Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 15:03, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов анализа материальных затрат предприятия.
В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:
рассмотрение теоретических основ обеспеченности предприятия материальными ресурсами;
анализ динамики основных технико-экономических показателей предприятия;
Введение 3
1. Теоретические основы анализа материальных затрат 5
1.1 Понятие материальных ресурсов предприятия 5
1.2 Анализ материальных затрат 6
1.3 Источники информации для проведения анализа материальных затрат 10
2. Анализ материальных затрат на предприятии ОАО «Пермский мясокомбинат» 12
2.1 Характеристика предприятия 12
2.3 Анализ материальных затрат предприятия 16
3. Рекомендации по эффективному использованию материальных ресурсов 22
Заключение 28
Список используемой литературы 30
В-третьих, экономное расходование материальных ресурсов и уменьшение удельных норм расхода сырья и материалов на единицу выпускаемой продукции очень важный фактор при осуществлении мероприятий по снижению себестоимости производства и повышению рентабельности.
Открытое акционерное общество «Пермский мясокомбинат» - предприятие по производству мяса, колбасных и мясных изделий и полуфабрикатов. В ассортименте предприятия до 70 видов колбас и 60 наименований полуфабрикатов. Продукция выпускается по новейшим технологиям. Награжден международными призами "Золотая пальма", "Золотой орел", "Большое золотое клише". Адрес: 614600, г. Пермь, ул. Дзержинского, 31.
На сегодняшний день у предприятия есть все для хорошей, стабильной, высокоэффективной работы: и квалифицированные кадры, и лучшее оборудование ведущих зарубежных фирм, и свое собственное экологически безопасное сырье, и высокие технологии…
Сегодня Пермский мясокомбинат выпускает более 100 наименований полуфабрикатов и около 150 наименований колбасных изделий, среди которых давно известные и горячо любимые пермяками традиционные колбасы, выпускаемые строго в рамках ГОСТа: «Докторская в/с», «Молочная 1с», «Русская в/с», а также сосиски «Молочные 1с», полукопченая колбаса «Краковская в/с», ветчина «Для завтрака в/с». Кстати, на предприятии справедливо считают, что именно традиции и строгое соблюдение требований производства сделали эти продукты популярными блюдами в семьях любого достатка. К примеру, в производство колбасы вареной «Молочной 1с» идет отборная свинина и говядина, молоко, куриные яйца, а смесь перцев, муската и кардамона придает продукту более мягкий, поистине неповторимый вкус. Ценителям же мускатного ореха больше нравится колбаса вареная «Останкинская», любителям чеснока - колбаса вареная «Русская в/с». Но в стремлении угодить разборчивому потребителю технологи Пермского мясокомбината постоянно обновляют ассортимент, регулярно выпуская новинки. Только в прошлом году на прилавках магазинов появилось более 30 новинок, которые завоевали любовь и признание покупателей, например, «Сосиски Нежные с ряженкой», «Сервелат Европейский», «Сосиски Баварские с сыром», «Сосиски Молочные 1с» с копчением. А к новому, 2011 году, специалисты «Пермского» сделали покупателям особый подарок - выпустили серию варено-копченых колбас премиального сегмента в оригинальных оболочках: «Сервелат Московский» и др.
В процентном соотношении ассортимент продукции мясокомбината представим на рисунке 1.
Рисунок 1 - Ассортимент ОАО «Пермский мясокомбинат»
Из рисунка 1 видно, что большую долю среди ассортимента занимают полукопченные и вареные колбасы, а также сосиски и сардельки.
Для начала рассмотрим организационную структуру ОАО «Пермский мясокомбинат» (Приложение 1). Организационная структура предприятия является линейно-функциональной. Во главе структуры стоит генеральный директор, ему подчинены главный бухгалтер, коммерческий директор, технический директор, директор по персоналу.
Главный бухгалтер курирует работу учета и отчетности на предприятии - отдела бухгалтерии, который в свою очередь делится на несколько подразделений – плановый отдел, материальный отдел и отчет учета и отчетности (данный отдел является самым большим, в его задачу входит начисление и выплата заработной платы, контроль за отчислением налогов и сдачи отчетности).
Коммерческий директор руководит службой снабжения (работа с поставщиками), сбыта (оптовые и розничные клиенты и т.д.), складом (т.к. работа отдела снабжения и сбыта неразрывно связана с работой склада), и специалист по маркетингу, который занимается разработкой и внедрением новых продуктов на рынок, стимулированием рынка сбыта, привлечением потенциальных клиентов и т.д. Технический директор руководит техническим, инженерным и производственным отделом. Директор по персоналу – отделом кадров и архивом, в отдел кадров входит также служба делопроизводства.
Охарактеризуем экономическую деятельность предприятия и проведем ее анализ.
Таблица 1 - Технико-экономические показатели работы предприятия
Показатели |
Годы |
2010 г. в % к 2009 г. | |
2009 г. |
2010г. | ||
1. Производственная мощность, т |
22750 |
22750 |
100,0 |
2. Коэффициент использования |
0,88 |
0,87 |
98,9 |
3. Объем производства в |
20062 |
19705 |
98,2 |
а) мясо и субпродукты |
14371 |
14350 |
99,9 |
б) колбасные изделия |
3143 |
2842 |
90,4 |
в) полуфабрикаты |
1879,5 |
1851,5 |
98,5 |
г) паштеты |
220,5 |
231 |
104,8 |
д) консервы |
2327,5 |
2282 |
98,0 |
4. Товарная продукция, тыс. руб. |
3410540 |
3546900 |
104,0 |
5. Объем реализованной продукции, тыс. руб. |
3342329,2 |
3511431 |
105,1 |
6. Численность промышленно- |
286 |
294 |
102,8 |
Продолжение таблицы 1
7. Выработка продукции на одного работающего ППП, тыс. руб. |
11924,965 |
12064,29 |
101,2 |
8. Себестоимость товарной |
3191923 |
3366759 |
105,5 |
9. Затраты на 1 рубль товарной продукции, тыс. руб. |
0,94 |
0,95 |
101,1 |
10. Прибыль от реализации |
150406,2 |
144672,5 |
96,2 |
11. Рентабельность производства, % |
4,71 |
4,30 |
-0,42 |
Данные таблицы говорят о том, что объем производства за анализируемый период уменьшился на 1,8%. Товарная продукция увеличилась на 4% относительно показателей прошлого года.
