Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:49, статья
Сегодняшняя структура компании состоит из четырех бизнесс-групп: мобильные телефоны, мультимедия, корпоративные решения, сетевое оборудование. Все четыре направления объединены двумя общими подразделениями Customer and Market Operation (продажи, маркетинг, логистика) и Technology Platforms (технологические разработки).
Nokia
Год основания: 1865
Год запуска бренда: 1865
Страна: Финляндия
Генеральный директор: Олли-Пекка Калласвуо (Olli-Pekka Kallasvuo)
Кратко
о компании
Сегодняшняя структура
Интересно знать, что:
Nokia является создателем стандарта NMT (1981 г.).
В 1987 году выпущен первый мобильный телефон стандарта NMT - Mobira Cityman.
В 1992 году выпущен первый мобильный телефон стандарта GSM Nokia 1011.
Nokia 3210 - первый телефон со сменными панелями.
Nokia 7110 - первый телефон c WAP-броузером.
Nokia 5140 - первый GSM-телефон c технологией Push-To-Talk.
Nokia 7600 - первый телефон WCDMA.
Nokia 6220 - первый телефон с поддержкой EDGE.
Nokia 7610 - первый телефон с мегапиксельной камерой.
Nokia
3230/7710 - первые телефоны с функцией Visual
Radio.
История компании Nokia
История
Nokia - одна из самых невероятных саг
о бизнесе 90-x годов прошлого века.
Как написал журнал BusinessWeek, в начале
90-х финский конгломерат
Вышли из леса
Историю
компании Nokia принято отсчитывать
с 1865 года. 12 мая 1865 года финский горный
инженер Фредрик Идестам получил разрешение
на строительство фабрики для выпуска
древесной массы у реки Нокия. Так было
положено начало будущей Nokia Corporation. Именно
на эти годы пришелся бурный рост промышленности.
Индустриализация, потребность в бумаге
и картоне для растущих городов и офисов
росла с каждым днем. И вот уже на месте
фабрики-мельницы вырос целлюлозно-бумажный
комбинат. Со временем комбинат Nokia привлек
к себе большое количество рабочих, так
что вскоре вокруг него образовался одноименный
город - Nokia. Предприятие выросло из национальных
масштабов, бумага Нокии стала поставляться
сначала в Россию, затем в Англию, Францию,
и даже Китай. В конце 1860-х годов спрос
на бумажную продукцию в Финляндии во
много раз превзошел объемы внутреннего
производства, из-за чего возрос импорт
сырья из России и Швеции. В феврале 1871
года была основана Nokia Corporation (Nokia Aktiebolag).
Фирма уверенно завоевывала рынки Дании,
Германии, России, Англии, Польши и Франции.
Кстати, важную роль в выходе Nokia на международную
арену играли деловые люди из Санкт-Петербурга.
Коалиция трех
А тем временем в Соединенных Штатах "резиновая горячка" начала 1830-х годов закончилась столь же неожиданно, как и началась. Многие инвесторы потеряли миллионы долларов. Но обанкротившийся производитель оборудования из Филадельфии Чарльз Гудьер продолжал проводить эксперименты с резиной. В феврале 1839 году он открыл такое явление, как вулканизация. В то же время он создал водозащитную резину, что позволило использовать этот материал в самых разных условиях. В 1898 году Фрэнк Сейберлинг основал фирму Goodyear Tire and Rubber Company и купил для нее первый завод. Через десять лет Goodyear стала крупнейшим в мире предприятием по выпуску резины.
В Финляндии товары из резины появились в конце XIX века. Первыми изделиями были обувь и различные предметы из прорезиненной ткани. Сначала они были роскошью, но очень быстро дождевики и калоши завоевали популярность в городах и сельской местности. Резиновая продукция стала принадлежностью не только потребительского, но и делового рынка. В связи с индустриализацией появился спрос на различное оборудование, что означало потребность во всевозможных резиновых изделиях. В Финляндии основным производителем таких изделий была компания Finnish Rubber Works (FRW). Когда руководство FRW решило переместить свое производство из Хельсинки в сельскую местность, оно остановило выбор на участке рядом c Nokia. Возможность недорого покупать у Nokia электроэнергию стала определяющей, - река, около которой находился комбинат, служила не только украшением ландшафта, но и являлась источником дешевой электроэнергии.
В
1912 году в центре Хельсинки открылась
компания, получившая позже название
Finnish Cable Works. Увеличивающаяся потребность
в передаче электроэнергии, а также
бурное развитие телеграфных и телефонных
сетей обеспечили быстрый рост компании.
Забегая вперед, надо отметить, что после
окончания Второй мировой войны фирма
практически являлась монополистом, владевшим
абсолютным большинством финских производителей
кабеля. В 1920 году эти три фирмы: Nokia Corporation,
Finnish Rubber Works и Finnish Cable Works, вошли в коалицию,
сформировав Nokia Group.. Участие в этом промышленном
конгломерате предполагало противостояние
Nokia социальным, политическим и экономическим
событиям: и "бурным двадцатым", и
Великой депрессии, и вторжению Советского
Союза, и последующим войнам, и выплате
репарации Москве.
История создания компании Nokia
Хотя Nokia и потеряла свою корпоративную автономию, ее название очень скоро стало общим фундаментом для трех фирм, и в эти же годы FRW стала использовать название "Nokia" в качестве своей марки. Правда, вскоре третья из компаний, Finnish Cable Works (FCW), заманила Nokia в новый для нее сектор - строительство электростанций. В 1920-30-е годы Nokia уже лидировала на всех направлениях своей деятельности. Именно диверсификация помогала фирме практически безболезненно переживать тяжелые в экономическом плане времена: когда какой-то сектор экономики находился в упадке, Nokia выживала за счет предприятий других отраслей.
Компания
Nokia начала деятельность в Советском
Союзе в 60-е годы. В 1966 началось и
в 1967 году было окончательно оформлено
слияние трех предприятий - Nokia, FRW и
FRC. Oy Nokia Ab представляла собой промышленный
конгломерат, работавший по четырем основным
направлениям: лесная промышленность,
производство резины, кабелей и электронной
техники. Старые направления, в особенности
производство кабелей, продолжали обеспечивать
прибыльность Nokia. Некоторые финские обозреватели
считают, что система управления была
взята от завода по производству кабелей;
а деньги приносила резиновая промышленность.
А отделение электроники помогло возродить
конкурентоспособность Nokia на новом витке
развития компании.
Nokia и мобильная связь
Еще в 60-х годах президент Finnish Cable Works Бьёрн Вестерлунд учреждает отдел электроники, который проводит исследования в области полупроводников. Основным персоналом отдела являются сотрудники университетов и колледжей, с которыми Вестерлунд давно поддерживал хорошие отношение. Глава отдела, Курт Викстедт, называвший себя "помешанным на цифрах", прекрасно представлял себе все перспективы развития электронной связи и умело направлял усилия разработчиков именно в этих, приоритетных направлениях. Витавшие тогда в воздухе настроения можно было охарактеризовать словами "все возможно и все нужно попробовать".
В 1963 году был разработан первый радиотелефон, а в 1965 году - модем для передачи данных. Тем не менее, большинство телефонных станций на тот момент имело электромеханические коммутационные устройства и никто даже не помышлял о возможной "цифровизации" своего оборудования. Несмотря на подобный консерватизм, царивший тогда в этой области, Nokia все таки берется за разработку цифрового коммутатора на основе импульсно-кодовой модуляции (РСМ). В 1969 она первой выпускает РСМ-передающее оборудование, отвечающее стандартам CCITT (Международный консультационный комитет по телеграфу и телефону). Переход на цифровой телекоммуникационный стандарт стал для компании одним из самых важных стратегических решений, что и подтвердилось в начале 70-х выпуском коммутатора DX 200. Снабженный по тем временам компьютерным языком высокого уровня и микропроцессорами Intel, он оказался настолько удачным, что и по сей день идеи заложенные в него являеются основанием для телекоммуникационной инфраструктуры компании.
В
то же самое время новое
В
1987 году, когда все выпускаемые
мобильные телефоны были достаточно
тяжелы и имели большие габариты,
Nokia выпустила один из самых легких
и транспортабельных
В
связи с постепенным
В 1989 году Nokia и два финских телекоммуникационных оператора создали союз, чтобы наладить работу первой сети GSM. Чтобы не потерять позиции в конкурентной борьбе с Telecom Finland, которая владела многолетней, поддерживаемой государством монополией на дальнюю телефонную связь, провайдеры услуг аналоговой мобильной связи Helsinki Telephone Corporation и Tampere Telephone Company создали компанию Radiolinja. Эта фирма купила у Nokia инфраструктуру на сумму в 50 млн. долларов, даже несмотря на отсутствие лицензии на новую сеть.
