Эффективность использования трудовых ресурсов в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Формирование персонала в условиях рыночных отношений опирается на действие механизма внутреннего рынка труда организации. Смысл создания и использования такого механизма состоит в том, что он позволяет применять гибкие формы обеспечения организации необходимыми работниками и придает постоянный характер рыночным отношениям между работодателем и наемным работником в течение всего срока действия трудового договора. В соответствии с этим договором работодатель создает и постоянно поддерживает необходимые условия труда, а работник постоянно обеспечивает выполнение своих трудовых функций на высоком качественном уровне в установленные сроки.
Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является трудовые ресурсы, от ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и значение показателей оценки эффективности использования трудовых ресурсов
2.Особенности оценки эффективности использования трудовых ресурсов в организации
3.Анализ эффективности использования трудовых ресурсов в организации
3.1 Организационно экономическая характеристика организации
3.2 Оценка показателей эффективности использования трудовых ресурсов
3.3 Факторный анализ показателей эффективности использования трудовых ресурсов организации
4.Пути повышения эффективности труда в организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

трудовые ресурсы.doc

— 733.50 Кб (Скачать файл)

Ч— среднесписочная численность торговых работников

Главное требование, которое предъявляется к развитию данного показателя, — это более быстрый рост производительности труда в сравнении с ростом средней заработной платы.

Если рост оплаты труда будет превышать рост его производительности, увеличится расход зарплаты на единицу товарооборота, и на эту же величину уменьшится сумма прибыли получаемой предприятием. Реализация товаров станет менее рентабельной, а, может быть, и убыточной.

Следует отметить, что данный показатель не в полной мере отражает производительности труда работников торговли, так как при его расчете не учитываются изменения цен на товары, трудоемкость товарооборота, структурные сдвиги и другие факторы. В связи с этим С.Н. Лебедева, Л.В. Мисникова предлагают использовать и другие показатели производительности труда.[10,c.5]

Один из них — это чистая продукция в расчете на одного работника. Чистая продукция, с точки зрения ее образования, — разность между валовыми доходами и расходами без расходов на оплату труда:

ЧП = ВД-Р, (2)

где ЧП—чистая продукция;

ВД— валовой доход;

Р — расходы без затрат на оплату труда.

С точки зрения использования чистая продукция распадается на прибыль и заработную плату работников предприятия:

ЧП = П + ЗП, (3)

где П— прибыль;

ЗП — расходы на оплату труда. [10,c.6]

Отношение чистой продукции к среднесписочной численности работников является показателем производительности труда, т.к. труд в торговле будет производительным, то есть плодотворным, не только, когда принесет рост объемного показателя — товарооборота, но и когда будет способствовать росту материального интереса работника и предприятия. Этот двусторонний материальный интерес и заключается в показателе чистой продукции в расчете на человека, который рассчитывается по формуле

ПТчп = ЧП:Ч, (4)

где ПТчп — производительность труда, рассчитанная на основе чистой продукции.

Развитие этого показателя также должно идти более быстрыми темпами, чем рост средней заработной платы.

Третий показатель производительности труда определяется на основе показателя прибыли, полученной предприятием, по формуле

ПТп=П:Ч, (5)

где ПТп — производительность труда, рассчитанная на основе показателя прибыли.

Этот расчет производительности труда правомерен, так как отражает цель деятельности каждого предприятия. Производительность труда по прибыли также должна расти быстрее, чем увеличивается средняя заработная плата.

Есть еще одно соотношение, которое каждое предприятие, выходящее на рынок и желающее быть конкурентоспособным, должно выдерживать. Это соотношение требует более быстрого роста производительности труда в сравнении с ростом фондовооруженности. В противном случае все затраты на развитие материально-технической базы не будут эффективными. Только первое время после закупки оборудования нарушение этого соотношения может быть оправдано. [10,c.7]

Один и тот же объем товарооборота, сумма чистой продукции и прибыли в расчете на одного работника могут быть получены в разных условиях. Поэтому для оценки деятельности торговых предприятий надо полученный эффект (результат) соизмерять не только с количеством занятых в отрасли работников, но и учитывать качество обслуживания населения, экономию издержек потребления.

Если относительно высокий показатель товарооборота на одного работника или его рост являются следствием неудовлетворительной обеспеченности торговой сетью, неукомплектованности продавцами и низкой культуры торговли, то это не свидетельствует о росте эффективности труда работников.

Таким образом, основным показателем экономической эффективности труда является его производительность, а социальной стороны эффективности труда — развитие прогрессивных форм продажи товаров, развитие услуг, оказываемых населению, и другие показатели, характеризующие качество торгового обслуживания.

