Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - получение прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБЪЁМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ........................4
1.1 Теоретические основы анализа объёма производства и реализации продукции.................................................................................................................4
1.2 Методические основы анализа объёма производства и реализации продукции.................................................................................................................6
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ....12
Анализ динамики производства и реализации продукции...........12
Анализ качества произведённой продукции..................................12
Анализ ритмичности работы предприятия.....................................13
2.4 Факторный анализ реализации продукции.........................................14
2.5 Анализ ассортимента выпускаемой продукции.................................16
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ....................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................23

Вложенные файлы: 1 файл

анализ производства и реализации продукции.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБЪЁМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ........................4

1.1 Теоретические основы анализа объёма производства и реализации продукции.................................................................................................................4

1.2 Методические основы анализа объёма производства и реализации продукции.................................................................................................................6

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ....12

    1. Анализ динамики производства и реализации продукции...........12
    2. Анализ качества произведённой продукции..................................12
    3. Анализ ритмичности работы предприятия.....................................13

2.4 Факторный анализ реализации продукции.........................................14

2.5 Анализ ассортимента выпускаемой продукции.................................16

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ....................................................19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................23

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Объем производства и реализации продукции являются важнейшими показателями деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Выпуск готовой продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринимательской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности - получение прибыли. Поэтому вопросы анализа производства и реализации продукции актуальны всегда и имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Целью данной курсовой работы является получение практических навыков анализа объёма производства и реализация продукции. В первой главе будет дано теоретические и методические основы анализа объёма производства и реализации продукции. Во второй главе будет проведён анализ производства и реализация продукции на примере предприятия.

В третьей главе будут предложены направления поиска резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБЪЁМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

 

1.1 Теоретические основы анализа объёма производства и реализации продукции

 

Основными задачами анализа являются:

- оценка уровня выполнения плана, динамики производства и реализации  продукции;

- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

- выявление внутрихозяйственных  резервов роста выпуска и реализации  продукции;

- разработка мероприятий по  освоению выявленных резервов.

Валовая продукция – это стоимость всей произведённой продукции и выполненных работ, включая незавершённое производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах. Часть продукции, произведённой предприятием и реализованной потребителям называется товарной. Она исчисляется в оптовых ценах с учётом доплат. Товарная продукция может быть сравнимой и несравнимой.1

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в неё не включают остатки незавершённого производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершённого производства. Объём реализации продукции определяется в действующих ценах. Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Для оценки произведённой и реализованной продукции по отдельным ассортиментным позициям наряду со стоимостными показателями используют и натуральные показатели объёмов.

Условно-натуральные показатели, так же как и стоимостные, применяются для обобщённой характеристики объёмов производства продукции.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, бухгалтерская и статистическая отчётность предприятия.

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

 

ГПн+ТП=РП+ГПк , отсюда

РП=ГПн+ТП-ГПк,

 

Где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и на конец периода.

ТП – стоимость выпуска товарной продукции;

РП – объём реализованной продукции за отчётный период.

Если выручка определяется после оплаты готовой продукции, то товарный баланс можно записать так:

производство внутрихозяйственный ритмичность качество

ГПн+ТП+ОТн=РП+ОТк+ГПк

РП=ГПн+ТП+ОТн-ОТк-ГПк, где

 

ОТн, ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и на конец периода, неоплаченные покупателями.

 

 

1.2 Методические основы анализа объёма производства и реализации продукции

 

Анализ динамики производства и реализации продукции

Одним из обобщающих показателей экономической эффективности производства является рост производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении. Развитие и расширение производства осуществляется за счет эффективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Продукция предприятия является прямым конечным результатом его основной деятельности. Производство продукции оценивается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, объем выпуска – товарной и готовой продукцией, объем реализации – отгруженной и реализованной товарной продукцией. При планировании, учете и оценке производства продукции наряду с натуральными показателями (ассортимент и номенклатура) используются и стоимостные показатели (валовая, товарная, реализованная продукция).

Одним из обобщающих показателей экономической эффективности производства является рост производства продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении. Развитие и расширение производства осуществляется за счет эффективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Продукция предприятия является прямым конечным результатом его основной деятельности.

Производство продукции оценивается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, объем выпуска – товарной и готовой продукцией, объем реализации – отгруженной и реализованной товарной продукцией.

При планировании, учете и оценке производства продукции наряду с натуральными показателями (ассортимент и номенклатура) используются и стоимостные показатели (валовая, товарная, реализованная продукция).

 

Таблица 1.1 – Показатели, используемые для анализа динамики производства и реализации продукции

Название

Формула

Обозначения

Краткое описание

1

Абсолютный прирост объёма производства

∆Vтп=ТП1-ТП0

∆Vтп – изменение объёма товарной продукции

ТП1- объём товарной продукции в отчётном периоде

ТП0 – объём товарной продукции в базисном периоде

Даёт оценку скорости изменения объёма продукции за рассматриваемый период

2

Темп роста

Тр=ТП1/ТП0

 

Характеризует динамику развития предприятия

3

Темп прироста

ТПР=ТП1/ТП0-1

 

Позволяет измерить интенсивность и направление изменения выпуска продукции

4

Фондоотдача

ФО=ТП/ФО

ФО - Стоимость основных фондов

Характеризует выпуск продукции на единицу стоимости основных фондов

5

Индекс объёма реализации по выручке

IРП=РП1/РП0

 

Характеризует изменение реализованной продукции за период

6

Фондоёмкость

ФЕ=ФО/ТП

 

Показывает сколько необходимо основных средств для того чтобы произвести 1руб продукции


 

Анализ качества произведённой продукции

Качество – это совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, составляющих его качество, называется показателем качества товара. Достигнутый в организации уровень качества товара не является стабильным длительное время, так как требования потребителей, методы производства и политика конкурирующих организаций непрерывно изменяются. В процессе анализа показателей качества изучают их динамику, достигнутый уровень, причины изменения.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

г) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Показатели для анализа потерь от брака

Себестоимость забракованных товаров

Расходы по исправлению брака

Сумма удержаний с виновных лиц

Потери от брака

Анализ ритмичности работы предприятия

Важное значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции. Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца. Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Один из наиболее распространенных показателей – коэффициент ритмичности. Он определяется:

 

КР=ТПВП/ТППЛ

 

Так же для крупносерийного или массового производства разрабатывают графики равномерного производства товаров, а оценочным показателем является коэффициент равномерности:

 

КРАВН=1-∑Н/ТППЛ, где

 

Н – невыполнение за сутки в соответствии с графиком;

∑Н – Сумма невыполнения за все дни месяца;

ТППЛ- план за месяц.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции