Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 20:12, реферат
Цель работы – рассмотреть основы анализа затрат на производство. На основании поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть цели анализа затрат на производство и основные классификации затрат;
- изучить основы факторного анализа затрат на производство продукции;
- рассмотреть анализ затрат на 1 рубль товарной продукции.
Содержание
Введение
Главной целью любой коммерческой организации является получение прибыли при удовлетворении потребностей общества. В современных условиях увеличение прибыли не всегда удается увязать с повышением цен реализуемых товаров (работ, услуг), поскольку это приводит к снижению конкурентоспособности как данных товаров (работ, услуг) в отдельности, так и предприятия в целом. В связи с этим, у хозяйствующего субъекта остаётся только один способ повлиять на прибыль – проводить программу оптимизации затрат.
Важным аспектом анализа хозяйственной деятельности предприятия является определение экономии или перерасхода по статьям калькуляции единицы изделия, а также динамики их изменения. Важное значение в анализе деятельности предприятия имеют удельные показатели, позволяющие оценить прибыльность или убыточность производства единицы продукции (как в целом - условной единицы, так и по отдельным ее видам.
В процессе анализа затрат на производство выявляются отклонения фактических показателей от плановых, определяются факторы, повлиявшие на изменение данных показателей, выявляются резервы снижения затрат, разрабатываются мероприятия по использованию выявленных резервов и способов их внедрения в процессы производства и реализации. Поэтому изучение основ анализа затрат является важной и актуальной темой.
Цель работы – рассмотреть основы анализа затрат на производство. На основании поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть цели анализа затрат на производство и основные классификации затрат;
- изучить основы факторного
анализа затрат на
- рассмотреть анализ затрат на 1 рубль товарной продукции.
1. Сущность анализа затрат на производство. Классификация затрат
Одной из составных частей экономического анализа, проводимого хозяйствующим субъектом, является анализ затрат на производство, главная цель которого состоит в выявлении резервов для оптимизации текущих производственных затрат предприятия с целью снижения себестоимости выпускаемой им продукции.
Достижение поставленной выше цели возможно лишь при решении следующих основных задач:
Затраты на производство продукции охватывают все материальные, трудовые и денежные расходы, необходимые для производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Под затратами на производство продукции, выраженными в денежной форме, понимают себестоимость.
Главными официальными информационными источниками для проведения комплексного анализа является квартальная и годовая бухгалтерская и статистическая отчетность.
Кроме того, используются и другие информационные источники: калькуляции на выпускаемую продукцию; планы социально-экономического и технического развития предприятия и другие документы внутреннего пользования (первичные документы по движению товарно-материальных ценностей, по начислению заработной платы; отчеты материально ответственных лиц; данные аналитического и синтетического бухгалтерского учета; главная книга балансового учета и др.).
Комплексный анализ себестоимости продукции осуществляется по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Результаты анализа и выработанные по ним мероприятия являются основанием для разработки бизнес-планов производственного развития предприятия на перспективу.
При проведении анализа используются статистические, экономико-математические, логико-смысловые методы и приемы (группировка, сравнение, ранжирование по признакам и др.).
В качестве объекта анализа выступают затраты предприятия на производство продукции по основному виду деятельности.
Затраты, образующие себестоимость продукции, в соответствии с их экономическим содержанием группируются по следующим элементам:
При планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции производственные затраты группируются по статьям расходов.
Себестоимость продукции по статьям расходов состоит из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов, связанных со сбытом (реализацией) продукции. Для предприятий промышленности производственная себестоимость состоит из следующих статей расходов:
Постоянными называются такие издержки,
которые не изменяются при изменении объема
продукции. К ним относятся: расходы на содержание технологического
оборудования и производственных зданий,
арендная плата, амортизационные отчисления,
рентные платежи, страховые взносы, оплата
административно-
Переменными считаются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от объема продукции: затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, заработную плату производственных рабочих и др.
В учебнике «Теория экономического анализа» М.И. Баканова и др. приведена следующая классификация затрат (рис.1).
