Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:17, дипломная работа
Современный этап развития нашей страны отличается динамизмом и качественными изменениями во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления затронул все без исключения политические, экономические и социальные институты. В период перехода страны к рыночной экономике, когда многие производственные предприятия, объединения, концерны и другие организации стали независимыми, нормальное их функционирование в подобных условиях практически невозможно без хорошо организованной комплексной маркетинговой деятельности.
Введение
4
1. Теоретические основы организации маркетинговой деятельности на предприятии
7
1.1.Понятие, цели и функции маркетинга
7
1.2.Организация маркетинга на предприятии
10
2.Оценка результатов деятельности Котласского филиала ООО
«РН-Архангельскнефтепродукт»
18
2.1.Общая характеристика деятельности Котласского филиала ООО «РН-Архангельскнефтепродукт»
18
2.2.Анализ финансово-хозяйственной деятельности Котласского
филиала ООО«РН-Архангельскнефтепродукт»
27
2.2.1. Анализ структуры и динамики валюты баланса…
2.2.2. Оценка финансовых коэффициентов платежеспособности
2.2.3. Анализ реализации продукции
2.2.4. Анализ себестоимости и затрат
2.2.5. Анализ использования основных производственных фондов…
2.2.6. Анализ использования трудовых ресурсов
2.2.7. Анализ финансовых результатов
27
30
33
36
39
42
48
2.3. Анализ маркетинговой деятельности Котласского
филиала ООО «РН-Архангельскнефтепродукт»
54
2.3.1.Анализ конкурентной среды и оценка конкурентоспособности
2.3.2.Анализ ценовой политики
2.3.3.Ассортиментная политика
2.3.4.Сбытовая политика
2.3.5.Коммуникационная политика
54
59
66
68
69
3.Экономическая оценка организации отдела маркетинга в Котласском филиале ООО «РН-Архангельскнефтепродукт»
66
3.1. Место отдела маркетинга в структуре Котласского филиала
74
3.2.Экономическое обоснование организации отдела маркетинга
81
Заключение
87
Библиографический список
Таблица 2.13
Анализ фонда заработной платы и средней заработной платы на Котласском филиале ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» за 2009-2011 гг.
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Отклонения |
Темпы прироста, % | ||||||
факт |
план |
факт |
план |
факт |
2010 год |
2011 год | |||||
от плана |
от 2009 г. |
от плана |
от 2010 г. |
в 2010 |
в 2011 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Фонд заработной платы, тыс.руб., в том числе: |
27999 |
30000 |
30968 |
35000 |
35160 |
968 |
2969 |
160 |
4192 |
10,6 |
13,5 |
рабочие |
20587,66 |
20979 |
21742,63 |
24381 |
24685,84 |
763,63 |
1154,97 |
304,84 |
2943,21 |
5,6 |
13,5 |
операторы |
5557,8 |
7134 |
7246,51 |
8207,5 |
8227,44 |
112,51 |
1688,71 |
19,94 |
980,93 |
30,4 |
13,5 |
лаборанты |
618,78 |
630 |
659,62 |
724,5 |
748,91 |
29,62 |
40,84 |
24,41 |
89,29 |
6,6 |
13,5 |
АУП |
1234,76 |
1257 |
1319,24 |
1687 |
1497,81 |
62,24 |
84,48 |
-189,19 |
178,57 |
6,8 |
13,5 |
Среднегодо-вая заработная плата, тыс.руб., в том числе: |
205,88 |
209,79 |
219,63 |
241,38 |
249,36 |
9,84 |
13,75 |
7,98 |
29,73 |
6,7 |
13,7 |
рабочие |
205,88 |
209,79 |
219,62 |
241,4 |
249,35 |
9,83 |
13,74 |
7,95 |
29,73 |
6,7 |
13,5 |
операторы |
205,84 |
209,82 |
219,59 |
241,4 |
249,32 |
9,77 |
13,75 |
7,92 |
29,73 |
6,7 |
13,5 |
лаборанты |
206,26 |
210 |
219,87 |
241,5 |
249,64 |
9,87 |
13,61 |
8,14 |
29,77 |
6,6 |
13,5 |
АУП |
205,79 |
209,5 |
219,87 |
241 |
249,64 |
10,37 |
14,08 |
8,64 |
29,77 |
6,8 |
13,5 |
По данным таблицы 2.13, в динамике фонд оплаты труда по годам
увеличивается. Так в 2010 году этот показатель
по сравнению с 2009 годом увеличился на
2969 тыс.руб., темп роста составил 10,6%. В
2011году фонд оплаты труда увеличился на
4192 тыс.руб., темп роста равен 13,5%. В 2010 году
наблюдается перерасход в использовании
фонда заработной платы в размере 968 тыс.руб.
