Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:04, контрольная работа
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. Большое влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения оказывают ведущие промышленно-развитые страны (особенно «семерка»), которые выступают как партнеры-соперники.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…….…….3
1. СИСТЕМА ДЕВИЗНОГО СТАНДАРТА (ЯМАЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА)…………………………………………………………………..…………..4
2. ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ………………………………………….……………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...…….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..…20
Законодательством предусмотрена возможность заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь – это позволяет инвестору получить дополнительные правовые гарантии защиты своего капитала и дополнительные льготы при реализации инвестиционного проекта.
Беларусь продолжает работу по вхождению в 30-ку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. В стране набирают темпы реформы, направленные на радикальную либерализацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности.
В течение последних пяти лет наблюдается рост объемов поступления прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Анализ статистических бюллетеней «Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа» за период с 2005 по 2011 год показал, что объем привлеченных прямых иностранных инвестиций увеличился с 451,3 млн. долларов США до 13248,9 млн. долл. США (табл.2.1).
Таблица 2.1
Иностранные инвестиции в Республику Беларусь
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Объем иностранных инвестиций, поступивших в реальный сектор экономики Республики Беларусь, тыс. долларов США |
1 816 169,1 |
4 036 054,0 |
5 421 864,6 |
6 525 857,3 |
9 303 706,2 |
9 085 453,1 |
18 878 563,9 |
в том числе: |
|||||||
прямые |
451 303,1 |
748 594,1 |
1 313 471,2 |
2 279 822,9 |
4 821 052,8 |
5 569 386,6 |
13 2480 22,3 |
портфельные |
246,9 |
3 224,2 |
2 233,1 |
1 695,3 |
1 857,7 |
1 840,0 |
2 288,8 |
прочие |
1 364 619,1 |
3 284 235,7 |
4 106 160,3 |
4 244 339,1 |
4 480 795,7 |
3 514 226,5 |
5 628 252,8 |
Источник: [1]
В 2011 г. иностранными инвесторами вложено в реальный сектор экономики (без банков) валовых иностранных инвестиций – 18,9 млрд. долл. США, в том числе 13,2 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги), что более, чем в 2 раза, превышает объем 2010 года (5,6 млрд. дол. США) и в 17 раз больше, чем объем поступивших ПИИ в начале пятилетки (в 2006 году объем поступивших ПИИ составил 748,6 млн. дол. США) (рис.2.1).
Рис.2.1. Структура иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь
Источник: [6]
Зарегистрирован рост валового объёма иностранных инвестиций, и что более знаково, увеличение в них доли прямых иностранных инвестиций. Так, в сравнении, например, с 2006 г., когда эта цифра составляла 18,5%, в 2011 г. удельный вес ПИИ составил порядка 70%.
В 2011 году ведущими странами-донорами ПИИ в Республику Беларусь стали: Россия 54%, Великобритания 30,4%, Украина 4,2%, Кипр 2,6% , Италия 1,5%, Германия 1,1%, США 0,8%, Литва 0,7%, Нидерланды 0,6%, Польша 0,6% [6].
Рис.2.2. Страновая структура поступления ПИИ в Республику Беларусь
Источник: [6]
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 2011 год составили порядка 4 млрд. дол. США (3,97 млрд. дол. США), из них 2,5 млрд. дол. США – за счет продажи пакетов акций, принадлежащих государству (объектов, в которых государству принадлежит более 10% в уставном фонде) (рис.2.3).
Рис.2.3. Cтруктура инвестиций в Республику Беларусь
Источник: [6]
В стране ежегодно растет количество организаций с иностранным капиталом. На 1 января 2012 года в Республике Беларусь действует 5876 организаций с иностранными инвестициями, из них совместных – 3227, иностранных – 2373 (рис.2.4).
Рис.2.4. Предприятия с иностранными инвестициями
Источник:[6]
Структура прямых иностранных
инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности
прямому инвестору за товары, работы,
услуги) направленных в 2011 году в организации
по видам экономической
Иностранные инвестиции привлекаются как в отрасли, отражающие производственный и инновационный потенциал республики (промышленность, транспорт, связь, энергетика), так и в отрасли, представляющие интерес для иностранных инвесторов в силу быстрой окупаемости вкладываемых инвестиций (торговля и общественное питание).
За указанный период в Республике Беларусь с участием иностранного капитала реализован ряд значимых проектов:
В настоящее время в республике функционируют следующие крупнейшие ТНК: в банковской сфере – Сбербанк (Россия), ВТБ Банк (Россия), Raifeisen International Bank-Holding (Австрия); в нефтяной сфере – Лукойл (Россия), TNK-BP Holding (Россия), Татнефть (Россия); в сфере дистрибуции – Aviva (Великобритания); в сфере телекоммуникаций, IT, рекламы – АФК Система (Россия), Вымпелком (Россия); в сфере производства строительных материалов – Henkel Group (Германия); в сфере фармацевтики – Fresenius (Германия) и другие.
За январь-сентябрь 2012 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 9,7 млрд. долларов США инвестиций, что на 22,7% меньше, чем за январь-сентябрь 2011 г.
Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (41,8% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (28,2%), Кипра (6,9%), Австрии (4,8%).
Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (43% от всех поступивших инвестиций), транспорта (28,5%), промышленности (19,9%).
