Другие бизнес
– услуги:
посреднические
услуги
лизинг
прочие деловые,
профессиональные и технические
услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские,
рекламные и иные услуги, услуги
по проектированию, картографии и
т.д.)
Личные, культурные,
рекреационные услуги:
аудиовизуальные
(производство фильмов, программ, дисков
и т.д.)
прочие (показ
выставок, проведение мероприятий)
Правительственные
услуги (поставка товаров в посольство,
консульство, услуги, оказываемые
международными организациями по
сохранению мира)
В рамках сферы
услуг объединяется широкий круг
видов хозяйственной деятельности,
направленной на удовлетворение личных
потребностей населения и нужд производства,
а также потребления общества
в целом. К концу 90-х годов сфера
услуг в ведущих зарубежных странах
выросла в крупнейший сектор хозяйства:
суммарная доля транспорта, связи, оптовой
и розничной торговли, кредитно-финансовых
учреждений, страхового бизнеса, бытовых,
деловых и социально-культурных
услуг достигла 62 – 74 % в ВВП, 63 –
75 % - общей численности занятых
и превысила 50% общего объема капиталовложений
(без жилищного строительства) .
Все большее
значение приобретает производство
услуг на зарубежных филиалах ТНК, учитывая,
что свыше 40% размещенных в мире
прямых
-14-
зарубежных
инвестиций вложено в сферу
услуг. Среди отраслей, куда наиболее
активно направляются инвестиции,
выделяются финансовая сфера
и торговля. Одна из главных
закономерностей общественного
развития – опережающий рост
сферы услуг в сравнении с
материальным производством и
расширение ее хозяйственных
позиций. В услугах формируются
такие ключевые факторы экономического
роста, как научное знание, нематериальные
формы накопления, информационные
технологии, а также глобализация
хозяйственной деятельности и
т.п. Соответственно важнейшее
значение имеют глубокие научно-технические,
качественные и структурные изменения
в самих отраслях услуг, которые
повышают их вклад в развитие
общества и создают необходимые
предпосылки для его дальнейшего
прогресса.
20% всей
мировой торговли приходится
на торговлю услугами. По данным
ВТО, в 1998 г. мировой экспорт
услуг составил 1,2 трлн. долларов, что
на 2% меньше, чем в предыдущем году.
Участие
ведущих стран в мировом экспорте услуг
в 1998 г. было следующее (в %): США – 18,1, Великобритания
– 7,7, Франция – 6,1, Германия – 5,9, Италия
– 5,4, Япония - 4,7, Нидерланды и Испания
– по 3,7, Бельгия и Люксембург – по 2,7, Гонконг
– 2,6, Австралия – 2,4, Канада – 2,2, Швейцария
– 2,0, Республика Корея и Китай – по 1,8,
Турция – 1,7, Сингапур – 1,4, Швеция – 1,4,
Тайвань – 1,3.
На
протяжении двух последних десятилетий
сфера услуг является одним
из наиболее динамично развивающихся
секторов мировой экономики. В мировой
экономике наблюдается постоянный рост
доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая
составляет в настоящее время более 70%
от его общего объема и значительно превышает
долю сферы производства товаров. Такое
соотношение является характерным как
для экономически развитых, так и для развивающихся
стран, где значение данного показателя
составляет соответственно 73 и 65%. Примерно
аналогичные тенденции были характерны
в этот период и для других структурных
показателей многих стран, которые и определили
в результате структурные изменения в
мировой экономике. Например, в наиболее
развитых странах мира доля занятых в
сфере услуг в настоящее время составляет
более 70% от общей численности занятых
в экономике, а доля производственных
фондов основных отраслей данной сферы
превышает 60-ти процентный уровень. Одновременно,
как показывает анализ, в этот период в
мировой торговле наблюдается постоянное
увеличение объемов экспортно-импортных
операций в сфере услуг.
В наиболее
общем виде оценить участие
страны в мировой торговле
услугами можно с помощью показателя
ее доли в мировой торговле,
которая, как правило, имеет
максимальное значение у ведущих
промышленно развитых стран.
Зависимость
экономики страны от торговли
услугами показывает удельный
вес торговли услугами в ВВП
страны. Например, его величина в середине
90-х годов колебалась в пределах 10 – 15%
для Великобритании, Финляндии, Франции,
Швейцарии, Швеции и в пределах 5 – 10% для
США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии,
Японии.
