Анализ и сравнение различных организационно-правовых форм предприятий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: комплексное исследование организационно-правовых форм предприятий в России с выявлением их преимуществ и недостатков.
Теоретической и методологической основой исследования являются законодательные и нормативные акты, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам, рассматриваемым в исследовании.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-провести анализ литературы по теме исследования;
-рассмотреть основные понятия и определения по теме исследования;
-проанализировать преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предприятий в России;
-выделить основные направления изменения организационно-правовых форм предприятий;

Содержание

Введение
1.Основные понятия и определения
1.1.Отношения между предприятием и фирмой
1.2.Классификация предприятий
2. Организационно-правовые формы предприятия
2.1.Хозяйственные товарищества и общества
2.2.Другие организационно-правовые формы
3.Анализ и сравнение различных организационно-правовых форм предприятий в России
4.Основные направления изменения организационно-правовых форм предприятий
5.Практические рекомендации по внедрению новых организационно-правовых форм предприятий
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика предприятия .docx

— 54.99 Кб (Скачать файл)

-существующие  отношения с властью: предприниматели  не испытывают практически никакой  поддержки со стороны властей;

-одной  из проблем, с которой сталкивается  сегодня предприниматель является  проблема отсутствия у него  какого-либо профессионализма: он  не знает, что такое бизнес, что  такое бизнес-планирование; он, возможно  и слышал о бизнес-плане, возможно  видел его, но как правило не  имеет ни малейшего представления  о том, как его составлять; например, по сравнению с техническими  навыками гораздо меньшее число  людей обладает какими-либо познаниями  в областях учета, организации, управления  или маркетинга; в основной своей  массе люди не представляют  всех трудностей, с которыми им  придется столкнуться при начинании  бизнеса, в полном объеме, но даже  если все-таки имеют представление, что их ждет, они все равно  не знают, как справиться с  этими проблемами. У многих предпринимателей  отсутствует такое понятие как  предпринимательская этика, например  при распространении ложной информации  предприниматель не несет практически  никакой ответственности;

-она  из трудностей при регистрации  данной организационно-правовой  формы заключается в следующем: иной раз очень трудно выбить  лицензию на лицензируемый вид  деятельности;

-еще  один недостаток состоит в  том, что ответственность индивидуального  предпринимателя неограниченна, т.е. предприниматель рискует всем  своим имуществом, в отличие от  акционеров, которые рискуют только  активами фирмы, а не своим  имуществом.

 

3. Анализ и сравнение различных  организационно-правовых форм предприятий  в России

 

Общество с ограниченной ответственностью

  • Ответственность по обязательствам — Ограниченная ответственность: Вы теряете только свой вклад в уставный капитал
  • Бухгалтерия — Требуется ведение официальной бухгалтерии и подготовка отчетов в соответствии с официальными требованиями
  • Налоги — Все официальные налоги
  • Прекращение деятельности — Продолжает существовать, пока не будет ликвидировано учредителями
  • Регистрация — Достаточно длительная процедура
  • Подготовка отчетов — Достаточно длительная процедура
  • Уставной капитал — Не менее 100 минимальных окладов

Закрытое акционерное общество

  • Ответственность по обязательствам — В пределах стоимости своих вкладов в уставной капитал
  • Бухгалтерия — Требуется ведение официальной бухгалтерии и подготовка отчетов в соответствии с официальными требованиями
  • Налоги — Все официальные налоги
  • Прекращение деятельности — Продолжает существовать, пока не будет ликвидировано учредителями
  • Регистрация — Достаточно длительная процедура
  • Подготовка отчетов — Достаточно длительная процедура
  • Уставной капитал — Не менее 100 минимальных окладов

Проведенный анализ функционирования предприятий показывает, что существует ряд вопросов экономического, правового, организационного характера, решение которых необходимо для совершенствования организационно-правовых форм предприятий:

  1. Зависимость предприятий от адекватного финансирования из бюджета соответствующего уровня.
  2. Недостаточно четкая регламентация содержания права оперативного управления.
  3. Целесообразность и правомерность оказания предприятиями платных услуг.
  4. Право самостоятельного распоряжения доходами от приносящей доход деятельности.
  5. Наличие субсидиарной (дополнительной) ответственности собственника по обязательствам предприятия.