Численность персонала незначительно увеличилась на 2,8%.
Увеличение затрат на 1 рубль товарной продукции на 1 копейку за 2010 год свидетельствует об уменьшении эффективности работы предприятия, по сравнению с фактическими данными 2010 года себестоимость продукции увеличилось на 5,5%, или на 49 953 тыс. руб., а так же объем товарной продукции повысился на 4%.
Таким образом, увеличение затрат на электроэнергию, роста заработной платы, стоимости сырья и т.д. произошло увеличение себестоимости продукции. За счет не рационального использования оборудования произошло снижение объема выпускаемой продукции.
Выработка продукции на одного работающего увеличилась на 2,2%, за счет увеличения товарной продукции. На снижение прибыли от реализации продукции на 1 638 тыс. руб. повлияло увеличение себестоимости продукции. Из-за увеличения себестоимости продукции, рентабельность продукции уменьшилась на 0,42 %.
В целом предприятие ухудшило показатели за 2010год, что говорит о снижении эффективности работы предприятия ОАО «ПМЗ».
При всех увеличениях численности работников и выпуска продукции площадь предприятия остается неизменной.
Необходимым условием выполнения планов по выпуску и реализации продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полным и своевременным обеспечением предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.
Частные показатели применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (материалоемкость, топливоемкость, энергоемкость и др.), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий.
Таблица 2 - Анализ частных показателей материалоемкости методом сравнения
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение |
Выпуск продукции тыс. руб. |
3410540 |
3546900 |
136360 |
Материальные затраты тыс. руб. |
2796643 |
2979396 |
182753,2 |
В т.ч. сырье и материалы |
2544945 |
2711250 |
166305,4 |
Топливо |
111866 |
89382 |
-22483,8 |
Энергия |
139832 |
178764 |
38931,6 |
Материалоотдача |
1,22 |
1,19 |
-0,029 |
Общая материалоемкость |
0,82 |
0,84 |
0,020 |
В т.ч. сырьеемкость |
0,75 |
0,76 |
0,018 |
Топливоемкость |
0,03 |
0,03 |
-0,008 |
Энергоемкость |
0,04 |
0,05 |
0,009 |
Данные таблицы 2 показывают, что материальные затраты в 2010 году увеличились на 182753,2 тыс. руб.
Общая материалоемкость в 2010 году увеличилась по сравнению с 2009 годом на 0,02 тыс. руб., что произошло вследствие увеличения сырьеемкости на 0,018 тыс. руб.; вследствие увеличения энергоемкости на 0,009 тыс. руб.; вследствие снижения топливоемкости на 0,008 тыс. руб.
На предприятии ОАО «Мясокомбинат» организована специализированная служба по снабжению. Организационная структура отдела закупок ОАО «Пермский Мясокомбинат» представлена на рисунке 3.
Деятельность менеджеров отдела специализируется на отдельных видах закупаемых материально-технических ресурсов, т.е. обязанности менеджеров определены спецификой закупаемых материалов.
Рисунок 2 – Структура организации отдела закупок ОАО «Пермский Мясокомбинат»
Служба закупок материально-технических ресурсов ОАО «Пермский Мясокомбинат» осуществляет закупку производственных и промышленных товаров. В таблице 3 приведены основные группы закупаемых МТР.
Таблица 3 – Основные группы материально-технических ресурсов, закупаемые отделом снабжения ОАО «Пермский Мясокомбинат»
Группы МТР |
В том числе |
Затраты в год, тыс. руб. |
Отклонение | ||
2009 |
2010 |
абсолютное |
относит., % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
Производственные материалы |
Основное сырье (мясо) |
2290450 |
2440125 |
149675 |
106,5 |
Вспомогательное сырье (специи) |
203596 |
216900 |
13304 |
106,5 | |
Упаковка (оболочка) |
50899 |
271125 |
220226 |
532,7 | |
Всего по производственным материалам: |
2544945 |
2711250 |
166305 |
106,5 |
Продолжение таблицы 3
Амортизация |
Производственное оборудование |
170000 |
174000 |
4000 |
102,4 |
Транспортные средства |
18 264 |
19 682 |
1 418 |
107,8 | |
Всего по амортизации: |
188 264 |
193 682 |
5 418 |
102,9 | |
ГСМ |
Бензин |
50000 |
60000 |
10 000 |
120,0 |
Энергия, пар |
11 564 |
12 234 |
670 |
105,8 | |
Всего по ГСМ: |
61 564 |
72 234 |
10 670 |
117,3 | |
Промышленные товары |
Канцтовары |
800 |
920 |
120 |
115,0 |
Спецодежда |
800 |
920 |
120 |
115,0 | |
Прочие товары |
270 |
390 |
120 |
144,4 | |
Всего по промышленным товарам: |
1 870 |
2 230 |
360 |
119,3 | |
Итого: |
2 796 643 |
2 979 396 |
182 753 |
106,5 |