Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 14:12, статья
В современных условиях результативность науки все в большей степени определяются характеристиками научно-технического потенциала, который включает в себя совокупность кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, организационных и иных ресурсов, необходимых для осуществления научной и научно-технической деятельности.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Современное состояние научно-технической структуры России……………………….........4
Заключение……………………………………………………………………………………….9
Библиографический список……………
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
Институт менеджмента и экономики
Кафедра «Экономика»
На тему: «Является ли современной научно-техническая структура в России?»
Эссе
по дисциплине «Национальная экономика»
Выполнила:
Студентка группы 59В
Мухамеджанова М.К.Мухамеджанова
Руководитель:
к. э. н., доцент
Коновалова О.Н. Коновалова
Омск 2011
Содержание
Введение
В современных условиях результативность науки все в большей степени определяются характеристиками научно-технического потенциала, который включает в себя совокупность кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, организационных и иных ресурсов, необходимых для осуществления научной и научно-технической деятельности. Мировая практика показывает, что наука не может нормально и результативно функционировать без стабильного наращивания научно-технического потенциала, состояние которого во многом зависит от объемов ее финансирования из бюджетов всех уровней, средств предпринимательского сектора экономики, частных бесприбыльных организаций, собственных средств научных организаций и вузов, других источников. Прогресс развития общества может быть обеспечен только на основе систематического роста объемов финансирования научно-технической сферы сбалансированного по видам затрат, видам работ, областям науки и социально-экономическим целям. Это объясняется тем, что чем глубже исследователь проникает в тайны природы, человека и общества, тем больше становятся затраты на приборы и оборудование, на сбор, анализ и переработку информации. Данный вопрос моей темы, требует для начала подробного рассмотрение сотосяния научно-технического структуры России, лишь на основе её мы сможем ответить на вопрос: «Является ли современной научно-техническое состояние России?» Актуальность этой темы в том, что в условиях глобализации экономики значительно возрастает роль национальных инновационных систем, а для России – российской инновационной системы, поэтому во всем мире основополагающее влияние на эффективность деятельности предприятий оказывает целенаправленное управление всем процессом коммерческого использования результатов науки и техники. Поэтому особую актуальность на данном этапе развития экономики приобретают задачи, связанные с управлением всем инновационным процессом - от идеи до сервисного обслуживания готовых изделий у заказчика. В этих условиях проблема управления этапами данного процесса приобретает новое значение. Это связано с тем, что рынок диктует необходимость ориентации на удовлетворение нужд и потребностей потребителей, поэтому эффективным будет являться то производство, стратегия развития которого направлена на реализацию последнего требования посредством производства инновационной продукции[3][7].
Современное состояние научно-технического потенциала России.
Сегодняшние лидирующие страны определяются приоритеты не столько величиной экономического потенциала, воплощающейся в количествах рабочей силы, природных ресурсов, объемов добывающей промышленности, т.е. всего того, что традиционно считалось признаками богатства государства, сколько степенью использования научных и технических новшеств в той или иной области, ее научно-технической структурой. В современных условиях результативность науки все в большей степени определяются характеристиками научно-технической структуры, которая включает в себя совокупность кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, организационных и иных ресурсов, необходимых для осуществления научной и научно-технической деятельности. Мировая практика показывает, что наука не может нормально и результативно функционировать без стабильного наращивания научно-технического потенциала, состояние которого во многом зависит от объемов ее финансирования из бюджетов всех уровней, средств предпринимательского сектора экономики, частных бесприбыльных организаций, собственных средств научных организаций и вузов, других источников.
В последнее десятилетие
• Крупный бизнес в России относится к одним из самых вялых, незаинтересованных участников инновационных процессов. Так, за рубежом доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на НИР (научные исследования и разработки) превышает 65%, а в среднем по странам ОЭСР приближается к 70%. В России ситуация обратная: за счет корпоративного сектора финансируется лишь 20% затрат на НИОКР.
