Эффект акселератора. Парадокс бережливости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

Дж.М. Кларк, активно изучавший проблему экономических циклов, полагал, что возрастание спроса на предметы потребления порождает цепную реакцию, ведущую к многократному увеличению спроса на оборудование и машины. Эта закономерность, являвшаяся, по мнению Кларка, ключевым моментов процесса циклического развития, была определена им как принцип акселерации (эффект акселератора).

Содержание

1. Эффект акселератора. Парадокс бережливости. 3
2. Государственный бюджет и его структура. 6
Задача 9
Список использованных источников 10

Вложенные файлы: 1 файл

КР 2.docx

— 65.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Эффект акселератора. Парадокс бережливости.     3

2. Государственный бюджет и его структура.      6

Задача            9

Список использованных источников       10

 

 

 

1. Эффект акселератора. Парадокс бережливости.

 

Эффект акселератора -  показатель, используемый в государственном  регулировании рыночной экономики. Принцип акселерации исходит  из того, что увеличение или уменьшение потребительских расходов вызывает изменения в накоплении капитала. Коэффициент акселерации (акселератор) характеризует изменение объема инвестиций, вызванное ростом или  падением потребительских расходов.

Акселератор (Accelerator) — это коэффициент, показывающий, насколько увеличиваются  инвестиции при росте дохода.

Формула акселератора в упрощенном виде может быть представлена как  отношение инвестиций данного года к приросту дохода прошлого года.

 

где а - коэффициент акселерации.

Из данной формулы следует, что  инвестиции периода t есть смещенная  реакция на изменение дохода в  предыдущий период:

 

Возрастание дохода, при прочих равных условиях, вызовет в последующем  периоде более масштабный прирост  инвестиций, а сокращение дохода вызовет  кратное сокращение инвестиций.

Дж.М. Кларк, активно изучавший проблему экономических циклов, полагал, что  возрастание спроса на предметы потребления  порождает цепную реакцию, ведущую  к многократному увеличению спроса на оборудование и машины. Эта закономерность, являвшаяся, по мнению Кларка, ключевым моментов процесса циклического развития, была определена им как принцип акселерации (эффект акселератора).

До Кларка на явление акселерации  обратил внимание французский экономист  Альбер Афтальон, считавший возможным  объяснить причину среднесрочного экономического цикла продолжительностью процесса производства во времени. Афтальон нашел довольно удачное сравнение  экономики с процессом растапливания  печи. Сначала печь загружают углем. Поскольку сгорание угля происходит постепенно, помещение какое-то время  не нагревается, а печь все более  загружается топливом.

Точно так же в экономике для  достижения желаемого уровня производства предметов потребления производятся предварительные затраты на изготовление средств производства.

Через некоторое время в помещении  устанавливается нормальная температура, но печь продолжает отдавать тепло, и  может случиться так, сто спустя час жара станет невыносимой.

А. Афтальон использовал сравнение  экономики с печью, чтобы подчеркнуть, что всякий рост спроса на предметы потребления способен вызвать гораздо  более значительное расширение производства средств производства, в результате чего часть произведенных предметов  потребления окажется на рынке излишней.

Нарушение равновесия на основе действующего принципа акселерации приводит, по мнению Афтальона, к неминуемому  чередованию периодов недопроизводства с периодами перепроизводства.

В целом эффект акселератора рассматривается  как неотъемлемый элемент экономических  колебаний, порождаемый нестабильностью  экономики и порождающий эту  нестабильность.

 

Парадокс бережливости - это парадоксальное явление, суть которого состоит в  сокращении сбережений вследствие усиления стремления к сбережениям (то есть роста  бережливости).  Причины этого  явления заключаются в том, что  бережливость обусловливает снижение потребления и, следовательно, ведет  к сокращению объема реализации продукции. В результате компании тормозят инвестиционный процесс и нанимают все меньше рабочей силы. Доходы падают. В конечном итоге, несмотря на возможный рост той  доли доходов, которая направляется на сбережения, сами доходы сокращаются  так, что и общий объем сбережений также уменьшается.

 

Рис. 1. Парадокс бережливости

 

Сдвиг вверх графика функции  сбережений от S до S1 при неизменном уровне автономных инвестиций I приведет к тому, что из-за эффекта мультипликатора  экономика будет функционировать  на уровне более низкого выпуска. Так, если ранее равновесие между  сбережениями и инвестициями устанавливалось  в точке Е при значении дохода в Y0, то теперь равновесие установится в точке EI при значении YI. Таким образом, парадокс бережливости означает, что увеличение сбережений приводит к уменьшению дохода.

Утверждение, что рост ожидаемой  склонности к сбережению (ex ante propensity to save), т.е. стремление физических лиц  к сбережению части доходов, может  привести не к росту фактических  сбережений и инвестиций в экономику, а, наоборот, к их сокращению. Сторонники этой точки зрения доказывают, что  во время застоя попытки увеличить  сбережения за счет текущих доходов  уменьшают потребление и, таким  образом, уровень доходов.

