Эффективность системы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе мною рассмотрено, что представляет в целом система налогообложения в Беларуси, куда необходимо двигаться и, наконец, каковы место и влияние налогов в общеэкономическом механизме.
Попытаюсь на этот вопрос взглянуть не конъюнктурно, а объективно.
Основной целью работы является раскрыть сущность:
введения в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;

Содержание

Введение……………..……………………………………………………………4
1 СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………………6
1.1 Сущность налоговой системы и принципы её построения……...…………6
1.2 Основные функции и структура налоговой системы……………………...10
2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЁ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………18
1.1 Основное понятие налогов и их виды……………...………………………18
1.2 Регулирующая роль налогов в национальной экономике………………...21
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРО-
ВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ БЕЛАРУСИ…………………………26
1.1 Основные проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………………………26
1.2 Основные направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь………………………………………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая налоги НАСТЕ.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что  с 2011 года отменён такой местный  платёж как сбор на развитие территорий, который в первом квартале 2010 года составлял 0,2 процента в ВВП, а также исключена из состава налоговых доходов бюджета плата за размещение наружной рекламы.

Что касается смешанных налогов, сборов и отчислений, то к ним относятся платежи, имеющие признаки как косвенных, так и прямых налогов. По аналогии с косвенными эти налоги участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости и, соответственно, оплачиваются потребителями товаров, работ, услуг. Им также присущи признаки прямых налогов, поскольку имеется конкретный объект обложения, непосредственно не связанные с объектами и результатами хозяйственной деятельности.

Доля смешанных налогов  в ВВП составила 2,6 процента, темп роста – 97,5 процента, их структура  приведена на рисунке 3.

 

Структура смешанных  налогов, сборов, отчислений

Рисунок 3.

В общей сумме смешанных  налогов почти 71 процент приходится на отчисления в инновационные фонды, темп роста которых составил 77,2 процента, причём их доля в ВВП сократилась  с 1,2 до 0,8 процента. Снижение платежей обусловлено уменьшением нормативов отчислений по отдельным плательщикам.

Почти 23 процента принадлежит  экологическим платежам (с учётом налога на добычу (изъятие) природных  ресурсов), поступления которых снизились  на 36,1 процента, соответственно удельный вес в ВВП уменьшился с 0,4 до  0,3 процента. Сокращение поступлений связано с изменением законодательства в части исключения из объектов налогообложения экологическим налогом переработки нефти и нефтепродуктов, перемещения по территории республики нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом.

За счёт прочих налоговых доходов, сборов, пошлин сформировано 5,5 процента ВВП, их поступления уменьшились на 6,9 процента. структура данной группы приведена на рисунке 4.

Структура прочих налоговых  доходов, сборов, пошлин

Рисунок 4.

Преобладающую часть  в структуре прочих платежей –  почти 90 процентов – занимают налоговые  доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные и вывозные таможенные пошлины). Их поступления сократились на 3 процента, а удельный вес в ВВП снизился с 5,6 до 4,9 процента. Отрицательная динамика обусловлена изменение в 2011 году порядка уплаты таможенных пошлин.

Таким образом, налоговая  система Республики Беларусь создаётся сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов и способов их взимания.

2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЁ РОЛЬ  В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

2.1 Основное  понятие налогов и их виды

 

Необходимость налогов вытекает из функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжёлыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьёй доходов бюджета.

Налогом признаётся обязательный индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [10, с.29].

Сбором (пошлиной) признаётся обязательный платёж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершенствования в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь [10, с.30].

Не являются налогами, сборами (пошлинами) платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых Кодексом Республики Беларусь и иными актами налогового законодательства, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.

Косвенными налогами признаются налог на добавленную  стоимость и акцизы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь.

Налог считается установленным  в случае, когда определены плательщики и элементы налогообложения:

объект налогообложения – предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности, передача или продажа имущества и др.), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом;

налоговая база – часть  объекта обложения, образующаяся в результате учёта всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки;

налоговый период – время, за которое производится начисление налога или сбора и в течение  которого налогоплательщик имеет обязанности по их уплате. В Беларуси налоговым периодом является, как правило, месяц, квартал, календарный год;

налоговая ставка (ставки) – величина налога в расчёте на единицу налогообложения Она устанавливается либо в процентах, либо в твёрдых суммах;

порядок исчисления – расчёт налогоплательщиком сумм налогов, сборов (пошлин) от доходов, полученных им за определённый период времени и, подлежащих налогообложению;

порядок и сроки уплаты – экономическое отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в лице уполномоченных органов  вправе требовать от налогоплательщика исполнение этого обязательства.

При установлении сборов (пошлин) определяются их плательщики (юридическое или физическое лицо, которое по закону государства обязано платить налог) и элементы обложения (доход субъекта, из которого уплачивается налог) применительно к конкретным сборам (пошлинам).