-15-
Роль
услуг в экономике стран оценивается
также с помощью индекса, рассчитанного
как отношение доли экспорта
товаров к доли экспорта услуг в ВВП
стран. Чем меньше индекс, тем большее
значение имеют услуги. Определение доли
экспорта услуг в торговле услугами наглядно
укажет на страны нетто-экспортеры и импортеры
услуг. Так, отрицательное сальдо баланса
услуг Германии – крупнейшей участницы
мировой торговли услугами – является
для нее на протяжении многих лет существенной
проблемой. Внешнеторговая квота (отношение
торговли услугами к доле сферы услуг
в ВВП), а также показатель торговли услугами
страны в расчете на душу населения показывают
степень открытости экономики во внешнеэкономических
связях страны в сфере услуг. Достаточно
информативным является коэффициент относительной
экспортной специализации стран на торговле
услугами, рассчитанный как отношение
экспорта услуг страны в ее общем экспорте
к доле экспорта услуг страны в мировом
экспорте услуг. Он позволяет установить
степень специализации стран на экспорте
услуг. Так, наименьшее значение этого
показателя свидетельствует о высокой
степени развитости экономики, в которой
сфера услуг и торговля ими растут наряду
с ростом производства и товарной торговли.[6]
Однако сфере
услуг, международной торговле услугами
оказывалось недостаточное внимание
учеными, особенно в последние годы.
В связи с растущими масштабами
мирового обмена услугами возникает
необходимость создания международных
механизмов регулирования. Наиболее важным
направлением является работа по выполнению
условий Генерального соглашения по
торговле услугами (ГАТС).
В настоящее
время Всемирная торговая организация
ведет список отраслей услуг,
по которым страны выражают
согласие с либеральным режимом
доступа на национальный рынок
для зарубежных партнеров. Из
12 отраслей, согласно классификации
ВТО, к наиболее «открытым»
в мире относится туризм. Кроме
того, многие страны считают, что
положительный эффект может принести
либерализация рынка деловых
и финансовых услуг. В либерализации
рынков услуг заинтересованы
развитые страны, стремящиеся к
дальнейшему расширению экспорта.
В 1997 г.
достигнуты соглашения о либерализации
рынка телекоммуникаций и информационных
технологий (вступило в силу с
января 1998 г.) и о либерализации
рынка финансовых услуг (с 1999
г.). Режим свободной конкуренции
позволит и дальше снижать
стоимость услуг телефонной связи
(в рамках первой) или страхования
(в рамках второго). Однако в
сложной ситуации могут оказаться
национальные коммуникационные
компании, национальные банки и
страховые общества. Поэтому в
сфере регулирования торговли
услугами следует проводить поэтапную,
согласованную политику, чтобы не
нарушить экономического баланса.
9.Деятельность
Мирового банка,
МВФ, ЕБРР и
других валютно-финансовых
и кредитных организаций
в России.
Совместные миссии
МВФ и Всемирного банка осуществляют
тесную координацию своих действий
с другими донорами, в
-16-
частности ЕБРР
и ЕС. Помимо этого, миссии предложили
ЦБР создать координационный
комитет во главе с ЦБР для
координации работы доноров. Достигнут
значительный прогресс в формулировании
общего стратегического видения
процесса реструктуризации банковского
сектора России, что нашло свое
воплощение в стратегии реструктуризации
банковской системы, разработанной
Центральным банком России, включающей:
- общие принципы
(защита кредиторов - частных лиц,
равный подход к иностранным
и отечественным корпоративным
кредиторам, отнесение убытков на
частных акционеров и в значительной
степени на корпоративных кредиторов,
участие существующих акционеров,
корпоративных кредиторов и потенциальных
новых инвесторов в рекапитализации
банков, которым будет оказана помощь);
- безотлагательные
меры (расчет объема неплатежеспособности
по банковскому сектору путем
проведения исчерпывающей проверки
и анализа деятельности четырех
крупнейших банков и подготовки
отчетов о финансовом состоянии
других банков, оценка затрат
на оказание возможной государственной
поддержки и разработка институциональной
базы как руководства для проведения
процесса реструктуризации);
- классификацию
банков (банки будут отнесены
к одной из четырех категорий:
банки первой группы являются
или граничат с несостоятельными
банками, которые способны провести
рекапитализацию при участии частных
вкладов и не требуют государственной
поддержки; вторая группа включает региональные
банки, которые имеют разветвленную сеть
своих отделений или же обладают "социальной
значимостью", - эти банки получат государственное
финансирование из федерального и/или
регионального бюджета; к банкам третьей
группы относятся крупные системообразующие
неплатежеспособные банки, отобранные
для проведения санации; банки четвертой
группы подлежат закрытию и ликвидации); -
предложения по созданию Агентства реструктуризации
кредитных организаций (АРКО), которое
должно осуществлять выделение капитала
санируемым банкам, приобретение акций
банков, управление банковскими операциями,
управление неполноценными активами,
организацию слияний и приобретений, инициирование
и надзор за процессами ликвидации банков
и т.д.
