Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:06, курсовая работа
Различные варианты принимаемых для определения прибыли, текущих расходов, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества показателей рентабельности.
Классификация показателей рентабельности:
Хозрасчетная рентабельность
- Рентабельность отдельных видов продукции (работ, услуг):
прибыль от выпуска, реализации (себестоимость);
прибыль от выпуска, реализации (себестоимость за вычетом материальных затрат);
прибыль от выпуска, реализации (стоимость по оптовым ценам).
Введение 3
1. Теоретическое исследование прибыли и рентабельности 7
1.1. Формирование прибыли предприятия 7
1.2. Методы расчета прибыли от реализации 18
1.3. Распределение и использование прибыли 21
1.4. Система показателей рентабельности 26
2. Анализ прибыли и рентабельности производственно-хозяйственной деятельности предприятия 2.1. Анализ прибыли деятельности предприятия 31
2.2. Анализ рентабельности деятельности предприятия 42
2.2.1. Анализ рентабельности производственной деятельности предприятия 44
Заключение 48
Список литературы 51
Прибыль от выпуска (реализации) несравнимой продукции может быть рассчитана методом прямого расчета, если есть соответствующие исходные данные. За неимением таких прибыль рассчитывается для всей несравнимой продукции с использованием показателя средней рентабельности продукции по предприятию.
Следует отметить, что в том случае, когда расчет прибыли рассмотренными выше методами осуществлен исходя из общего выпуска продукции, отдельно рассчитывается прибыль от реализации продукции. При этом учитываются исчисленная сумма прибыли от выпуска, а также изменение прибыли в остатках нереализованной продукции. Может быть использована следующая формула расчета:
(1)
где Прп - прибыль от реализации продукции;
Пзпп - прибыль в остатках нереализованной продукции на начало планового периода;
Пвп - прибыль от выпуска продукции;
Пзкп - прибыль в остатках нереализованной продукции на конец планового периода.
Прибыль в остатках нереализованной продукции можно рассчитывать по методу прямого счета, если есть соответствующие исходные данные. Однако, как правило, очень сложно определить ассортимент, перечень изделий в остатках, особенно на конец планируемого периода.
Поэтому чаще прибыль в остатках нереализованной продукции рассчитывается по показателю рентабельности продукции. При этом прибыль в остатках нереализованной продукции на начало планового периода вычисляется умножением себестоимости этих остатков на среднюю рентабельность продукции на предприятии в предыдущем периоде (или в четвертом квартале предыдущего года при расчете прибыли на плановый год в целом).
Прибыль в остатках нереализованной продукции на конец планового периода вычисляется умножением их себестоимости на среднюю рентабельность продукции на предприятии в планируемый период (или в четвертом квартале планового года при расчете прибыли на плановый год в целом). Из рассмотренных методов исчисления прибыли метод прямого расчета практически может быть использован на предприятиях различных сфер деятельности и отраслей экономики. Относительно аналитического метода расчета и метода с использованием показателя затрат на 1 руб. продукции, то методология и отдельные положения могут быть применены также и на предприятиях сферы услуг.
ООО ПКФ "Консалекс" применяет аналитический метод расчета.
Полученная предприятием прибыль может быть использована и для удовлетворения разнообразных потребностей. Прибыль является источником формирования финансовых ресурсов самого предприятия и используется им для обеспечения хозяйственной деятельности.
Следовательно, полученная предприятием прибыль является объектом распределения. В распределении прибыли можно выделить два этапа. Первый этап - это распределение балансовой прибыли. На этом этапе участниками распределения являются государство и предприятие. В результате распределения каждый из: участников получает свою долю прибыли.7
Предложения распределения прибыли между государством (бюджетом) и предприятием складываются под влиянием нескольких факторов. Существенное значение при этом имеет налоговая политика государства в отношении субъектов хозяйствования. Эта политика реализуется в: сумме налогов, уплачиваемых за счет прибыли; в определении объектов налогообложения, ставках налогообложения; в порядке предоставления налоговых льгот.
Второй этап
- это распределение и
На рис. 1.2. изображена схема распределения балансовой прибыли предприятия. Из нее можно сделать вывод, что на объем прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, влияют: абсолютная сумма полученной балансовой прибыли; платежи в бюджет, осуществляемые за счет прибыли (рентные платежи, плата за землю, налог с владельцев транспортных средств, налог на прибыль , налог на недвижимость - после его введения).