• усиление внимания государства к стимулированию развития инновационной среды, значительное возрастание роли государственного управления с целью создания условий для будущих прорывов в области технологии;
• стремление к улучшению системы
образования и повышению
• повышение роли проблем, относящихся к охране интеллектуальной собственности, и возрастание сложности их решения из-за неоднозначности влияния на развитие науки и высоких технологий;
• повышение сложности
Для этого необходимо активизировать
и стимулировать мощный интеллектуальный
и научно-технический
В формирующемся многополярном мире складываются 4 главных центра научного прогресса - США (35% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский Союз (24%), Япония и Китай (примерно по 12%). К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров не входит - на нашу долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности и 1% по обменному курсу. Таким образом, Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза - в 12 раз, от Китая - в 6,4 раза, от Индии - в 1,5 раза[9,10].
Общий объем финансирования науки из федерального бюджета на 2008 – 2010 годы определен федеральным законом от 27 июля 2007 года «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». В соответствии с указанным законом расходы на науку гражданского назначения на период до 2010 года определены с разбивкой по годах в следующих объемах: 2008 год – 156, 442 млрд. рублей (2,38% к расходам федерального бюджета), 2009 год – 173,721 млрд. рублей (2,37% к расходам федерального бюджета), 2010 год – 207, 183 млрд. рублей (2,56% к расходам федерального бюджета) [2].
Оценки российского
80% крупнейших компаний России не готовы подробно представить результаты своей инновационной деятельности.
В настоящее время финансирование НИОКР из бюджета осуществляется в основном на конкурсной основе. Анализ опыта деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, размещавших государственный заказ на выполнение НИОКР на конкурсной основе свидетельствует о том, что конкурсы носили зачастую формальный характер, победители были определены уже заранее в результате закулисных договоренностей чиновников распределителей, замаскированных в членов конкурсных комиссий, и приближенных к ним деятелей науки. Поэтому дальнейшее использование действующей ныне уродливой конкурсной системы отбора исполнителей НИОКР усилит негативные тенденции развития науки, ускорит деформацию и развал научно-технического потенциала страны. Необходимо обеспечить реальный, а не формальный переход к конкурсному отбору тематики и исполнителей НИОКР с использованием анонимной научной экспертизы, исключающей случаи проявления субъективизма и экономической заинтересованности лиц, принимающих соответствующие решения.
Крупный российский бизнес значительно уступает крупным зарубежным корпорациям как по абсолютным, так и по относительным расходам на НИОКР. Так, Россия представлена всего тремя участниками в рейтинге 1 400 крупнейших по абсолютным затратам на НИОКР компаний мира, который ежегодно составляется Объединенным исследовательским центром ЕС. Ими являются ОАО «Газпром» (83-я позиция), АвтоВАЗ (620-я) и «ЛУКойл» (632-я позиция). Для сравнения: в рейтинге Fortune Global 500 среди 500 компаний мира по объемам выручки российских компаний вдвое больше – 6, а среди 1 400 ведущих мировых компаний по выручке представителей России несколько десятков.