Парадоксальное явление привлекло  внимание многих ведущих теоретиков, в том числе меркантилистов, Маркса, Кейнса. Причины этого явления  заключаются в том, что бережливость обуславливает снижение потребления  и, следовательно, ведет к сокращению объема реализации продукции. В результате компании тормозят инвестиционный процесс  и нанимают все меньше рабочей  силы. Доходы падают. В конечном итоге, несмотря на возможный рост той доли доходов, которая направляется на сбережения, сами доходы сокращаются так, что  и общий объем сбережений также  уменьшается. По мнению сторонников  неоклассической теории, описанная  последовательность событий может  быть прервана за счет регулирования  процентной ставки.

Каждый из аргументов за и против парадокса бережливости верен при  определенных обстоятельствах. Фактически этот парадокс можно наблюдать в  любой ситуации.

 

 

2. Государственный бюджет и его структура.

 

Бюджет – основной финансовый план формирования и использования фонда денежных средств для обеспечения функций государства, экономического и социального развития страны и государственного управления.

Центральным звеном бюджетной системы  Республики Беларусь является республиканский  бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что  определяет его место и роль в  финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение.

Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями  для выравнивания уровня их экономического и социального развития.

За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным  бюджетам дотации, субсидии и субвенции  при недостаточности собственных  ресурсов для финансирования отдельных  расходов мероприятий.

Состав и структура доходов  бюджета в Республике Беларусь формируются  из налоговых источников, которые  обеспечивают необходимый уровень  доходов для финансирования общегосударственных  мероприятий, не создавая чрезмерного  давления на субъекты хозяйствования и население, сохраняя свою стимулирующую  функцию. При этом налоговые поступления  не должны подгоняться под постоянно  растущие потребности бюджета. Их величина в ВВП должна быть обоснована.

Неналоговые доходы бюджета включают:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности;
  • административные штрафы и экономические санкции, удержания;
  • безвозмездные поступления и прочие неналоговые доходы.

Рис. 2. Структура государственного бюджета

 

Государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами; расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями. Состав и структура доходов и  расходов зависят от направлений  осуществления экономической политики.

 В ряде государств применяется  практика разделения расходной  части государственного бюджета  на бюджет текущих расходов  и бюджет развития. В бюджет  развития включаются ассигнования  на финансирование инвестиционной  и инновационной деятельности  и другие затраты, связанные  с расширенным воспроизводством.

Государственный бюджет основывается на принципах:

  • единства – степень организационно-экономической централизации бюджетной системы. Единство выражается в существовании единой бюджетной системы в государстве, общей силы государственных доходов, расходов, финансовых документов, бюджетной классификации; единой методологии и организации бюджетного планирования. Задачей принципа единства является установление эффективного контроля со стороны государства за движением бюджетных средств.
  • полноты – сосредоточение в бюджете всех финансовых операций правительства, всех собираемых доходов и производимых расходов.
  • реальности – предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций государства, соответствие утвержденных сумм исполнению бюджетных назначений.
  • гласности – требование публиковать данные о доходах и расходах бюджета в СМИ, размерами дефицита и способами его покрытия.

 Регулирующим и контролирующим  инструментом бюджетно-налоговой   политики является бюджетный  дефицит и профицит – сложные  финансово-экономические категории,  в которых отражаются и проявляются  пропорции бюджетной системы,  взаимосвязи между потоками доходов  государства и потребностями  в государственном финансировании.

  Превышение доходов над расходами  образует бюджетный излишек (профицит). Превышение расходов над доходами  вызывает дефицит государственного  бюджета.

Причины дефицита бюджета:

  • Общий спад производства в народном хозяйстве страны;
  • Рост издержек общественного производства;
  • Чрезмерная эмиссия денег, не покрываемая товарными массами;
  • Сокращение налогов в целях стимулирования экономики без соответствующей корректировки  государственных расходов;
  • Большие объемы финансирования военных расходов;
  • Крупномасштабный оборот «теневой экономики».

Меры по снижению дефицита государственного бюджета:

  • Переход от финансирования к кредитованию;
  • Государственные займы;
  • Ужесточение налогообложения;
  • Снижение расходов по управлению государством.

 

Задача.

Равновесный уровень выпуска продукции  равен 1000 ден. ед. Государственные расходы G = 100 ден. ед., ставка подоходного налога t = 0,2. Каким будут дефицит государственного бюджета при исходном значении уровня доходов (при условии, что АD =  
=  С+ J +G)?

 

Решение:

Ye = 1000 ден. ед.

G = 100 ден. ед.

t = 0,2

АD=  С+ J +G

Равновесный уровень выпуска (Ye) - это  такой объем производства, при  котором величина совокупного спроса AD равна выпуску продукции Y.

 

 

 

 

BD=G-t*Y

BD=100-0.2*1000=-100 ден.ед.

 

Список использованных источников

 

  1. Макконнелл, К. Р. Экономикс; принципы, проблемы и политика (Пер. 16-го англ. Изд.-М.: ИНФРА-М,2007)
  2. Макроэкономика: учебно-методический комплекс.[ Автор-составитель Е.П. Федорова].-Минск: БГУИР, 2006
  3. Макроэкономика: учеб. пособие/ Под ред. М. И. Плотницкого.-М.: Новое знание, 2004.
  4. http://economicportal.ru/
  5. https://sites.google.com/site/budzetrossii/1-teoria/deficit-budzeta

 


Информация о работе Эффект акселератора. Парадокс бережливости