При установлении налога, сбора (пошлины) могут предусматриваться налоговые льготы (полное или частичное освобождение от налогов определённых плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налога и др.) и основания для их использования плательщиком. 

В Республике Беларусь устанавливаются  республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К местным налогам и сборам относятся: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей.

Система налогообложения  в Республике Беларусь состоит из следующих основных налоговых платежей:

1. НДС. Исчисляется  от суммы оборота по реализации  товаров (работ, услуг). Основная ставка налога – 20%. Для определённых товаров (по перечню) существует пониженная ставка – 10% в основном это продовольственные товары, товары детского ассортимента, продукция растениеводства, животноводства, рыбоводства, пчеловодства. По экспорту товаров ставка налога – 0 (ноль) %.

2. Налог на прибыль  исчисляется по ставке 24 % от прибыли  и доходов от внереализационных  операций. Предусмотрено уменьшение  облагаемой налогом прибыли на  суммы, направленные на финансирование  капитальных вложений производственного  назначения и финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.

3. Платежи за землю в форме земельного налога и арендной платы за землю. Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади, арендная плата – в соответствии с договором аренды.  Объектов является земельный участок, который находится во владении, пользовании или собственности.

4. Налог на недвижимость. Годовая ставка составляет 1 % (в год) от остаточной стоимости основных фондов.

2.2 Регулирующая  роль налогов в национальной  экономике

 

Регулирующая роль налогов  в национальной экономике в целом важна. Общеизвестным является тот факт, что одним из ключевых параметров формирования благоприятного экономического, политического и социального климата в республике является, налоговая политика, проводимая государством.

Необходимо отметить, что благодаря мерам стимулирования налогового характера (различные виды льгот и специальные режимы налогообложения), только в январе – сентябре текущего года сумма денежных средств, оставшаяся в распоряжении субъектов хозяйствования составила более 170 млрд.руб., что составляет 0,2 % к ВВП.

Государство гарантирует равенство прав, предоставляемых субъектам предпринимательской деятельности независимо от их формы собственности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов этих же субъектов.

Объекты обложения, порядок  уплаты, ставки, льготы по каждому конкретному виду налога и сбора предусматриваются специальными актами налогового законодательства, которые также регулируют исполнение налогового обязательства, осуществляют налоговый контроль, а также определяют права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, а также определяют права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников, регулируемых налоговым законодательством.

В Республике Беларусь основным законодательным актом в области  правового регулирования налоговой системы является Кодекс.

Например, законом РБ от 13.11.2008г. №449-3 «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» внесён ряд изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса РБ, вступающих в силу с 1 января 2009г.

Так, в структуре налогов  законом №449-3 из перечня республиканских  налогов, сборов (пошлин), устанавливаемых  в ст.8 Кодекса, исключены регистрационные  и лицензионные сборы. Законодательством  регистрационные и лицензионные сборы заменены государственной пошлиной.

Перечень особых режимов  налогообложения, определённый в ст.10 Кодекса, дополнен налогом на доходы от проведения электронных интерактивных  игр. Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр введён Декретом президента РБ от 10.04.2008г. №6 «Об отдельных вопросах организации и проведения электронных интерактивных игр».

Внесены изменения и  дополнения в ст.17 «Физические лица – налоговые резиденты Республики Беларусь» Кодекса. Налоговыми резидентами Республики Беларусь, как и ранее, признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Вместе с тем уточнено, что физические лица, которые находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь.

Внесены изменения в  ст.26 и ст.27 Кодекса, касающиеся представителей организации.

Законом №449-3 внесены  изменения в ст. 26 Кодекса, которые устанавливают, что под действие (бездействие) самой организации понимаются действия (бездействия) любых её представителей, совершённые в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых налоговым законодательством. Вместе с тем такие представители должны быть уполномочены организацией на представление её интересов, т.е. являться уполномоченными представителями.

Статья 27 Кодекса предусматривает, что уполномоченным представителем плательщика признаётся физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством. Уполномоченный представитель плательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном актами законодательства.

Законом №449-3 внесены  изменения и дополнения в порядок  погашения налогового обязательства  при ликвидации (прекращении деятельности) организации (п.3 ст.38 Кодекса). Согласно п.3 ст.38 Кодекса, если денежных средств ликвидируемой организации, в т.ч. полученных от реализации её имущества, недостаточно для исполнения в полном объёме налогового обязательства, уплаты причитающихся пеней, остающаяся задолженность погашается собственником имущества такой организации, учредителями (участниками) или другими лицами, в т.ч. руководителем организации, имеющими право давать обязательства для этой организации указания либо имеющими возможность иным образом определять её действия, в случаях и пределах, установленных гражданским законодательством, в т.ч. законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), либо учредительными документами организации, а не погашенная после этого сумма задолженности признаётся безнадёжным долгом и списывается в порядке, установленном Кодексом и (или) актами президента Республики Беларусь.

Информация о работе Эффективность системы налогообложения