Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 12:16, курсовая работа
Цель исследования: комплексное исследование организационно-правовых форм предприятий в России с выявлением их преимуществ и недостатков.
Теоретической и методологической основой исследования являются законодательные и нормативные акты, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам, рассматриваемым в исследовании.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-провести анализ литературы по теме исследования;
-рассмотреть основные понятия и определения по теме исследования;
-проанализировать преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предприятий в России;
-выделить основные направления изменения организационно-правовых форм предприятий;
Введение
1.Основные понятия и определения
1.1.Отношения между предприятием и фирмой
1.2.Классификация предприятий
2. Организационно-правовые формы предприятия
2.1.Хозяйственные товарищества и общества
2.2.Другие организационно-правовые формы
3.Анализ и сравнение различных организационно-правовых форм предприятий в России
4.Основные направления изменения организационно-правовых форм предприятий
5.Практические рекомендации по внедрению новых организационно-правовых форм предприятий
Заключение
Список литературы
-существующие
отношения с властью: предприниматели
не испытывают практически
-одной
из проблем, с которой сталкивается
сегодня предприниматель
-она
из трудностей при регистрации
данной организационно-
-еще
один недостаток состоит в
том, что ответственность
Проведенный анализ функционирования предприятий показывает, что существует ряд вопросов экономического, правового, организационного характера, решение которых необходимо для совершенствования организационно-правовых форм предприятий:
Неопределенности и противоречия в практике функционирования предприятий свидетельствуют о необходимости изменения организационно-правовых форм14.
4. Основные направления
изменения организационно-
Проведенный сравнительный анализ коммерческих и некоммерческий предприятий показывает, что для решения социальных задач преимущественными являются организационно-правовые формы некоммерческих организаций как обладающие наиболее подходящими характеристиками для удовлетворения социальных потребностей общества, по сравнению с коммерческими организациями.
Целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли. Полученной прибылью коммерческая организация может распоряжаться по своему усмотрению.
Цель деятельности некоммерческой организации определяется учредителем. Некоммерческая организация тоже может получать прибыль, однако расходовать полученные средства может только в соответствии с целью деятельности, определенной учредителем.
Из существующих организационно-правовых форм некоммерческих организаций наиболее подходящей с точки зрения организационно-правовых аспектов деятельности формой представляется автономная некоммерческая организация. Некоторой проблемой по реализации этого варианта реорганизации является то, что Закон «О некоммерческих организациях» прямо не указывает на возможность учреждения автономных некоммерческих организаций государством и муниципальными образованиями. Но главным препятствием является возможность передачи в частную собственность государственного или муниципального имущества и таким образом утрата для государства и муниципального образования этого имущества.
Проведенный в рамках исследования анализ показал, что в настоящее время ни одна организационно-правовая форма, предусмотренная действующим законодательством РФ, не может полностью заменить бюджетное учреждение15.
Наиболее вероятным на настоящий момент вариантом изменения организационно-правового статуса предприятия является изменение его типа с бюджетного на автономное.
Схематично типы учреждений и законодательные акты их регламентирующие можно изобразить следующим образом (Схема 1):
Схема 1.Типы организационно-правовой формы предприятий
Таблица 1
Сравнительная характеристика двух типов государственных (муниципальных) учреждений
Бюджетное учреждение (БУ) |
Автономное Учреждение (АУ) | ||
Определение | |||
Организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ). |
Некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для оказания услуг, выполнения работ в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (п. 1 ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях») | ||
Право на имущество | |||
Имущество закреплено за бюджетным учреждением на праве оперативного управления. БУ не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (согласно новой редакции п.1 ст. 298 ГК). |
Имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Автономное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (с учетом поправок п.1 ст. 298 ГК РФ). Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (за исключением внесения имущества в складочный капитал других юридических лиц) (ст. 3 ФЗ «Об автономных учреждениях»). | ||
Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п.2 ст. 298 ГК РФ). |
Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (п.8 ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях») | ||
Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ в редакции до внесения изменений редакции) |
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ в новой редакции) | ||
Деятельность и финансирование | |||
БУ финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Также учредительными документами учреждению может быть предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы от которой являются дополнительным источником финансирования и направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений (ст.232 БК РФ). |
Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. В соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию АУ осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием потребителю услуг за плату или бесплатно. | ||
При недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение может использовать для этого средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. (Ст. 254 БК) |
Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется за счет субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных законом источников. Также АУ праве по своему усмотрению выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях гражданам и юридическим лицам в порядке, установленным федеральными законами. Помимо указанных видов АУ вправе осуществлять иные виды деятельности постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности определены его уставом (ст. 4 ФЗ «Об автономных учреждениях) | ||
Ответственность | |||
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (новая редакция ст.120 ГК РФ). Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (ст. 161 БК РФ). |
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества (ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях».) |
На настоящий момент реформа организационно-правовой формы учреждений не затрагивает бюджетные учреждения, но цель создания автономного учреждения – оказание услуг, выполнение работ в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления16.
Хозяйственная самостоятельность автономных учреждений требует обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости для своевременного удовлетворения требований кредиторов при недостаточности финансирования из государственных источников17.
5. Практические рекомендации по
внедрению новых
- четкие
критерии определения видов
- порядок
согласования с учредителем
- возможность
изменения типа учреждения в
обратном направлении от
-регламентация
участия автономного
-обязательное
страхование гражданской
-механизм свободного
выбора пациентами лечебно-
4.В целях повышения
правовой грамотности и
Заключение
В результате выполненной работы проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрены основные понятия и определения по теме исследования; проанализированы преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предприятий в России; выделены основные направления изменения организационно-правовых форм предприятий; разработаны практические рекомендации по внедрению новых организационно-правовых форм предприятий.
Основные результаты, полученные в ходе выполнения работы:
1.Сравнительный анализ
организационно-правовых форм
2.В настоящее время
в сфере государственных и
муниципальных предприятий
3.Юридические
Информация о работе Анализ и сравнение различных организационно-правовых форм предприятий в России