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, не следует отождествлять с чистой прибылью. Действующие нормативные акты определяют, что за счет прибыли предприятия должны платить еще и штрафы в таких случаях:
- За нарушение
хозяйственных договоров с
Рис. 1.2. Структурно-логическая схема распределения балансовой прибыли и формирования чистой прибыли предприятия
- За несвоевременное представление в налоговые органы необходимых расчетов;
- За задержку
перечисления средств в бюджет
и государственные целевые
- За сокрытие прибыли от налогообложения;
- За несоблюдение установленных лимитов забора воды или использование воды без заключения соответствующего соглашения (это касается использования воды из государственных водохозяйственных систем);
- За просроченные банковские ссуды;
- За невыполнение квоты по созданию рабочих мест для инвалидов;
- За другие нарушения.
С учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятий, функционирующих в различных сферах экономики, могут взиматься за счет прибыли и другие штрафы. Особенно это касается коммерческих банков, страховых компаний. Итак, чистая прибыль - это часть прибыли, остающейся у предприятия после уплаты налогов и возможных штрафов (финансовых санкций).
Использование чистой прибыли предприятие может осуществлять путем предварительного формирования целевых денежных фондов или направляя средства непосредственно на финансирование расходов.
На рис. 1.3. изображена структурно-логическую схему использования чистой прибыли предприятия.
Как уже было
сказано, за счет прибыли предприятие
формирует и ряд целевых
Принципиальное значение в распределении чистой прибыли имеет достижение оптимального соотношения между фондом накопления и фондом потребления. Эти фонды условные, непосредственно на предприятии они не образуются, а их величину можно установить на основании расчетов использования прибыли на финансирование определенных затрат или мероприятий. При административной системе управления экономикой осуществлялось государственное регулирование соотношения фондов накопления и потребления.8
Рис. 1.3. Структурно-логическая схема использования чистой прибыли предприятия
В настоящее время использование чистой прибыли (направление и пропорции) определяются самостоятельно каждым субъектом хозяйствования. Согласно Закону "О налогообложении прибыли предприятий" государственное регулирование использования чистой прибыли осуществлялось достаточно активно и в основном чисто экономическими инструментами, в частности:
• уменьшением суммы налога на прибыль (до 20%) за использование прибыли на финансирование, реконструкцию и модернизацию активной части основных фондов;
• уменьшением налогооблагаемой прибыли (до 10%) при условии использования прибыли на увеличение собственных оборотных средств (распространялось только на государственные предприятия);
• уменьшением налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на покрытие расходов для содержания объектов социально-культурного назначения, на благотворительную деятельность.
Согласно Закону "О
налогообложении прибыли
Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия и группируются в соотношении с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятия. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценок финансового состояния предприятия.
При анализе производства, показатели рентабельности можно объединить в следующие группы9:
1) показатели рентабельности продукции;
2) показатели рентабельности капитала (активов);
3) показатели, рассчитанные
на основании потоков
Первая группа показателей формируется на основании расчетов уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отраженный в отчетности предприятия.
Данный показатель характеризует прибыльность (доходность) продукции базисного и отчетного периода.
Вторая группа показателей рентабельности формируется на основании расчетов уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.
Несовпадение уровней
рентабельности по этим показателям
характеризует степень
Данные показатели - практические. Они отвечают требованиям владельцев. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача от инвестируемых капиталов; владельцев и учредителей - доходность акций.
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факто рным зависимостям. Рассмотрим следующую зависимость:
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов (или производственных активов), рентабельностью реализаций и фондоотдачи (показателей оборота производственных фондов).
Экономическая связь состоит в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо ускорять оборот производственных активов.
Рассмотрим еще одну фактическую модель рентабельности:
Как видим рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношений собственного и занимаемого капитала. Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении занимаемых средств в составе совокупного капитала.
Третья группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается прибыль денежных средств.
Данные показатели дают представление о степени важности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров собственными денежными средствами в связи с использованием его производственного потенциала. Концепция рентабельности рассчитывается на основании притока денежной "наличности", широко используется в странах с развитой рыночной экономикой. Она больше приоритетна, потому что операции с денежными потоками является признаком интенсивного типа производства признаком "здоровья" экономики и финансового состояния предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятия. Эта работа проходит только на начальной стадии.
Разнообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. При анализе путей повышения рентабельности важно различать влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем используемых ресурсов и объем производства продукции, прибыли от реализации и рентабельности (доходности) продажа, находятся между собой в тесной функциональной связи.
Основные показатели рентабельности10:
• Рентабельность продукции;
• Рентабельность продаж;
• Рентабельность активов;
• Рентабельность текущих активов;
• Рентабельность собственного акционерного капитала.
1. Рентабельность
продукции (затраты) (Рпр) определяется
отношением прибыли от
(2)
Этот показатель характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу затрат в основной деятельности предприятия.
2. Рентабельность продаж (RОS – Return of Sales) определяется как отношение прибыли от реализации (Пр) к выручке от реализации без налогов, включаемых в цену продукции (В):