Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 18:23, курсовая работа
Деятельность менеджера состоит в выработке и принятии последовательности управленческих решений, и методология разработки управленческих решений является основным рабочим инструментом менеджера; без знания этой методологии, и ее основных элементов принятие эффективных решений становится проблематичным.
Разработка управленческих решений является инструментом решения задач во всех сферах менеджмента, основным связующим процессом всех сфер и функций менеджмента. Целью данной курсовой работы является раскрытие основных понятий и общих методов выработки, принятия и реализации решений в области структуры управления организацией.
- экспертный метод базируется на изучении предложений экспертов-специалистов. Они могут (в зависимости от поставленных задач) либо сами спроектировать варианты организационной структуры, либо оценить (провести экспертизу) структуры, разработанные другими проектировщиками;
- структуризация целей предусматривает выработку системы целей, преследуемых организацией, и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой. В этом случае организационная структура управления строится на основе системного подхода, который проявляется в форме графических описаний данной структуры с качественным и количественным анализом и обоснованием вариантов ее построения и функционирования;
- организационное моделирование позволяет четко сформулировать критерии оценки степени рациональности организационных решений. Суть его состоит в разработке формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации.
В процессе проектирования структуры управления организацией решаются, как правило, следующие задачи:
- определение типа структуры управления;
- уточнение состава и количества подразделений по уровням управления;
- численность административно-
- характер соподчиненности между звеньями организации;
- расчет затрат на содержание аппарата управления.
В конечном итоге для каждого структурного подразделения устанавливаются управленческие функции, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников. Вместе с тем, проектируя новые организационные структуры управления, нельзя забыть о требованиях, предъявляемых к таким структурам, и о принципах их построения.
Организационные структуры должны удовлетворять следующим требованиям:
- оптимальности. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления;
- оперативности. Суть данного требования состоит в том, чтобы за период от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, при которых реализация принятых решений уже не нужна;
- надежности. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажения управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления;
- экономичности. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом;
- гибкости, то есть способности изменяться в соответствии с изменениями внешней среды;
- устойчивости структуры управления, то есть неизменности ее основных свойств при различных внешних воздействиях и целостности функционирования системы управления и ее элементов.
Совершенство организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько при ее разработке соблюдались принципы проектирования. Основные из них можно сформулировать следующим образом:
- целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;
- четкое обособление составных частей организационной структуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.);
- обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;
- предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;
- приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.
На различных предприятиях (с учетом специфики их работы) используются и другие принципы построения организационных структур, наиболее полно отражающие особенности их функционирования.
Таким образом, в процессе проектирования организационных структур различают три стадии:
- аналитическую (изучение существующих требований к их построению);
- проектную (проектирование (моделирование) этих структур);
- организационную (организация внедрения уже спроектированных структур).
Третий этап - оценка эффективности организационных структур. Степень совершенства организационных структур проявляется в быстродействии системы управления организацией и высоких конечных результатах ее деятельности. Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений. Отдельные параметры эффективности организационной структуры можно определить, используя ряд коэффициентов.
В конечном итоге вся работа по проектированию организационных структур управления сводится к выработке направлений по их совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности организации.
Организация отличается от некой простой совокупности наличием внутренней структуры, соподчиненностью и связью элементов в единое целое. При этом структурные элементы организации становятся просто частями целого.
Мера дробления функций
Дальнейшее дробление функции на еще более элементарные составляющие приводит к дополнительным затратам на координацию, а это превышает дополнительный доход от дальнейшего разделения функции.
Задача проектирования эффективных производственных и организационных структур состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.
В результате анализа организационной структуры управления ЗАО «Дядя Федор» была предложена более эффективной с позиции уменьшения трансакционных издержек структура управления организации.
Одним из важнейших направлений стратегии снижения внешних трансакционных издержек является системное накопление информации о потенциальных клиентах, конкурентах, группах стратегического влияния. Для этого в анализируемой организации необходимо образовать отдел безопасности с двумя подразделениями: собственно экономическая безопасность информационная и юридическая безопасность.
Для снижения внутренних трансакционных издержек рекомендуется объединить отдел сбыта и отдел рекламы в единый отдел маркетинга.
1. Акулов В. Б. Макроэкономика: Учебное пособие. - Петрозаводск, 1994.
2. Акулов В. Б., Рудаков М. Н. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента//Проблемы теории и практики управления. - № 3. - 1999.
3. Акулов В. Б., Рудаков М. Н. К характеристике субъекта стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. - № 4. - 1998.
4. Акулов В. Б. Экономикс: Методические рекомендации. - Петрозаводск, 1994.
5. Акулов В. Б. Кейнсианская модель макроэкономического регулирования: возможность использования в современной экономике. – СПб: Питер, 2004.
6. Аширов В.К.Управленческие решения: Учебно-методическое пособие. – Самара: Самарский институт управления,2006.
7. Кочеврин Ю. Эволюция менеджеризма. - М., 2005.
8. Мильнер Б. Теория организаций (Курс лекций). - М., 2006.
9. Мильнер Б. Уроки бюрократической системы управления//Вопросы экономики. - № 1.- 1999.
10. Ойхман Е., Попов Э. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. - М., 1997.
11. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур // Проблемы теории и практики управления. - № 3. - 1997.
12. Румянцева З. Современный менеджмент (Курс лекций) // Российский экономический журнал. № 9. - 1995.
13. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпораций: Манифест революции в бизнесе: Пер. с англ. - СПб, 1997.
14. Шрайэгг Г., Носс К. Изжила ли себя
организационная структура?
// Проблемы теории и практики управления.-
№ 4. - 1994.