Неопределенности и противоречия в практике функционирования предприятий свидетельствуют о необходимости изменения организационно-правовых форм14.

 

4. Основные направления  изменения организационно-правовых  форм предприятий

 

Проведенный сравнительный анализ коммерческих и некоммерческий предприятий показывает, что для решения социальных задач преимущественными являются организационно-правовые формы некоммерческих организаций как обладающие наиболее подходящими характеристиками для удовлетворения социальных потребностей общества, по сравнению с коммерческими организациями.

Целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли. Полученной прибылью коммерческая организация может распоряжаться по своему усмотрению.

Цель деятельности некоммерческой организации определяется учредителем. Некоммерческая организация тоже может получать прибыль, однако расходовать полученные средства может только в соответствии с целью деятельности, определенной учредителем.

Из существующих организационно-правовых форм некоммерческих организаций наиболее подходящей с точки зрения организационно-правовых аспектов деятельности формой представляется автономная некоммерческая организация. Некоторой проблемой по реализации этого варианта реорганизации является то, что Закон «О некоммерческих организациях» прямо не указывает на возможность учреждения автономных некоммерческих организаций государством и муниципальными образованиями. Но главным препятствием является возможность передачи в частную собственность государственного или муниципального имущества и таким образом утрата для государства и муниципального образования этого имущества.

Проведенный в рамках исследования анализ показал, что в настоящее время ни одна организационно-правовая форма, предусмотренная действующим законодательством РФ, не может полностью заменить бюджетное учреждение15.

Наиболее вероятным на настоящий момент вариантом изменения организационно-правового статуса предприятия является изменение его типа с бюджетного на автономное.

Схематично типы учреждений и законодательные акты их регламентирующие можно изобразить следующим образом (Схема 1):

 


 


 

 

 

 

 

 

 

Схема 1.Типы организационно-правовой формы предприятий

 

Таблица 1

Сравнительная характеристика двух типов государственных (муниципальных) учреждений

Бюджетное учреждение (БУ)

Автономное Учреждение (АУ)

Определение

Организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ).

Некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для оказания услуг, выполнения работ в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (п. 1 ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях»)

Право на имущество

Имущество закреплено за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.

БУ не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (согласно новой редакции п.1 ст. 298 ГК).

Имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Автономное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (с учетом поправок п.1 ст. 298 ГК РФ). Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (за исключением внесения имущества в складочный капитал других юридических лиц) (ст. 3 ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (п.2 ст. 298 ГК РФ).

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (п.8 ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях»)

Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ в редакции до внесения изменений редакции)

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ в новой редакции)

Деятельность и финансирование

БУ финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Также учредительными документами учреждению может быть предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы от которой являются дополнительным источником финансирования и направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений (ст.232 БК РФ).

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. В соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию АУ осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием потребителю услуг за плату или бесплатно.

При недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение может использовать для этого средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. (Ст. 254 БК)

Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется за счет субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных законом источников. Также АУ праве по своему усмотрению выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях гражданам и юридическим лицам в порядке, установленным федеральными законами. Помимо указанных видов АУ вправе осуществлять иные виды деятельности постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности определены его уставом (ст. 4 ФЗ «Об автономных учреждениях)

Ответственность

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (новая редакция ст.120 ГК РФ). Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (ст. 161 БК РФ).

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества

(ст. 2 ФЗ «Об автономных  учреждениях».)


 

На настоящий момент реформа организационно-правовой формы учреждений не затрагивает бюджетные учреждения, но цель создания автономного учреждения – оказание услуг, выполнение работ в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления16.

Хозяйственная самостоятельность автономных учреждений требует обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости для своевременного удовлетворения требований кредиторов при недостаточности финансирования из государственных источников17.