Эффективность труда работников торговли в целом может быть определена по формуле

Эт=ПТхК, (6)

где Эт — эффективность использования живого труда;

ПТ — производительность труда торговых работников, рассчитанная по одному из предлагаемых выше показателей;

К — обобщающий показатель качества торгового обслуживания.

Факторы повышения производительности труда можно классифицировать по трем направлениям:

факторы, создающие условия для роста производительности труда: уровень развития науки, повышения квалификации работников, укрепление трудовой дисциплины, сокращение текучести кадров и др.)

факторы, способствующие росту производительности труда: материальное и моральное стимулирование, совершенствование оплаты труда, внедрение научно и технически обоснованных норм труда, внедрение прогрессивной технологии и др.

факторы, непосредственно определяющие уровень производительности труда на предприятии: механизация и автоматизация производственных процессов, улучшение качества труда, ликвидация простоев, устранение брака, совершенствование управления и организации труда и др.

Но, тем не менее, наиболее важными факторами оказывающими влияние на производительность труда является розничный товарооборот и численность торговых работников. [24, c.176]

Таким образом, производительность труда торговых работников определяется целым рядом технических, технологических, организационных, экономических и социальных факторов и в свою очередь оказывает большое влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности. При этом существуют множество показателей позволяющих всесторонне оценить производительность труда работников торгового предприятия.

Выполним анализ эффективности использования трудовых ресурсов на практическом примере.

 

3.Анализ эффективности использования трудовых ресурсов в организации

 

3.1 Организационно  экономическая характеристика организации

ОАО «Минск-Сервис» основано в 1967 году в соответствии с решением Собрания уполномоченных по территориальному признаку на основе объединения его членами (пайщиками) имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности, в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов и прошло перерегистрацию в 2004 году решением Минского исполкома № 161 от 07 апреля 2004 года.

Общество на добровольной основе входит в Белорусский республиканский союз потребительских обществе с сохранением полной хозяйственной самостоятельности и статуса юридического лица.

Общество осуществляет следующие виды деятельности:

торгово-закупочная и посредническая деятельность;

организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;

оказание платных услуг населению

экспортно-импортные операции, иная внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством;

Общество является юридическим лицом, форма собственности частная: имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе.

Высшим органом управления Общества является Собрание уполномоченных. Общество самостоятельно организует и обеспечивает свою трудовую, финансовую, хозяйственную и иные виды деятельности, разрабатывает необходимые для этого внутренние положения и другие акты локального характера.

Общество самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций, предприятий

В 2007 году торговую деятельность осуществляет 60 магазинов, торговой площадью 5713 кв.м., из них;

продовольственных 17 торговой площадью - 1365 кв.м.

непродовольственных - 8 торговой площадью 1708 кв.м.

смешанных торговой площадью - 2640 кв.м.

ларьков - 3

автомагазинов -2

Изменение количественного состава торговой сети за 2005 – 2007 гг. отражается в таблице 3.1.

Таблица 3.1 Размещение и количественный состав торговой сети ОАО «Минск-Сервис» за 2006 – 2007 гг.

 

     

Типы

Число действующих торговых предприятий

Отклонение (+,-)

предприятий

   
 

всего

В т. ч в сельской местности

всего

В т. ч в сельской местности

         
 

2006

2007

2006

2007

2007

2007

         

к

к

         

2006

2006

Магазины всего, в том числе

61

60

41

40

-1

-1

-продоволь-ственные

17

17

5

5

-

-

-напродо-вольственные

8

8

-

-

-

-

-смешанные

36

35

36

35

-1

-1

Аптеки

-

-

-

-

-

-

Палатки, ларьки, киоски, лавки на дому

4

3

-

2

-1

+2

Передвижная сеть

2

2

2

2

-

-


 

Примечание. Источник: собственная разработка

В результате данных по таблице 3,1 по результату произведённого анализа выяснилось, что за 2007 год по сравнению с 2006 годом количество магазинов снизилось на 1 единицу, в том числе продовольственных на 1 единицу. Всё сокращение торговой сети происходило в сельской местности.

По методу самообслуживания работают 29 магазинов, торговой площадью 3439 кв.м., а также РУП «Белпочта», фирменный магазин «хлебпрома», магазин ОАО «Гарант», частные предприниматели, имеющие 15 стационарных магазина, 5 ларьков, одно предприятие общественного питания, а также предприниматели, торгующие на рынке г. Минске и мини-рынках в сельской местности.

Любой субъект рынка, независимо от его сферы деятельности - это сложная система. Для всесторонней оценки эффективности деятельности проведен анализ основных финансово-экономических показателей деятельности, результаты представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 Экономические показатели деятельности ОАО «Минск-Сервис» за период с 2006-2007 гг.

