Эффект замещения и эффект дохода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 21:15, контрольная работа

Краткое описание

Содержание
1. Эффект замещения и эффект дохода……………………………………….3
2. Определение оптимального объема выпуска продукции (услуг) фирмой на рынке совершенной конкуренции……………………………………….9
3. Задача. Вам предлагают взять кредит, но Вы собираетесь реально выплачивать не более 6 % в год. Номинальная ставка процента 210 %. Ожидаемый темп инфляции 200 %. Как Вы поступите………………..17
Список использованных источников………………………………………...

Содержание

Содержание
1. Эффект замещения и эффект дохода……………………………………….3
2. Определение оптимального объема выпуска продукции (услуг) фирмой на рынке совершенной конкуренции……………………………………….9
3. Задача. Вам предлагают взять кредит, но Вы собираетесь реально выплачивать не более 6 % в год. Номинальная ставка процента 210 %. Ожидаемый темп инфляции 200 %. Как Вы поступите………………..17
Список использованных источников………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

1014 Микроэкономика.docx

— 78.56 Кб (Скачать файл)

Вариант  2

Содержание

1. Эффект  замещения   и  эффект дохода……………………………………….3

2. Определение  оптимального  объема  выпуска  продукции  (услуг)  фирмой  на  рынке   совершенной   конкуренции……………………………………….9

3. Задача.  Вам предлагают  взять  кредит,  но  Вы собираетесь   реально  выплачивать  не  более  6 %  в  год.  Номинальная  ставка  процента  210 %.  Ожидаемый  темп  инфляции  200 %.  Как Вы  поступите………………..17

Список  использованных  источников………………………………………...18

 

1. Эффект  замещения   и  эффект  дохода

На  структуру  потребительского  спроса  влияет  личный доход,  а  также  общее  или  частичное  изменение  цен  товаров.  Изменение  цены  на  отдельный  товар  сказывается  на  возможности  потребителя  приобрести  другие  товары,  то  есть  на  его  реальном  доходе.  Реакция  потребителя  на  изменение  цен  зависит  от  изменений  в  реальном  доходе  и  от  изменения  относительной  цены  товара.  В  свою  очередь,  изменение в реальном  доходе  определяется  величиной  изменения  цен  и  дохода  потребителя,  расходуемого  на  этот  товар.[2, c. 127-128]

Рассмотрим,  как  влияет изменение  цены  товара  на  величину  спроса  на  него  при  неизменных  ценах  других  товаров  и  постоянных  доходах.  Реакция  покупателей  на  снижение  цен  проявляется  двояко.  Во-первых,  спрос  на  подешевевший  товар  растет,  так  как  покупатели  замещают  им  другие  товары,  ставшие  относительно  более  дорогими.  Покупатель  перераспределяет  свой  личный  бюджет  на  закупку  большего  количества  подешевевших  товаров,  в  том  числе  и  за  счет  снижения  закупок  товаров  с  неизменными  ценами.  Эффект  замещения – это  изменение  объема  спроса,  вызванное исключительно изменением  относительной цены  товара  при неизменном  реальном  доходе.[2, c. 128]

Во-вторых,  снижение  цены  можно  рассматривать  как  повышение  реального  дохода  потребителя,  так  как  при  этом  же  доходе  потребитель  сможет  приобрести  большее  количество  данного  товара  и  величина  спроса  на  этот  товар  может  возрасти.  Эффект  дохода – это  изменение  объема  спроса,  вызванное  исключительно  изменением  реального  дохода  при  прежних относительных  ценах.[2, c. 128]

Эффекты  замещения  и  дохода  редко  наблюдаются  отдельно  друг    от  друга,  так  как  при  понижении  цены  товара  потребитель  замещает  им  более  дорогие  товары  и  одновременно  увеличивает  спрос  на  этот  товар  вследствие  роста  реального  дохода.  Сумма  двух  эффектов  дает  общий  эффект  и  общее  изменение  величины  спроса.[1, c. 128]

Изменение цен товаров меняет не только суммы затрат на приобретение каждого из них, но и реальное благосостояние потребителя: при данном номинальном бюджете снижение цен делает его богаче, а  повышение – беднее. Поэтому переход потребителя от одного набора благ к другому есть результат действия двух событий: изменений соотношения цен и реальной величины бюджета потребителя. Выделение доли   каждого из этих событий в общем эффекте изменения цен позволяет глубже проанализировать реакцию потребителя на нарушение его равновесного состояния.[3, c. 68-69]

Пусть точка Н  на рис.  1.1 соответствует исходному равновесному состоянию потребителя. В результате повышения цены на благо В потребителю пришлось заменить набор АНН менее предпочтительным набором  AFВА, содержащим меньшее количество обоих благ; в этом состоит общий эффект повышения цены.[3, c. 69]

Рис. 1.1. Эффект замены  и эффект  дохода.[3, c. 69]

Какой набор благ при новой системе цен обеспечивает исходное благосостояние потребителя? Для ответа на него нужно к кривой безразличия U0, представляющей исходное благосостояние  индивида,  провести  касательную  LK параллельную  новой бюджетной  линии.  Точка  их  касания  G  лежит выше и левее точки Н. Следовательно, в новой системе цен потребитель обеспечивает исходное благосостояние, потребляя меньше подорожавшего блага и больше относительно подешевевшего. В переходе от комбинации, представленной точкой Н, к комбинации, соответствующей точке G состоит эффект замены. В этом случае потребитель заменяет часть подорожавшего блага определенным количеством относительно подешевевшего. Но поскольку точка G находится выше новой бюджетной линии, то в действительности потребитель не может приобрести набор АGG. Так обнаруживается уменьшение реального бюджета потребителя. В результате он покупает набор АFF. Переход от комбинации, представленной точкой G, к комбинации, соответствующей точке Р, отображает эффект дохода.[3, c. 69]

Проиллюстрируем возможности использования рассмотренных инструментов экономического анализа на историческом примере. В бывшем СССР в период «развитого социализма» (1970-1980 гг.) на фоне общего дефицита потребительских благ особо выделялся недостаток мясо-молочной продукции. Для достижения сбалансированности спроса и предложения на эту продукцию некоторые советские экономисты предлагали повысить цены на нее с одновременной полной денежной компенсацией реальных доходов населения. Оппоненты  данного предложения утверждали, что это равносильно перекладыванию денег из одного кармана потребителя в другой его карман, отчего спрос на мясо-молочную продукцию не изменится. Чтобы выяснить, кто же был прав в этой дискуссии воспользуемся рис. 1.1. Пусть точка Н на кривой безразличия U0 представляет исходное потребление мяса (благо B) и прочих благ (благо A) индивидом, которому удавалось  купить мясо в условиях дефицита. После повышения цены мяса благосостояние индивида снижается до уровня, представленного кривой безразличия U1, что приводит к уменьшению потребления всех благ. Полная компенсация для данного потребителя состоит в возвращении ему исходного благосостояния, т.е. на кривую безразличия U0. При новых ценах ему для этого необходим бюджет, соответствующий бюджетной линии LK. Но при таком бюджете равновесие потребителя представляет точка G с меньшим объемом потребления мяса, чем до повышения его цены. Следовательно, предлагавшееся мероприятие могло бы способствовать сбалансированности рынка мясной и молочной продукции без ущерба для благосостояния потребителей.[3, c. 69-70]

Обратим внимание на то, что вследствие взаимозаменяемости благ сумма денег, необходимая для  полной компенсации снижения благосостояния индивида при повышении цены отдельного блага, меньше приращения ценности исходной потребительской корзины. Компенсация в размере приращения ценности последней повышает благосостояние потребителя. В этом можно убедиться на основе следующих рассуждений.

Если  компенсация позволяет потребителю после повышения цены одного из товаров приобрести тот же набор благ, что и до ее увеличения, то, во-первых, его бюджетная линия проходит через точку H и, во-вторых, она параллельна прямой LК, наклон которой отражает новое соотношение цен. Такая бюджетная линия будет касаться более далекой от начала координат кривой безразличия, чем исходная кривая U0 (пунктирные изображения кривой безразличия и бюджетной линии на  рис. 1.1). Но даже при такой компенсации повышение цены нормального блага сопровождается сокращением объема его потребления и увеличением приобретения других благ (на рис.  1.1 это соответствует  точке J), т.е. и в этом случае имеет место эффект замены.[3, c. 70]

Эффект замены  по  Хиксу  и  Слуцкому, выделяемый на основе предположения о полной компенсации покупательной способности индивида, называют эффектом замены по Слуцкому, а эффект замены, выделяемый в предположении полной компенсации исходного уровня благосостояния, – эффектом замены по Хиксу. Поскольку эффекты замены по Слуцкому и Хиксу не равны друг другу, то и вторая составляющая реакции потребителя на изменение цены блага – эффект дохода по Слуцкому не равен эффекту дохода по Хиксу.[1, c. 79]

Последствия изменения цены нормального и некачественного товаров различны. Схематически разложение общего результата роста цены нормального (QB) и некачественного (QC) благ на эффекты замены и дохода представлено на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Действия  эффектов  замены (1)  и  дохода  (2)  при  повышении  цен  нормального (QB)  и  некачественного  (QC)  благ.[3, c. 71]

Эффект  замены у обоих товаров проявляется одинаково: подорожавший товар частично заменяется относительно подешевевшим. Эффект дохода у нормального блага действует в том же направлении, что и эффект  замены,  а у некачественного – в противоположном.[1, c. 79]

Если  при изменении цены некачественного блага эффект дохода окажется сильнее эффекта замены, то будет нарушен закон спроса. Это      исключение из данного закона получило название «парадокс Гиффена». Он показан  на  рис. 1.3, на котором благо С  является  некачественным.

