лишь ту часть услуг которые непосредственно  связаны с материальным производством.

Если национальный доход  – это, по существу, заработанный доход, то личный – полученный. Они различаются  между собой вследствие двух причин.

С одной стороны, часть  заработанного трудом дохода обособляется в форме:

  1. взносов на социальное страхование, осуществляемое предпринимателем и самим работником,
  2. налогов на прибыль как в части дивидендов, так и нераспределяемой.

В результате эти доходы не доходят до домохозяйств, оседая в государственных структурах.

С другой стороны, часть доходов, полученных домохо-зяйствами, является не их трудовым доходом, а трансфертным платежом со стороны государства  в виде пособий по социальному  страхованию, безработице, а также  пенсий, различных субсидий и выплат процентов по государственным ценным бумагам.

ЛД = НД – R -Тр + П,  
где ЛД – личный доход населения; НД – национальный доход; R– взносы на социальное страхование; Тр – налоги на прибыль корпораций; П – трансфертные платежи населению.

Располагаемый доход

Доход, находящийся в личном распоряжении населения (располагаемый  доход), еще меньше личного дохода, так как предполагает предварительную  выплату индивидуальных налогов:

Информация о работе Эластичность. Олигополия.Национальный доход. Эффект мультипликатора. Валютный курс