Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 19:02, курсовая работа
Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - получение прибыли.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБЪЁМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ........................4
1.1 Теоретические основы анализа объёма производства и реализации продукции.................................................................................................................4
1.2 Методические основы анализа объёма производства и реализации продукции.................................................................................................................6
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ....12
Анализ динамики производства и реализации продукции...........12
Анализ качества произведённой продукции..................................12
Анализ ритмичности работы предприятия.....................................13
2.4 Факторный анализ реализации продукции.........................................14
2.5 Анализ ассортимента выпускаемой продукции.................................16
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ....................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................23
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
АНАЛИЗА ОБЪЁМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОДУКЦИИ.....................
1.1 Теоретические основы анализа объёма
производства и реализации продукции.....................
1.2 Методические основы анализа объёма
производства и реализации продукции.....................
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ....12
2.4 Факторный анализ реализации продукции.....................
2.5 Анализ ассортимента
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ
ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - получение прибыли. Поэтому вопросы анализа производства и реализации продукции актуальны всегда и имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений.
Целью данной курсовой работы является получение практических навыков анализа объёма производства и реализация продукции. В первой главе будет дано теоретические и методические основы анализа объёма производства и реализации продукции. Во второй главе будет проведён анализ производства и реализация продукции на примере предприятия.
В третьей главе будут предложены направления поиска резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБЪЁМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Теоретические основы анализа объёма производства и реализации продукции
Основными задачами анализа являются:
- оценка уровня выполнения
- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных
резервов роста выпуска и
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Валовая продукция – это стоимость всей произведённой продукции и выполненных работ, включая незавершённое производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах. Часть продукции, произведённой предприятием и реализованной потребителям называется товарной. Она исчисляется в оптовых ценах с учётом доплат. Товарная продукция может быть сравнимой и несравнимой.1
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в неё не включают остатки незавершённого производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершённого производства. Объём реализации продукции определяется в действующих ценах. Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Для оценки произведённой и реализованной продукции по отдельным ассортиментным позициям наряду со стоимостными показателями используют и натуральные показатели объёмов.
Условно-натуральные показатели, так же как и стоимостные, применяются для обобщённой характеристики объёмов производства продукции.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, бухгалтерская и статистическая отчётность предприятия.
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
ГПн+ТП=РП+ГПк , отсюда
РП=ГПн+ТП-ГПк,
Где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и на конец периода.
ТП – стоимость выпуска товарной продукции;
РП – объём реализованной продукции за отчётный период.
Если выручка определяется после оплаты готовой продукции, то товарный баланс можно записать так:
производство внутрихозяйственный ритмичность качество
ГПн+ТП+ОТн=РП+ОТк+ГПк
РП=ГПн+ТП+ОТн-ОТк-ГПк, где
ОТн, ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и на конец периода, неоплаченные покупателями.
1.2 Методические основы анализа объёма производства и реализации продукции
Анализ динамики производства и реализации продукции
Одним из обобщающих показателей экономической эффективности производства является рост производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении. Развитие и расширение производства осуществляется за счет эффективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Продукция предприятия является прямым конечным результатом его основной деятельности. Производство продукции оценивается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, объем выпуска – товарной и готовой продукцией, объем реализации – отгруженной и реализованной товарной продукцией. При планировании, учете и оценке производства продукции наряду с натуральными показателями (ассортимент и номенклатура) используются и стоимостные показатели (валовая, товарная, реализованная продукция).
Одним из обобщающих показателей экономической эффективности производства является рост производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении. Развитие и расширение производства осуществляется за счет эффективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Продукция предприятия является прямым конечным результатом его основной деятельности.
Производство продукции оценивается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, объем выпуска – товарной и готовой продукцией, объем реализации – отгруженной и реализованной товарной продукцией.
При планировании, учете и оценке производства продукции наряду с натуральными показателями (ассортимент и номенклатура) используются и стоимостные показатели (валовая, товарная, реализованная продукция).
Таблица 1.1 – Показатели, используемые для анализа динамики производства и реализации продукции
№ |
Название |
Формула |
Обозначения |
Краткое описание |
1 |
Абсолютный прирост объёма производства |
∆Vтп=ТП1-ТП0 |
∆Vтп – изменение объёма товарной продукции ТП1- объём товарной продукции в отчётном периоде ТП0 – объём товарной продукции в базисном периоде |
Даёт оценку скорости изменения объёма продукции за рассматриваемый период |
2 |
Темп роста |
Тр=ТП1/ТП0 |
Характеризует динамику развития предприятия | |
3 |
Темп прироста |
ТПР=ТП1/ТП0-1 |
Позволяет измерить интенсивность и направление изменения выпуска продукции | |
4 |
Фондоотдача |
ФО=ТП/ФО |
ФО - Стоимость основных фондов |
Характеризует выпуск продукции на единицу стоимости основных фондов |
5 |
Индекс объёма реализации по выручке |
IРП=РП1/РП0 |
Характеризует изменение реализованной продукции за период | |
6 |
Фондоёмкость |
ФЕ=ФО/ТП |
Показывает сколько необходимо основных средств для того чтобы произвести 1руб продукции |
Анализ качества произведённой продукции
Качество – это совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, составляющих его качество, называется показателем качества товара. Достигнутый в организации уровень качества товара не является стабильным длительное время, так как требования потребителей, методы производства и политика конкурирующих организаций непрерывно изменяются. В процессе анализа показателей качества изучают их динамику, достигнутый уровень, причины изменения.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
г) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Показатели для анализа потерь от брака
Себестоимость забракованных товаров
Расходы по исправлению брака
Сумма удержаний с виновных лиц
Потери от брака
Анализ ритмичности работы предприятия
Важное значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции. Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца. Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Один из наиболее распространенных показателей – коэффициент ритмичности. Он определяется:
КР=ТПВП/ТППЛ
Так же для крупносерийного или массового производства разрабатывают графики равномерного производства товаров, а оценочным показателем является коэффициент равномерности:
КРАВН=1-∑Н/ТППЛ, где
Н – невыполнение за сутки в соответствии с графиком;
∑Н – Сумма невыполнения за все дни месяца;
ТППЛ- план за месяц.
Информация о работе Анализ производства и реализации продукции