Совместная миссия
МВФ и Всемирного банка будет
оказывать постоянную консультационную
помощь российским органам в разработке
и реализации различных компонентов
всеобъемлющей реструктуризации банковского
сектора. Кроме того, в ходе реструктуризации
Проекта развития финансовых учреждений
Всемирный банк возьмет на себя выполнение
в ближайшем будущем следующих
мероприятий:
1. Реализация
проекта развития финансовых
учреждений (ПРФУ). ЦБР и Минфин (представленные
в Специальной рабочей группе по ПРФУ)
приостановили аккредитацию всех банков,
участвующих в этом проекте. Кроме того,
все выплаты по соглашениям о твиннинге
и закупкам информационных технологий
были приостановлены, за исключением
-17-
лишь отдельных
случаев, когда завершение проекта
могло быть оправдано размером "невозвратных
затрат". Предполагается, что участвующие
в проекте банки продолжат
сотрудничество с Группой по надзору
за деятельностью банков (ГНДБ) с
целью обеспечения надлежащего
администрирования подписанных
с Минфином Соглашений о субзайме,
контроля над финансовым состоянием банков
и содействия в их анализе для возможного
участия в Проекте ПРФУ в будущем.
2. Тщательная
проверка и анализ деятельности
крупных банков. По просьбе ЦБР
средства Проекта ПРФУ будут
перераспределены на проведение
всеобъемлющей и тщательной проверки
и анализа деятельности крупных
банков. ГНДБ активно сотрудничает
с ЦБР в составлении технических
заданий для проведения аудиторских
проверок и вступила в контакты
с московскими представительствами
международных аудиторских компаний,
осуществляющих аудит банков, для
заключения с ними контрактов
на реализацию этого проекта.
Целью являются результаты аудиторских
отчетов, которые войдут в окончательную
дефиницию критериев отбора для
использования создаваемым Агентством
по реструктуризации банков при
определении тех банков, которым
будет оказана помощь. В настоящее
время ЦБР начал процесс тщательной
проверки и анализа деятельности
14 банкам.
3. Совершенствование
банковского законодательства. По
просьбе Комитета Государственной
Думы по бюджету, налогам, банковской
деятельности и финансам финансируемые
Банком эксперты юристы принимают
участие в работе совместной
Рабочей группы с участием
Думы, ЦБР и Минфина для внесения
поправок в необходимые законодательные
акты для содействия в санировании,
реструктуризации, а также банкротстве,
ликвидации российских банков. Финансирование
консультантов-юристов осуществляется
за счет средств японского
гранта, выделенного правительству
на проект ПРФУ. Предполагается,
что консультанты (как иностранные,
так и российские) в течение
нескольких месяцев будут работать
в Москве, сотрудничая с Рабочей
группой. Их работой руководят
и регулярно осуществляют контроль
юридические департаменты Всемирного
банка и МВФ, а также совместная
миссия МВФ и Всемирного банка. Европейский
банк реконструкции и развития расширяет
сферу своей деятельности в России по
программам кредитования малого бизнеса.
С этой целью при его участии в текущем
году планируется создать Российский
банк микрофинансирования. Уставный капитал
создаваемого банка может составить около
20 млн.долл.
Необходимость
создания в России дочерней структуры
ЕБРР вызвана тем, что после августовского
кризиса ряд банков-партнеров
ЕБРР по реализации программы кредитования
малого бизнеса оказались в тяжелом
положении.