Рисунок 1 – Критерии классификации затрат4
Предметом анализа являются отклонения производственных затрат в целом, отдельных статей расходов или элементов затрат (в зависимости от целей аналитического исследования) от их значений в базовом (плановом) периоде. При этом выявление причин, приведших к данным отклонениям, служит основанием для построения заключений о наличии резервов снижения производственных затрат.
Анализ должен быть комплексным, что предполагает аналитическое рассмотрение всех компонентов и сторон, характеризующих производственные затраты предприятия, а также изучение причинно-следственных связей, действующих в них.
2. Факторный анализ затрат на производство продукции
Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат на производство продукции (услуг) в целом по предприятию и по основным элементам: оплата труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация, прочие затраты.
Рисунок 2 – Анализ затрат на производство продукции5
Общая сумма затрат на производство зависит от изменения:
Затраты на производство описываются с помощью следующей формулы:
З = Сумма (VВПi ´ bi) + A = VВП ´ Сумма (УДi ´ bi) + А, (1)
где VВП – объем выпуска продукции;
УД – удельный вес продукции в общем объеме выпуска;
bi – цена i-го вида продукции;
А – сумма постоянных расходов.
Зависимость общей суммы затрат от объема производства представлена на следующем рисунке:
Рисунок 3 - Зависимость общей суммы затрат от объема производства6
Рассмотрим пример анализа общих затрат методом цепных подстановок.
Пример. Рассмотрим данные отчетности предприятия, которое производит два продукта – товар 1 и товар 2. Данные за базовый и отчетный периоды представлены в таблице 1.
Таблица 1
VВП |
УД |
b |
VВП* b |
A |
VВП* b+А | |
Базовый период |
||||||
Товар 1 |
500 т |
42% |
$50/т |
$25 000 |
||
Товар 2 |
700 т |
58% |
$30/т |
$21 000 |
||
Сумма |
1200 т |
100% |
$46 000 |
$20 000 |
$66 000 | |
Отчетный период |
||||||
Товар 1 |
550 т |
41% |
$54/т |
$29 700 |
||
Товар 2 |
800 т |
59% |
$31/т |
$24 800 |
||
Сумма |
1350 т |
100% |
$54 500 |
$23 000 |
$77 500 | |
Разность |
$11 500 |
За счет влияния каких факторов сформировался прирост общих затрат на производство? Для ответа на этот вопрос используем метод цепных подстановок. В следующей таблице представлены результаты расчетов по формуле (1).
Таблица 2
Результаты расчетов
Факторы влияния* |
VВП |
УД |
b |
A |
Затраты |
Изменение |
Нет |
0 |
0 |
0 |
0 |
$66 000 |
|
Объем выпуска |
1 |
0 |
0 |
0 |
$71 750 |
$5 750 |
Удельный вес |
1 |
1 |
0 |
0 |
$71 500 |
-$250 |
Переменные затраты |
1 |
1 |
1 |
0 |
$74 500 |
$3 000 |
Постоянные затраты |
1 |
1 |
1 |
1 |
$77 500 |
$3 000 |
Сумма |
$11 500 |
* 0 – базовый период, 1 – отчетный период
В отчетном периоде, по сравнению с базисным, затраты на выпуск продукции увеличились на $11 500. При этом, за счет увеличения объема выпуска продукции, затраты увеличились на $5 750, за счет увеличения переменных и постоянных затрат - на $6 000, а за счет изменения структуры выпуска продукции затраты уменьшились на -$250. Таким образом, факторный анализ затрат на производство продукции позволяет нам оценить количественное влияние различных факторов на изменение затрат.
По мнению Пласковой Н.С., под воздействием объективных факторов абсолютная величина затрат, как правило, увеличивается в условиях роста объема производства, инфляционных процессов, изменения условий управленческой политики в части позиционирования, рекламы продукции, освоения ее новых видов и т.д. Все это может привести к резкому увеличению затрат, но насколько оправдан этот рост поможет определить методика факторного анализа.