Рис.  1.3.  Парадокс  Гиффена.[3, c. 71]

Исходное равновесное состояние потребителя представлено точкой F. Повышение  цены  блага  С увеличивает наклон  бюджетной линии и потребитель оказывается на  более низкой  кривой  безразличия U1.  Смещение  более  низких  кривых  безразличия  к  оси  абсцисс  отражает  увеличивающееся  предпочтение  некачественного  блага  по  мере  снижения  благосостояния  потребителя.[3, c. 72]

Эффект  замены  в  данном  случае  состоит  в  сокращении  потребления  подорожавшего  блага  на  величину  СF – СG и  увеличении  потребления  относительно  подешевевшего  блага  на  величину  АG – АF. Эффект дохода  выражается  в  росте  потребления  «некачественного»  блага  на  величину  СH – СG и  сокращении  потребления  нормального  блага  на  величину  АG – АH. В  результате того, что эффект дохода превышает эффект замены, объем спроса на подорожавшее благо возрос на величину СH – СF.  Чтобы возник парадокс Гиффена, доля расходов на некачественное благо в бюджете потребителя должна быть большой. Это мало вероятно при современном ассортименте потребительских благ.[3, c. 72]

Следовательно,  и  эффект  замещения,  и  эффект  дохода  касаются  изменения  покупательского  спроса,  но  у  каждого из  них  своя  мера  влияния  на  его  структуру.  В  теоретическом  и  практическом  ценообразовании  следует  разграничивать  воздействие  этих  эффектов  на  нормальные,  то  есть  высококачественные  товары  и  товары низшего  порядка.  Для  нормальных  товаров  эффект  дохода  и  эффект  замещения  действуют  в  одном  направлении,  увеличивая  спрос,  что  соответствует  отрицательному  наклону  кривой  спроса.  В  случае  с  низшим  товаром  эффекты  могут  иметь  противоположную  направленность.  Общий  эффект  будет  зависеть от  того,  какой  эффект  окажется  весомее.  В целом расходы на  низший  товар при снижении  цены  будут понижаться.  В случае  с товаром Гиффена  эффект  дохода  перевешивает  эффект  замены,  то  есть  потребитель  приобретает  больше  товара  при  возрастании  цены,  что  является  исключением  из  закона  спроса.[1, c. 80]

 

 

 

2.  Определение  оптимального  объема  выпуска  продукции  (услуг)  фирмой  на  рынке   совершенной  конкуренции

В  краткосрочном  периоде  конкурентная  фирма  располагает  неизменными  производственными  мощностями  и  стремится  максимизировать  прибыль.  В  связи  с  тем,  что  фирма  не  может  повлиять  на  рыночную  цену  производимого  ею  товара,  а  издержки  варьируют  в  зависимости  от  выпуска производства,  конкурентная  фирма  может  повлиять  на  свой  доход  и  прибыль,  только  изменяя  выпуск  продаж.[2, c. 223-224]

В  целях  определения  оптимального  объема  производства  при  совершенной  конкуренции  используются  два  подхода:

1)  сравнение   валового  дохода  с  валовыми  издержками;

2)  сравнение   предельного  дохода  и  предельных  издержек.[2, c. 224]

При  первом  подходе  экономическая  прибыль  определяется  вычитанием из  валового  дохода  валовых  издержек.  Проанализируем  процесс принятия  фирмой  решения  об  объеме  предложения  с  рассмотрения  примера  (табл. 2.1).[2, c. 224]

Таблица  2.1.  Максимизация  прибыли  (числовой  пример).[2, c. 225]

Объем выпуска, шт. (Q)

Валовой  доход, долл. (TR)

Совокупные  переменные  издержки,  долл. (TVC)

Совокупные  издержки,  долл.  (TC)

Прибыль, долл. (TR – TC)

Предельный  доход (MR = ∆TR/ ∆Q)

Предельные  издержки,  долл. (MC = ∆TC / ∆Q)

0

3

-3

1

6

5

8

-2

6

5

2

12

8

11

1

6

3

3

18

12

15

3

6

4

4

24

17

20

4

6

5

5

30

23

26

4

6

6

6

36

30

33

3

6

7


Допустим,  цена  единицы  выпуска  продукции  равна  6  долл.,  тогда  валовой  доход  будет  измеряться  умножением   цены  на  объем  выпуска,  то  есть  в  нашем  примере  валовой  доход,  при  увеличении  объема  выпуска,  будет  увеличиваться  на  одну  и  ту  же  величину. Совокупные  переменные  издержки  будут  расти  вместе  с  ростом  объема  выпуска,  подчиняясь  закону  убывающей  предельной  отдачи.  При  условии,  что  совокупные  постоянные  издержки  равны  3  долл.,  совокупные  издержки  могут  быть  определены  суммированием  переменных  и  постоянных  издержек  по  каждому  объему  выпуска.  Экономическая  прибыль  определяется  как  разница  валового  дохода  и  совокупных  издержек.[2, c. 224]

Информация о работе Эффект замещения и эффект дохода