Наибольшее отклонение от плана по категории
рабочих – на 763,63 тыс.руб. В 2011 году также
наблюдается перерасход в использовании
фонда оплаты труда. Однако, по сравнению
с предыдущим годом перерасход снизился,
и составляет 160 тыс.руб. Наибольшее отклонение
от плана, как и в 2010 году по категории
рабочих, равно 304,84 тыс.руб., а по административно-
В 2009 году среднегодовая заработная плата была на уровне 205,88 тыс.руб., в 2010 году этот показатель увеличился на 6,7% (13,75 тыс.руб.), и составил 219,63 тыс.руб. Фактический показатель больше планового на 9,84 тыс.руб. В 2011 году перевыполнения плана по данному показателю равно 7,98 тыс.руб. Отклонение от предыдущего года 29,73 тыс.руб. На рост среднегодовой заработной платы повлияло в основном увеличение количества отработанных дней одним рабочим за год и продолжительность рабочей смены.
2.2.7. Анализ финансовых результатов
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль главным образом получают от реализации продукции, а так же от других видов деятельности.
Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции [16].
Финансовые результаты отчетного года в определенной степени характеризуются данными Отчета о прибылях и убытках Котласского филиала ООО «РН-Архангельскнефтепродукт».
Анализ состава и динамики прибыли иллюстрирует таблица 2.14.
Таблица 2.14
Анализ состава и динамики прибыли
Наименование показателя |
2009 г., тыс. руб. |
2010 г., тыс. руб. |
2011 г., тыс. руб. |
Отклонения |
Темп прироста (+; -), % | ||||
(+; -), тыс.руб. |
% | ||||||||
2010 г. от 2009 г. |
2011 г.от 2010 г. |
2010 г. от 2009 г. |
2011 г. от 2010 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Выручка от реализации, без НДС |
300224,33 |
379120,65 |
414403,77 |
78896,32 |
35283,12 |
126,28 |
109,31 |
26,28 |
9,31 |
Себестоимость |
125614,19 |
167907,2 |
161097,88 |
42293,01 |
-6809,32 |
133,67 |
95,94 |
33,67 |
-4,06 |
Валовая прибыль |
174610,14 |
211213,45 |
253305,89 |
36603,31 |
42092,44 |
120,96 |
119,93 |
20,96 |
19,93 |
Коммерческие расходы |
43456,3 |
50144,4 |
26838,85 |
6688,1 |
-23305,55 |
115,39 |
53,52 |
15,39 |
-46,48 |
Управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прибыль (убыток) от продаж |
131153,84 |
161069,05 |
226467,04 |
29915,21 |
65397,99 |
122,81 |
140,60 |
22,81 |
40,60 |
Операционные доходы |
914,47 |
161,1 |
390,32 |
-753,37 |
229,22 |
17,62 |
242,28 |
-82,38 |
142,28 |
Операционные расходы |
906,7 |
255,8 |
159,02 |
-650,9 |
-96,78 |
28,21 |
62,17 |
-71,79 |
-37,83 |
Внереализацион-ные доходы |
232,44 |
282,42 |
216,7 |
49,98 |
-65,72 |
121,50 |
76,73 |
21,50 |
-23,27 |
Внереализацион-ные расходы |
960,52 |
4499,15 |
2282,21 |
3538,63 |
-2216,94 |
468,41 |
50,73 |
368,41 |
-49,27 |
Прибыль до налогообложения |
130433,53 |
156757,62 |
224632,83 |
26324,09 |
67875,21 |
120,18 |
143,30 |
20,18 |
43,30 |
Налог на прибыль |
26086,71 |
31351,52 |
44926,57 |
5264,81 |
13575,05 |
120,18 |
143,30 |
20,18 |
43,30 |
Чрезвычайные доходы и расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Чистая прибыль |
104346,82 |
125406,1 |
179706,26 |
21059,28 |
54300,16 |
120,18 |
143,30 |
20,18 |
43,30 |
Таблица 2.14 показывает, что валовая прибыль в 2010 году по сравнению с прошлым годом увеличилась на 36603,31 тыс.руб. (20,96%). В 2011 году этот показатель по сравнению с 2010 годом увеличился на 42092,44 тыс.руб. (19,93%). На изменение валовой прибыли положительное влияние оказал фактор роста выручки, в 2010 году этот показатель вырос на 26,28%, а в 2011 году – на 9,31%. В 2011 году положительное влияние оказал фактор снижения себестоимости на 6809,32 тыс.руб. (4,06%).