 

Показатели

Годы

Темп роста, % или отклонения (+,-)

 

2006

2007

2007 к 2006

1.Розничный товарооборот, млн. р.

     

в действующих ценах

6552,8

8862

135,24

в сопоставимых ценах

5327,5

6054,5

113,65

2. Доходы от реализации:

     

в сумме, млн. р.

1127

1592

141,26

в % к товарообороту

17,2

17,96

0,76

3. Возмещёния из бюджета

     

в сумме

3,4

3

88,24

в % к товарообороту

0,05

0,03

65,24

4. Расходы на реализацию

     

в сумме

1343,9

1491

110,95

в % к товарообороту

20,51

16,82

-3,69

5. Прибыль (убыток) от реализации:

     

в сумме, млн. р.

-213,5

104

х

в % к товарообороту

-3,26

1,17

4,43

6. Внереализационные доходы, млн. р.

52

50,4

96,92

7. Внереализационные расходы, млн. р.

28

32,2

115

8. Операционные доходы, млн. р.

25,3

31,6

124,9

9. Операционные расходы, млн. р.

30,6

75,8

247,71

10. Прибыль отчетного периода:

     

в сумме, млн. р.

-194,8

78

х

в % к товарообороту

-2,97

0,88

х

8. Индекс цен

1,23

1,19

-


 

Примечание. Источник: собственная разработка

 

В таблице 3.2. видно, что увеличение розничного товарооборота обусловлено продажей по довольно высоким ценам отдельных групп товаров, увеличением продаж товаров в целом, а также товаров первой необходимости, на которые спрос с каждым годом возрастает, так в 2007 году по сравнению с 2006 годом товарооборот вырос на 35,24 % в действующих ценах, а в сопоставимых ценах на 13,65 % , в связи с чем увеличились затраты на реализацию товаров в 2007 году по сравнению с 2006 годом м на 10,94 %. рублей. Что касается доходов от реализации то за 2007 год по сравнению с 2006 годом они возросли на 41,26% в действующих ценах.

Внереализационные доходы за 2006 - 2007 года имели тенденцию к снижению, а внереализационные расходы за 2007 год по сравнению с 2006 годом они снизились на 14,82%. За 2007 год по сравнению с 2006 годом покрыла убыток и получила прибыль от реализации в размере 104 млн. р. Аналогичная ситуация произошла с прибылью, когда в 2006 году наблюдался убыток, а в 2007 году вышла на прибыль отчётного периода в размере 78 млн. р.

Далее рассмотрим розничную торговую сеть ОАО «Минск-Сервис» за 2006 – 2007 гг., её эффективность использования.

Из данных таблицы видно, что количество магазинов в 2007 году по сравнению с 2006 годом снизилось на 1,64%. Численность обслуживаемого населения всего в 2007 году по сравнению с 2006 годом снизилось на 3.26%.

Торговая площадь этих магазинов за 2007 год по сравнению с 2006 годом снизилась на 1,4 %, на 100 жителей возросла на 2,3%, а на 1 магазин также возросла на 0,61%. Розничный товарооборот на 1 магазин за 2007 год по сравнению с 2006 годом возрос на 37,51% в действующих ценах, а в сопоставимых ценах товарооборот 43,34%. Розничный товарооборот на 1 м. кв. торговой площади как в 2007 году по сравнению с 2006 годом имел тенденцию к росту в действующих и в сопоставимых ценах.

Прибыль от реализации по торговой деятельности на 1 магазин в 2007 году составила 3,13 млн. руб., когда в 2006 году убыток составлял 3,66 млн. р., а прибыль от реализации по торговой деятельности на 1 м.кв. торговой площади в

ффективность использования трудовых ресурсов в организации

2007 году составил 0,03 млн. р., когда в 2006 году убыток реализации по торговой деятельности на 1 м. кв. торговой площади составлял 0,04 млн. р.

Далее с помощью показателей рассчитанных в таблице 3.3 рассмотрим финансовую устойчивость этого предприятия.

Таблица 3.3 Показатели финансовой устойчивости ОАО «Минск-Сервис» на 01.01.2008г.

 

Показатели

на 01.01. 2008

Норматив

Отклонение

Коэффициента ликвидности:

     

абсолютной

0,010

>0,2

-0,190

текущей

0,854

>2

-1,146

Коэффициенты финансовой устойчивости:

     

обеспеченности собственными оборотными средствами

-0,171

>0,6-0,8

-0,771

автономии

0,901

>0,5

0,401

манёвренности собственного капитала

0,383

>0,5

-0,117

соотношения заёмных и собственных средств

0,383

1

-0,617

долгосрочного привлечения заёмных средств

0,004

х

-

Информация о работе Эффективность использования трудовых ресурсов в организации