- Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.
- Площадь застройки 45-55%.
- Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.
- Высота потолков от 8 метров.
- Регулируемый температурный режим.
- Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.
- Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 1000 кв.м.).
- Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
- Система вентиляции.
- Пандус для разгрузки автотранспорта.
- Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
- Наличие офисных помещений при складе.
- Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).
- Оптико-волоконные телекоммуникации.
- Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
- Расположение вблизи центральных магистралей.
- Профессиональная система управления.
- Опытный девелопер.
- Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
- Автономная электроподстанция и тепловой узел.
- Ж/Д ветка.
Складские помещения
класса В
- Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.
- В случае двухэтажного строения – наличие достаточное количества грузовых лифтов/подъемников, грузоподъемностью не менее 3 тонн (не менее 1 на 2000 кв.м.).
- Высота потолков от 6 метров.
- Пол - асфальт или бетон без покрытия.
- Система отопления.
- Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
- Пандус для разгрузки автотранспорта.
- Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
- Охрана по периметру территории.
- Телекоммуникации.
- Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
- Наличие вспомогательных помещений при складе.
- Система вентиляции.
- Офисные помещения при складе.
- Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
- Автономная электроподстанция и тепловой узел.
- Ж/Д ветка.
Складские помещения
класса С
- Капитальное производственное помещение или утепленный ангар.
- Высота потолков от 4 метров.
- Пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.
- В случае многоэтажного строения – наличие грузовых лифтов/подъемников.
- Ворота на нулевой отметке.
- Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
- Система вентиляции.
- Система отопления.
- Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
- Офисные помещения при складе.
- Ж/Д ветка.
- Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
- Пандус для разгрузки автотранспорта.
- Охрана по периметру территории.
- Телекоммуникации.
- Наличие вспомогательных помещений при складе.
Складские помещения
класса D
- Подвальные помещения или объекты ГО, не отапливаемые производственные помещения или ангары.
- Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
- Пожарная сигнализации и система пожаротушения.
- Система отопления.
- Система вентиляции.
- Офисные помещения при складе.
- Ж/Д ветка.
- Телекоммуникации.
- Охрана по периметру территории.
РАЗДЕЛ 2. Анализ и
тенденции развития складской недвижимости
в Республике Беларусь
- Общее состояние рынка складской недвижимости в РБ
Складская недвижимость наряду с отельной
– это наименее развитые секторы
коммерческой недвижимости в Республике.
Еще несколько лет назад мало
кто из девелоперов интересовался
проектами складских и логистических
комплексов. К тому же как таковых
серьезных девелоперских компаний
в европейском понимании практически
не было – для большей части
игроков этого рынка недвижимость
была непрофильным видом деятельности.
Получившую широкое распространение
практику возведения торговых и офисных
центров по «долевой» схеме финансирования
очень сложно реализовать на рынке
складской недвижимости. Таким образом,
можно разве что возвести небольшие
склады для малого бизнеса. В «долевое
строительство» невозможно создать объект,
отвечающий современным техническим требованиям,
которые предъявляются к складским объектам,
и уж тем более оказывать складские услуги
на его базе. Соответственно, компании,
которым требовались современные склады
(обязательно хочу отметить, что это не
только международные компании), сталкиваясь
с дефицитом предложения и высокими арендными
ставками в малочисленных современных
объектах, возводили здания сами и для
своих собственных нужд. При наличии свободных
площадей они зачастую оказывают услуги
по ответственному хранению и сторонним
организациям. Показательным примером
может служить опыт компании McDonalds, которая
во всем мире практикует аутсорсинг логистических
услуг, а в Беларуси была вынуждена строить
собственный склад и налаживать свою собственную
систему логистики.
- Причины задержек развития складской недвижимости
Однако нельзя сказать, что
рынок складской недвижимости непривлекателен
для инвесторов. Как указывалось
выше, фактически не было девелоперов,
которые понимали бы специфику рынка
и могли возвести востребованный
объект. Немаловажен и тот факт,
что альтернативные проекты в
сегментах торговой и офисной
недвижимости обеспечивали более высокую
доходность при одновременно более
низких требованиях к профессионализму
девелопера. Высокий и растущий спрос
в докризисный период, растущие ставки
и цены продаж и меньшие требования
к качеству проектов по сравнению
со складской недвижимостью фактически
привели к тому, что строительство
новых складских объектов осуществлялось
преимущественно в формате built-to-suit.