Прибыль от продаж возросла в 2010 году на 29915,21 тыс.руб. (22,81%), за счет роста валовой прибыли, а за счет роста коммерческих расходов на 6688,1 тыс.руб. (15,39%) произошло ее снижение. В 2011 году прибыль от продаж возросла на 65397,99 тыс.руб. (40,6%). На ее увеличение повлиял фактор роста валовой прибыли и снижение коммерческих расходов на 23305,55 тыс.руб. (46,48%).
Прибыль до налогообложения в 2010 году увеличилась на 26324,09 тыс.руб. (20,18%). На данный показатель положительное влияние оказал фактор снижения операционных расходов на 650,9 тыс.руб. (71,79%) и рост внереализационных доходов на 49,48 тыс.руб. (21,5%), а уменьшение операционных доходов на 753,37 тыс.руб. (82,38%) и увеличение внереализационных расходов на 3538,63 тыс.руб. (368,41%) – оказали отрицательное влияние. В 2011 году налогооблагаемая прибыль выросла на 67875,21 тыс.руб. (43,3%). На ее рост положительное влияние оказали такие факторы, как: рост операционных доходов на 229,22 тыс.руб. (142,28%), снижение операционных расходов на 96,78 тыс.руб. (37,83%) и уменьшение внереализационных расходов на 2216,94 тыс.руб. (49,27%). Отрицательное влияние оказал фактор снижения внереализационных доходов на 65,72 тыс.руб. (23,27%).
Чистая прибыль в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 21059,28 тыс.руб. (20,18%) и составила 125406,1 тыс.руб. В 2011 году чистая прибыль по сравнению с 2010 годом увеличилась на 54300,16 тыс.руб. (43,3%) и составила 179706,26 тыс.руб. увеличение чистой прибыли в обоих периодах произошло за счет роста прибыли до налогообложения. Но увеличение размера налога на прибыль в 2010 году на 20,18%, а в 2011 году на 43,3%, оказало отрицательное влияние.
Для более наглядного представления динамика прибыли показана на рисунке 2.3.
Рис. 2.3. Динамика прибыли в Котласском филиале за 2009-2011 гг.
Так как на Котласском филиале за последний отчетный год наблюдается снижение внереализационных доходов, необходимо устранить причины снижения и разработать мероприятия по увеличению внереализационных доходов.
Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, который выражает степень доходности выпускаемой продукции [17].
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат. Они более полно, чем показатели прибыли отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с использованными ресурсами [16].
Рентабельность окупаемости издержек (затрат) показывает сколько предприятие имеет прибыли или самофинансированного дохода с каждого рубля, затраченного на реализацию продукции и рассчитывается по формуле:
где:
ЧП - прибыль от реализации продукции,
З – сумма затрат на реализацию продукции.
Rз.(2009)= 104346,82/ (125614,10+43456,3)*100%= 61,72%
Rз.(2010)= 125406,1/ (167907,2+50144,4)*100%=57,51%
Rз.(2011)= 179706,26/ (161097,88+26838,85)*100%=95,
Рентабельность продаж (оборота) характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с продажи рубля, находится по формуле:
где:
В – сумма полученной выручки.
