Эластичность предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:46, реферат

Краткое описание

Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены влечет рост предложения, это означает абсолютно эластичное предложение. Если же предлагаемое количество товаров остается неизменным, несмотря на изменение цены, - предложение неэластично.
Факторами эластичности предложения являются: мобильность экономических ресурсов, необходимых для организации дополнительного выпуска товаров; внедрение технического прогресса; временные рамки, в пределах которых изменяются условия производства.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - степень изменения объема предложения  товаров в зависимости от изменения  цены. Коэффициент эластичности предложения  рассчитывается как отношение объема предложения (в%) к росту или снижению цен (в%).

 

E(предл.)= Относительное   изменение объема предложения/Относительное изменение цен

 

Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены влечет рост предложения, это означает абсолютно эластичное предложение. Если же предлагаемое количество товаров остается неизменным, несмотря на изменение цены, - предложение неэластично.

 

Факторами эластичности предложения являются: мобильность  экономических ресурсов, необходимых  для организации дополнительного  выпуска товаров; внедрение технического прогресса; временные рамки, в пределах которых изменяются условия производства.

 

Выделяют три периода  эластичности предложения: кратковременный,          среднесрочный и долгосрочный. В  краткосрочном периоде фирма  не в состоянии изменить объем  выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична.

 

Основным фактором эластичности предложения является время, поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара.

 

Выделяют три временных  периода:

текущий период - период времени, в течение которого производители  не могут приспособиться к изменению  уровня цен;

короткий период - период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен;

долгий период - период времени, достаточный для того, чтобы  производители могли полностью  приспособиться к изменению цен.

 

 

 

Факторы, влияющие на эластичность предложения

 

1. Наличие резерва  производственных мощностей.

 

Когда промышленность не работает на полную мощность, оборудование простаивает, рабочие остаются без  работы или заняты неполный рабочий  день. В этом случае предложение  будет эластичным. Возросший спрос можно удовлетворить довольно быстро: нанять больше рабочих и привести в действие простаивающее оборудование. Однако если промышленность работает на полную мощность, предложение будет неэластичным, по крайней мере в течение короткого периода. Может понадобиться много времени, чтобы построить новые или расширить старые заводы. И даже в условиях безработицы предложение может быть неэластичным, если обнаружится недостаток рабочей силы определенной квалификации.

 

2. Уровень запасов.

 

Если в отрасли есть большие товарные запасы, возросший спрос можно удовлетворить, пустив их в оборот. Пока запасы не истощатся, предложение будет эластичным.

 

3. Различие сельскохозяйственных  и промышленных товаров.

 

Что касается сельскохозяйственных продуктов, то на эластичность предложения влияет продолжительность сезона выращивания культуры. В течение года никаких изменений в предложении овощей и зерновых культур не происходит. Предложение некоторых культур, выращиваемых на плантациях (натуральный каучук, кофе и какао), будет неэластичным в течение еще более длительного времени, потому что требуется несколько лет, чтобы новые деревья и кусты стали плодоносить.

 

Предложение промышленных товаров  более эластично, чем сельскохозяйственных продуктов. В промышленности есть возможности справиться с падением спроса: уволить часть рабочих или перевести их на неполную рабочую неделю и отключить машины. При увеличении спроса можно вновь ввести в действие простаивающее оборудование, нанять больше рабочих или работать сверхурочно.

 

4. Фактор времени.

 

- в условиях кратчайшего рыночного  периода производители не успевают  отреагировать на изменение спроса  и цены, и предложение совершенно  неэластично (ЕS = 0), поэтому повышение  (понижение) спроса приводит к  повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения;

 

-в условиях краткосрочного периода  предложение будет эластично.  Это выражается в том, что  повышение спроса обуславливает  не только рост цен, но и  увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (сырье, рабочая сила), либо использовать их более интенсивно;

 

- в условиях долгосрочного  периода предложение почти совершенно  эластично, поэтому увеличение  спроса приводит к значительному  росту предложения при постоянных  ценах или несущественном повышении  цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эластичность предложения по цене - показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. Она рассчитывается по формуле:

 

Es = (процентное изменение объема  предложения)/(процентное изменение  цены)

 

Метод расчета эластичности предложения  тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что эластичность предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет "восходящий" характер. Поэтому необходимости в условном изменении знака эластичности предложения нет. Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск.

 

Основным фактором эластичности предложения  является время, поскольку оно позволяет  производителям отреагировать на изменение  цены товара.

 

Выделяют три временных периода:

текущий период - период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен;

короткий период - период времени, в течение которого производители  не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен;

долгий период - период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.

 

Различают следующие формы эластичности предложения:

эластичное предложение - величина предложения изменяется на больший  процент, чем цена, когда эластичность больше единицы (Es > 1). Эта форма эластичности предложения характерна для долгого периода;

неэластичное предложение - величина предложения изменяется на меньший  процент, чем цена, когда эластичность меньше единицы (Es < 1). Эта форма  эластичности предложения присуща короткому периоду;

абсолютно (совершенно) эластичное предложение  имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Es = ~). Эта форма эластичности предложения  свойственна долгому периоду, а кривая предложения строго горизонтальна;

 

абсолютно неэластичное предложение  имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), т. е. величина предложения абсолютно  не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна.

 

Эластичное и неэластичное предложение  по цене иллюстрируются на рис. 17.1.

 

Понятие "эластичное предложение" применимо к таким переменным, как ставка процента, уровень заработной платы, цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при производстве нужного блага.

 

 

 

Рис. 17.1. Эластичность предложения  по цене: а) эластичное предложение; б) неэластичное предложение

 

Следует заметить, что для большинства  промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам  на сырье отрицательна, ибо повышение цены на сырье приводит к увеличению издержек фирмы, что при прочих равных условиях вызывает сокращение выпуска продукции.

 

Эластичность предложения зависит  от многих факторов:

возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения;

специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель  товара может или увеличить его  выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным;

фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение  цены, поскольку необходимо известное  время на найм дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск), или сократить часть работников, произвести расчеты с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение малоэластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна;

цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения;

степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала


Информация о работе Эластичность предложения