- Отправная точка развития
Кроме растущего и, соответственно,
неудовлетворенного спроса на современные
склады со стороны внутристрановых
потребителей, пришло понимание того,
что расположенная между востоком
и западом Беларусь имеет выгодное
географическое положение, которое
необходимо активно использовать. В
результате кропотливой работы в 2009
году была создана государственная
программа развития логистической
системы до 2015 года (т.е. развитие складской
недвижимости), которая постоянно
дорабатывается. Были выделены и выделяются
участки для реализации проектов
в сфере логистики. В реализации
крупномасштабных проектов сегодня
принимают участие известные
европейские и ближневосточные
компании.
- Преимущества складской недвижимости в РБ
Несмотря на все трудности Республика
Беларусь имеет ряд преимуществ
в этой сфере. Прежде всего это
конкурентные цены и высокое качество
работы. Рынки складских и логистических
услуг в соседних странах гораздо более
развиты, чем в Беларуси, и поэтому белорусским
компаниям будет достаточно сложно вписаться
в этот высококонкурентный рынок. Таким
образом, для создания современных и, главное,
работающих логистических комплексов,
бизнесу на первых порах необходима беспрецедентная
помощь государства. Наиболее перспективным
видится создание таможенных складов
и складов временного хранения (СВХ), которые
будут ориентированы на обслуживание
грузопотоков Таможенного союза.
2009 год отмечен началом
активных работ по возведению
современных складских комплексов
и сдачей в эксплуатацию около
20 тысяч квадратных метров складских
площадей в новых объектах. В
первом полугодии 2010 года были
введены два очень значимых
для рынка объекта: первая очередь
транспортно-логистического комплекса
«Белтаможсервис» и складского
комплекса компании «Евроторг»
с общей площадью в 30 тысяч
квадратных метров. Фактически они
и были единственными новыми
проектами, вышедшими на рынок
в прошлом году.
- Изменения на рынке складской недвижимости и прогнозы развития
Недавно авторитетная международная
компания провела широкомасштабное
исследование, которое показало, что
в большинстве государств Европы
складская и индустриальная недвижимость
практически не подешевела. Одним
из исключений стала складская недвижимость
в Беларуси, аренда которой подешевела
из-за кризиса в экономике страны.
По мнению эксперта компании
«Коллиерз Интернешнл» Андрея Алешкина, складская
недвижимость в Беларуси оказалась самым
пострадавшим от валютного кризиса сектором
рынка коммерческой недвижимости в стране. Причина этого явления
очевидна – в условиях дефицита валюты
и падения платежеспособности белорусов
многие компании практически прекратили
дистрибуцию, что сказалось на популярности
складов.
Многие
компании, которые арендовали складские
и производственные помещения
с углублением кризиса вынуждены
были сокращать объемы работ,
что не замедлило сказаться
на арендных ставках. Складские
помещения, расположенные в удобных
местах с развитой транспортной
инфраструктурой и площадью менее
10 тысяч квадратных метров подешевели
за нынешний год на 20 процентов.
С одной стороны, многие компании
пересмотрели объемы необходимых
им помещений. С другой стороны,
владельцы складской недвижимости в Беларуси вынуждены
были снижать арендные ставки для уменьшения
уровня вакантности на собственных объектах.
Перспективы
у этого сегмента рынка, по
мнению эксперта, также не самые
радостные. Казалось бы, уникальное
расположение Республики Беларусь
на перекрестке путей из Европы
в Азию, вступление нашего государства
в Таможенный союз с Россией
и Казахстаном должны были
сделать страну настоящим логистическим
центром региона. В связи с
затянувшимся валютным кризисом
многие крупнейшие иностранные
компании поменяли свою точку
зрения, решив обождать пока складская
недвижимость в Беларуси не стабилизируется.
Из-за
нынешней ситуации данный вид коммерческой недвижимости в нашей стране показал один
из самых худших результатов в Европе.
Быстрее чем в Беларуси склады дешевели
только в Ирландии (на 25 процентов упали
арендные ставки в этой стране с начала
текущего года). Так же стоит отметить
и падение цен на складскую недвижимость
в Хорватии, которое составило 17 процентов.
Зато существенно подорожала аренда складов
в Москве (на 14 процентов с начала года)
и Варшаве (11 процентов за отчетный период).
Многие
эксперты полагают, что Беларусь
может использовать свое месторасположение
между Европой и Азией для
создания целой сети логистических
центров, которые будут включать
в себя и складские помещения.
Сейчас в республике необходимо
строительство современных складов,
но из-за нынешней непростой
ситуации в экономике страны
этот процесс может затянуться
на неопределенное время.