Rоб.(2009)= 104346,82/ 300224,33*100%= 34,76%
Rоб.(2010)= 125406,1/ 379120,65*100%=33,08%
Rоб.(2011)= 179706,26/ 414403,77*100%=43,37%
Динамика показателей рентабельности предприятия, представлена в таблице 2.15.
Таблица 2.15
Анализ рентабельности в Котласском филиале
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Отклонения | |
2010 год |
2011 год | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выручка от реализации, тыс.руб. |
300224,33 |
379120,65 |
414403,77 |
78896,32 |
35283,12 |
Себестоимость, тыс.руб. |
125614,19 |
167907,2 |
161097,88 |
42293,01 |
-6809,32 |
Балансовая прибыль, тыс.руб. |
174610,14 |
211213,45 |
253305,89 |
36603,31 |
42092,44 |
Коммерческие расходы, тыс.руб. |
43456,3 |
50144,4 |
26838,85 |
6688,1 |
-23305,9 |
Чистая прибыль |
104346,82 |
125406,1 |
179706,26 |
21059,28 |
54300,16 |
Рентабельность затрат, % |
61,72 |
57,51 |
95,62 |
-4,21 |
38,11 |
Рентабельность продаж, % |
34,76 |
33,08 |
43,37 |
-1,68 |
10,29 |
По данным таблицы 2.15, в 2010 году показатели рентабельности снизились по сравнению с показателями 2009 года. На снижение рентабельности затрат повлиял рост себестоимости на 42293,01 тыс.руб. и коммерческих расходов на 6688,1 тыс.руб. В 2011 году все показатели рентабельности выросли по сравнению с 2010 годом. Положительным фактором для роста рентабельности стало увеличение чистой прибыли на 54300,16 тыс.руб., снижение себестоимости на 6809,32 тыс.руб. и снижение коммерческих расходов на 23305,9 тыс.руб.
Рентабельность затрат в 2010 году снизилась на 4,21%, что свидетельствует о том, что предприятие в этом году получило меньше прибыли с каждого рубля, затраченного на реализацию продукции. Данный показатель снизился, потому что расходы на реализацию продукции в этом году были выше, чем в предыдущем. В 2011 году рентабельность затрат увеличилась на 38,11%, что говорит о том, что каждый рубль на реализацию продукции принес больше прибыли, чем в прошлом году, и это связано с тем, что предприятию удалось снизить расходы от реализации.
В 2010 году показатель рентабельности продаж снизился по сравнению с 2009 годом на 1,68% и составил 33,08 %. Это говорит о том, что предприятие в 2010 году получило меньше прибыли с каждого рубля выручки от реализации продукции. В 2011 году рентабельность продаж составила 43,37%. В сравнении с 2010 годом этот показатель увеличился на 10,29%, что связано ростом прибыли предприятия. В этом году по сравнению с прошлым, деятельность предприятия оказалась эффективнее.
В целом деятельность филиала является безубыточной, так как показатели рентабельности больше 0.
В заключении можно сделать вывод о том, что на предприятии идет постоянный процесс замены устаревших производственных фондов новыми, в результате износа и поломок выбывают старые основные средства, а в эксплуатацию вводятся новые. Объемы реализации продукции увеличиваются, вследствие чего растет прибыль от реализации, за последний год существенно сократились затраты на реализацию продукции, следовательно финансовое состояние филиала улучшается. Деятельность Котласского филиала является безубыточной и имеет высокую степень доходности.
2.3. Анализ маркетинговой деятельности Котласского филиала
ООО «РН-Архангельскнефтепродукт»
2.3.1 Анализ конкурентной среды
В настоящее время на Котласском рынке нефтепродуктов осуществляют деятельность только три компании: исследуемое нами предприятие (Котласский филиал ООО «РН-Архангельскнефтепродукт»), ООО «ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт» и частное предприятие «КЭНКО».
До 2003 года конкурентную среду Роснефти образовывали лишь небольшие частные предприятия, не представляющие угроз и являющиеся относительно слабыми конкурентами. В 2003 году на данный рынок вышла компания ООО «ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт», поглотившая при этом две частные структуры и открыв новые точки по реализации нефтепродуктов в г.Котласе, п.Вычегодский и Шипицыно.
Информация о работе Анализ маркетинговой политики предприятия