Причин для столь безрадостной картины несколько. Ключевой проблемой является прежде всего низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура – избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Сальдо баланса России в торговле технологиями с положительного в 2000 году (20 млн долларов) поступательно снижалось и в 2009 году составило минус 1,008 млрд долларов. Примерно за это же время страны – лидеры в области инноваций достигли существенного увеличения профицита технологического баланса (США – в 1,5 раза, Великобритания – в 1,9 раза, Япония – в 2,5 раза). Иначе, в общем, и быть не могло, с учетом разницы в количестве инновационно активных компаний. В 2009 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4% общего числа российских промышленных компаний (см. график 2). Для сравнения: в Германии их доля равнялась 69,7%, в Ирландии – 56,7%, в Бельгии – 59,6%, в Эстонии – 55,1%, в Чехии – 36,6%. К сожалению, в России низка не только доля инновационно активных предприятий, но и интенсивность затрат на технологические инновации, которая составляет 1,9% (аналогичный показатель в Швеции – 5,5%, в Германии – 4,7%). Другой важной проблемой является имитационный характер российской инновационной системы, ориентированной на заимствование готовых технологий, а не на создание собственных прорывных инноваций. Среди стран ОЭСР (организации экономического сотрудничества и развития) Россия имеет сомнительную честь занимать последнее место по доле передовых компаний-инноваторов – таких среди российских инновационно активных предприятий насчитывается лишь 16% по сравнению с 35% в Японии и Германии, 41-43% в Бельгии, Франции, Австрии, 51-55% в Дании и Финляндии. Отметим, что наиболее многочисленный в России (34,3%) тип пассивных технологических заимствований находится на грани исчезновения в экономически развитых странах Европы (порядка 5-8%). При этом, кроме количественного отставания российских компаний по уровню инновационной активности, есть еще и значительные структурные проблемы в организации управления инновациями на уровне фирм. По показателю «способность компаний к заимствованию и адаптации технологий», рассчитанному Всемирным экономическим форумом, Россия в 2009 году находилась на 41-м месте из 133 – на уровне таких стран, как Кипр, Коста Рика, ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты)[11].
В условиях хронического недофинансирования
научно-технической сферы в
Анализ статистических данных
свидетельствует о том, что результативность
научной и научно-технической
деятельности в России вследствие ухудшения
характеристик научно-
Место России в научном рейтинге стран по такому показателю как удельная результативность науки (отношение числа результатов научной и научно технической деятельности к числу исследователей) будет еще ниже, поскольку по численности исследователей наша страна занимает третье место в мире, уступая только США и Японии.
Государство под влиянием крупных компаний, а также исходя из целей ускорения научно-технического развития создает соответствующие условия, способствующие деятельности малых рисковых инновационных фирм (стимулируется поддержка финансово-кредитных учреждений, в том числе деятельность венчурного капитала и т.д.). Так, в США большое значение придается усилению конкуренции, облегчению условий для создания сетей взаимосвязи, кооперации фирм в научно-технической области, укреплению связей между наукой и промышленностью, повышению эффективности инвестиций в сферу НИОКР. В соответствии с этими задачами была модифицирована контрактная система, осуществлены изменения в патентном законодательстве (сложившаяся в настоящее время в США контрактная система в значительной степени напоминает систему распределения и финансирования наиболее крупных заказов в СССР, для которой государственный контроль также был обязателен на всех этапах выполнения контракта). В целом анализ инновационной деятельности в наиболее развитых странах подтверждает справедливость неоднократно высказывавшихся предложений в отечественных работах, посвященных развитию российской науки, а именно, эффективная государственная поддержка НИОКР в предпринимательском секторе должна исходить из целей долгосрочного развития, причем используемые при этом инструменты управления должны быть скоординированы, а финансирование не должно быть слишком малым. Особенностью инновационной деятельности в начале XXI в. является более высокая степень зависимости от результатов, полученных в таких областях науки, как биотехнология, информационные технологии, новые материалы, нанотехнологии и механотроника. Значительно возросло значение мультидисциплинарных исследований. В этой связи все большее внимание уделяется укреплению связей частного бизнеса с академическим сектором науки, в котором преимущественно выполняются работы фундаментального характера и междисциплинарные исследования. Во многих странах уже созрело понимание, во-первых, важности фундаментальной науки для развития высоких технологий, во-вторых, необходимости компенсации государством повышения риска недофинансирования долгосрочных научных исследований и технологий с длительным жизненным циклом из-за сокращения жизненного цикла многих инноваций в частном секторе и, в-третьих, опасности стимулирования краткосрочных исследований в ущерб долгосрочным (например, на основе требований повысить уровень коммерциализации результатов НИОКР в академическом секторе науки и т.п.). Следствием понимания этих проблем в крупных странах как государственными органами, так и обществом в целом становится разработка и реализация соответствующей государственной научно-технической политики для стимулирования и поддержки НИОКР в важнейших областях (здраво - охранение, оборона и т.п.) [9].
Информация о работе Является ли современной научно-техническая структура в России