Йорма Оллила, приглашенный в Nokia Кари Каирамо, в 1990 году возглавил отделение мобильных телефонов компании. По поводу нового проекта было много разговоров, сомнения вызывало всё: от принципиальной необходимости в существовании сети до технологических вопросов. И все же команда Nokia верила в цифровую связь и продолжала свою работу.
1
июля 1991 года самый первый звонок
через коммерческую сеть GSM был
сделан премьер-министром
С 1996 года телекоммуникации стали основной сферой деятельности компании Nokia. Не зря рисковали финны. Ведь когда Nokia вкладывала свои ресурсы в GSM, она была умеренно успешной компанией из маленькой страны, бросившей вызов уже прочно стоящей на ногах инфраструктуре, в которую вложены миллиарды долларов, и повсеместно принятому стандарту. Вскоре компания заключает соглашения на обеспечение сетями GSM еще 9 европейских государств. К августу 1997 года Nokia поставляла GSM системы 59 операторам в 31 стране.
Надо
сказать, что к этому времени
Финляндию охватывает глубочайший
спад производства. И несмотря на то,
что в 80-х Nokia становится третьим
в Европе производителем телевизоров,
а также большую популярность
получают спутниковые ресиверы фирмы
и отделение, занимающееся производством
автомобильных покрышек, особенно, если
учесть неизменно высокое качество всего
ассортимента предлагаемой продукции,
Nokia пришлось сделать рискованный выбор.
В мае 1992 года возглавивший компанию Йорма
Оллила принимает решение о сокращении
всех остальных отделений и сосредоточении
научных и производственных мощностей
на телекоммуникациях. Сегодня, когда
Nokia является мировым лидером в мобильной
связи и телекоммуникациях, мы можем по
достоинству оценить правильность этого
решения.
Секреты успеха
Именно когда компания всерьез занялась выпуском мобильных телефонов и других телекоммуникационных продуктов, она вышла на международные рынки. В результате в конце 90-х Nokia стала лидером рынка цифровых технологий связи.
За короткое время, благодаря своей способности чутко реагировать на частые рыночные перемены и мгновенно брать на вооружение новейшие разработки и технологии, компания добилась мирового успеха. Именно за счет грамотного и вдумчивого подхода, а также верных решений - как в области технологий, так и в области управления и кадровой политики - Nokia превратилась в мегакомпанию мирового класса. За каких-то 6 лет эта компания совершила скачок к мировой известности.
Йорма Оллила возглавил Nokia как раз в тот момент, когда ей требовался глоток свежего воздуха. И компания вскоре начала стремительно наращивать обороты. К 1997 году Nokia являлась производителем мобильных телефонов практически всех основных цифровых стандартов: GSM 900, GSM 1800, GSM 1900, TDMA, CDMA и Japan Digital. Благодаря столь обширным возможностям компании удалось быстро укрепить свои позиции в Европе и Азии.
Уже в 1998 г. она объявила о 70-процентном росте прибыли (210 млрд. евро), тогда как ее главные конкуренты Ericsson и Motorola ограничились лишь сообщениями о снижении темпов производства. Спрос на мобильные телефоны продолжал расти, вместе с ним росла и рыночная доля Nokia. В 1999 г. компания отвоевала 27% рынка мобильных телефонов, причем Motorola, шедшая второй, отстала от нее на целых 10%. На сегодняшний день Nokia по-прежнему лидер на рынке мобильных телефонов. Чем объясняется этот взлет? Попытаемся разобраться в причинах такого успеха.
Когда
многие high-tech-корпорации в США и
Канаде сосредоточились исключительно
на компьютерных информационных технологиях,
европейские и японские компании серьезно
занялись мобильными телекоммуникациями,
беспроводными технологиями. И Nokia была
в первых рядах этих "преобразователей
мира". Люди хотят общаться "когда
угодно и где угодно", и Nokia удовлетворяет
этот спрос. Даже американцы признали,
что благодаря Nokia будущее беспроводной
связи принадлежит Европе. Такие показатели,
как доля владельцев мобильных телефонов
среди населения и охват территории сотовой
связью, в Европе намного выше, чем в США.
И это еще не все: сейчас стирается грань
между технологиями - они сливаются в единое
целое, а мобильные телекоммуникационные
устройства воцаряются в самом центре
беспроводного информационного общества
нового века.