 

 

 

 

 

 

 

5. Практические рекомендации по  внедрению новых организационно-правовых  форм предприятий

 

  1. Приведенное научно-правовое обоснование необходимости изменения организационно-правового статуса предприятий может быть использовано как основа для разработки и внедрения новых организационно-правовых форм предприятий.
  2. Сформулированные возможные неблагоприятные последствия изменения организационно-правового статуса предприятий могут использоваться в оценке проектов по внедрению новых организационно-правовых форм предприятий .
  3. Для следования автономного учреждений целям, ради которых они создаются, и избежание их перепрофилирования необходимо разработать и внедрить посредством принятия подзаконных нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению:

- четкие  критерии определения видов деятельности, которые помимо основной может  осуществлять автономное учреждение;

- порядок  согласования с учредителем тех  или иных действий, включая распоряжение  имуществом, внесение изменений  в устав (особенно в части расширения  видов деятельности), вопросы реорганизации  и ликвидации автономного учреждения,

- возможность  изменения типа учреждения в  обратном направлении от автономного  к бюджетному в случае невозможности  функционирования и не выполнения  предусмотренных уставом целей, уклонения от выполнения задания  учредителя;

-регламентация  участия автономного учреждения  в качестве учредителя других  юридических лиц – объем имущества, которое может быть передано; характер и виды деятельности  создаваемых организаций;

-обязательное  страхование гражданской ответственности  юридического лица - автономного  учреждения;

-механизм свободного  выбора пациентами лечебно-профилактического  учреждения.

4.В целях повышения  правовой грамотности и готовности  руководителей предприятий к  изменению организационно-правового  статуса возглавляемых ими учреждений  необходимо обеспечить обучение  руководителей организаций по  правовым и экономическим аспектам  деятельности предприятий различных  организационно-правовых форм. Разработать  четкие требования к кандидатам  на должность руководителей автономных  учреждений, включая требования  к уровню подготовки, опыту работы.

 

Заключение

 

В результате выполненной работы проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрены основные понятия и определения по теме исследования; проанализированы преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предприятий в России; выделены основные направления изменения организационно-правовых форм предприятий; разработаны практические рекомендации по внедрению новых организационно-правовых форм предприятий.

Основные результаты, полученные в ходе выполнения работы:

1.Сравнительный анализ  организационно-правовых форм предприятий  по российскому законодательству  показывает, что преимущественными  являются организационно-правовые  формы некоммерческих организаций  как обладающие наиболее подходящими  характеристиками для удовлетворения  социальных потребностей общества  – цель, определяемая учредителем, имущественная и организационная  обособленность, способы формирования  имущественной базы, особенности  взаимодействия учредителей (участников) с юридическим лицом, особенности  их ответственности.

2.В настоящее время  в сфере государственных и  муниципальных предприятий возникли  проблемы, требующие изменения организационно-правового  статуса предприятий: зависимость  учреждений от адекватного финансирования  из бюджета соответствующего  уровня, недостаточно четкая регламентация  содержания права оперативного  управления, целесообразность и  правомерность оказания учреждениями  платных услуг, проблема самостоятельного  распоряжения средствами от приносящей  доходы деятельности, проблемы, связанные  с наличием субсидиарной (дополнительной) ответственности собственника.

3.Юридические неопределенности  и противоречия в практике  функционирования государственных (муниципальных) и негосударственных  предприятий свидетельствуют о необходимости изменения сложившегося положения, включая четкое определение характера вещного права на имущество; механизма присвоения имущества при создании организации; объема полномочий организации по владению, пользованию и распоряжению средствами, получаемыми из разных источников; характера ответственности организации и ее учредителей за «хозяйское» использование имущества; возможности и порядка одновременного оказания бесплатных и платных услуг; формы контроля со стороны учредителя, государственных надзорных органов, общественности.

Информация о работе Анализ и сравнение различных организационно-правовых форм предприятий в России