Таблица 2.2
Валовое поступление
иностранных инвестиций
по видам экономической деятельности (тыс. долларов США)
Поступило за январь-сентябрь 2012 г. |
Справочно | ||||
всего |
в том числе | ||||
прямые |
портфельные |
прочие | |||
Республика Беларусь |
9 748 957,9 |
7 652 052,8 |
10 622,8 |
2 086 282,3 |
12 614 608,3 |
в том числе: |
|||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
42 719,5 |
27 507,4 |
– |
15 212,1 |
20 393,1 |
рыболовство, рыбоводство |
151,3 |
126,5 |
– |
24,8 |
234,6 |
промышленность |
1 941 552,2 |
816 808,3 |
387,5 |
1 124 356,4 |
3 237 611,9 |
горнодобывающая промышленность |
99 241,6 |
13 647,3 |
85 594,3 |
27 288,9 | |
обрабатывающая промышленность |
1 762 627,0 |
800 646,0 |
387,5 |
961 593,5 |
3 148 367,4 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
79 683,6 |
2 515,0 |
– |
77 168,6 |
61 955,6 |
строительство |
115 207,1 |
62 949,3 |
25,4 |
52 232,4 |
72 036,6 |
торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования |
4 189 364,5 |
3 746 831,2 |
9 904,8 |
432 628,5 |
4 255 053,9 |
гостиницы и рестораны |
42 814,9 |
18 910,3 |
– |
23 904,6 |
14 202,3 |
транспорт |
2 773 694,0 |
2 619 839,4 |
73,6 |
153 781,0 |
4 043 238,7 |
связь |
195 368,5 |
111 198,4 |
– |
84 170,1 |
315 859,2 |
финансовая деятельность |
121 969,2 |
36 036,8 |
– |
85 932,4 |
129 570,8 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям |
302 142,1 |
194 011,8 |
231,5 |
107 898,8 |
502 075,8 |
образование |
309,9 |
163,8 |
– |
146,1 |
218,6 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
1 337,0 |
542,1 |
– |
794,9 |
1 301,4 |
предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг |
22 327,7 |
17 127,5 |
– |
5 200,2 |
22 811,4 |
Источник: [4]
Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 78,5% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с январем-сентябрем 2011 г. валовое поступление прямых иностранных инвестиций снизилось на 13,3%. Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (88,1% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за январь-сентябрь 2012 г. составила 6,4 млрд. долларов США, что на 14,6% меньше, чем за январь-сентябрь 2011 г.
Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации торговли (49% от всех прямых инвестиций), транспорта (34,2%), промышленности (10,7%). Значительные объемы прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги поступили от резидентов России (48% от общего объема прямых инвестиций). От резидентов Соединенного Королевства поступило 32,8% валового объема прямых инвестиций, Кипра – 4,4%, Украины – 3,2%. Прочих иностранных инвестиций (не от прямого инвестора) получено 2,1 млрд. долларов США, или на 44,9% меньше, чем за январь-сентябрь 2011 г. На их долю приходилось 21,4% от всего валового поступления иностранных инвестиций. За январь-сентябрь 2012 г. наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в организации г. Минска (78,4%). На организации Гомельской области приходилось 6% валового поступления иностранных инвестиций, Минской области – 5% [4].
По состоянию на 1 октября 2012 г. в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь зарегистрировано 1122 инвестиционных договора с Республикой Беларусь, для финансирования которых запланировано привлечение инвестиций на сумму, эквивалентную $17,9 млрд.
Из них иностранными
инвесторами запланирована
Из значимых проектов, реализуемых с участием иностранных инвесторов, в том числе с использованием механизма инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, следует отметить:
Качественно новым плацдармом
для создания в Беларуси высокоэффективных
и конкурентоспособных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Основным результатом Ямайского соглашения следует считать формализацию системы «управляемого плавания» валютных курсов. Начиная с этого момента всем членам МВФ было официально разрешено отпустить свои валюты в свободное плавание и самостоятельно проводить интервенции на валютных рынках в целях предотвращения беспорядочных колебаний курсов. Ямайское соглашение было также направлено на усиление контроля за состоянием мировой экономики. Уже через год после его заключения позиция МВФ в отношении методов контроля экономической политики стала более определенной. Ямайское соглашение содержало также положения, направленные на постепенный вывод золота из международных валютных операций. Наконец, третья цель Ямайского соглашения состояла в том, чтобы превратить МВФ, по крайней мере отчасти, в организацию по оказанию помощи странам, испытывающим затруднения с международными платежами. Для достижения этой цели было решено, что вся выручка от продажи золота МВФ на аукционе должна поступать через особый фонд наиболее нуждающимся странам мира. Кроме того, отдельные члены МВФ, включая разбогатевшие страны ОПЕК, согласились увеличить свои квоты в МВФ, чтобы расширить возможности Фонда по кредитованию испытывающих трудности стран.
2. С целью повышения инвестиционной привлекательности и продвижения позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом принята Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года (совместное постановление Нацбанка и Совета Министров Республики Беларусь 18.01.2012 № 51/2). Стратегия призвана стимулировать приток прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширить масштабы и повысить качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь. В документе определены приоритетные сектора, куда будут направляться прямые иностранные инвестиции (фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, новые материалы, информационные и коммуникационные технологии). Также предусмотрено привлечение прямых иностранных инвестиций в традиционные виды экономической деятельности. Будут развиваться кластеры: фармацевтический и по производству льнопродукции. Стратегия предусматривает реформирование отношений собственности. Органам государственного управления будет представлено больше полномочий по распоряжению госимуществом. В целях привлечения внешних и внутренних инвестиций отмечен метод государственно-частного партнерства. Это эффективный механизм восполнения дефицита государственных средств, используемый в настоящее время различными государствами.