Анализ социально-экономического развития г. Катав-Ивановск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является проведение социально- экономического анализа города Катав-Ивановск, выявления проблем данного муниципального образования, а также вариантов их решения.

Исследование будет осуществляться путём последовательного решения следующих задач:
• определить понятие «муниципальное образование»;
• изучить методики анализа социально-экономического положения
муниципального образования;
• провести анализ социально-экономического положения города Катав-
Ивановск;
выявить сильные и слабые стороны развития города (на примере SWOT-анализа);
• выявить основные проблемы социально-экономического развития города Катав-Ивановск и привести пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…..3
1. ПОНЯТИЕ И МЕТОДИКИ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………..…6
1.1. Определение понятия «Муниципальное образование»…………………....6
1.2. Описание основных методик анализа социально-экономического положения муниципального образования……………………………………….9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………19
2.1. Общие сведения о муниципальном образовании………………………….19
2.2. Социальное развитие муниципального образования……………………...20
2.3. Экономика города Катав-Ивановск………………………………………...30
3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ГОРОДА КАТАВ-ИВАНОВСК И ВЫЯВЛЕНИЕ ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ………………………………………………………....38
3.1. Оценка положения муниципального образования………………………..38
3.2. Ранжирование проблем муниципального образования и нахождение путей их преодоления……………………………………………………………..........40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….………….43

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA.docx

— 117.93 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский  государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Факультет управления

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Анализ социально-экономического РАЗВИТИЯ                        Г. КАТАВ-ИВАНОВСК

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Иванюк А.О.

Группа: УГЗ - 401

Руководитель: Лушникова Т.Ю.

 

 

 

Челябинск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…..3

1. ПОНЯТИЕ И МЕТОДИКИ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………..…6

1.1. Определение понятия «Муниципальное образование»…………………....6

1.2. Описание основных методик анализа социально-экономического положения муниципального образования……………………………………….9

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………19

2.1. Общие сведения о муниципальном образовании………………………….19

2.2. Социальное развитие муниципального образования……………………...20

2.3. Экономика города Катав-Ивановск………………………………………...30

3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ГОРОДА  КАТАВ-ИВАНОВСК И ВЫЯВЛЕНИЕ ПУТЕЙ  ИХ РЕШЕНИЯ………………………………………………………....38

3.1. Оценка положения муниципального  образования………………………..38

3.2. Ранжирование проблем  муниципального образования и  нахождение путей их преодоления……………………………………………………………..........40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….………….43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождался повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Однако, дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране были невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.

         Более полный учет территориальных факторов хозяйствования чрезвычайно важен для нашей страны, обладающей громадной территорией, для которой характерны глубокие региональные и местные различия. Они проявляются в природно-климатических и национально-исторических особенностях, в достигнутом уровне социально-экономического развития, в профильности и специализации территории и т.п. Поэтому особое значение в настоящее время имеет создание социально-экономической базы устойчивого функционирования и динамического развития территорий. Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные образования ответственны за "комплексное социально-экономическое развитие"1, которое определено как один из главных вопросов местного значения. Для эффективного решения этой задачи муниципальные образования должны быть в состоянии объективно оценивать ситуацию в местной экономике и социальной сфере, учитывать наличные ресурсы, выявлять сильные и слабые стороны своей территории и в итоге принимать обоснованные

управленческие решения. Реализация этой схемы невозможна без достоверной  и систематизированной информации.

         Для эффективного развития города крайне важно иметь видение желаемого состояния и предпочтительного пути развития. В период коренной ломки социальных и экономических ориентиров требуется переоценка и таких базовых факторов, каким является "человеческий капитал". Необходим поиск глубинных причин текущих проблем развития и путей их устранения. Завершение периода базовых институциональных преобразований в российском обществе, возникновение основных институтов рынка, предпосылки стабилизации в экономике создают принципиально новый контекст развития города. Появляется возможность более надежного прогнозирования, более долгосрочного планирования деятельности.

         Целью данной курсовой работы является проведение социально- экономического анализа города Катав-Ивановск, выявления проблем данного муниципального образования, а также вариантов их решения.

         Объектом исследования выступает город Челябинской области - город Катав-Ивановск.

         Предметом исследования является социально - экономическое положение города Катав-Ивановск.

         Исследование будет осуществляться путём последовательного решения следующих задач:

  • определить понятие «муниципальное образование»;
  • изучить методики анализа социально-экономического положения

муниципального образования;

  • провести анализ социально-экономического положения города Катав-

Ивановск;

выявить сильные и слабые стороны  развития города (на примере SWOT-анализа);

     • выявить основные проблемы социально-экономического развития города Катав-Ивановск и привести пути их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И МЕТОДИКИ АНАЛИЗА  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

1.1. Определение понятия «Муниципальное  образование»

 

          В целях  повышения эффективности территориального  управления, его конкретизации в  решении тесно связанных производственных  и социальных задач крупные  территории делятся на более  мелкие - муниципальные образования.

         В настоящее время основным определением муниципального образования считается определение, приводимое в законе, касающемся местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года. Согласно этому закону, муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения2.

         До принятия  ФЗ №131, организация местного  самоуправления осуществлялась, основываясь  на Федеральный Закон №154 «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» от 28 августа 1995 года. Определение «муниципальное образование», приводимое в ФЗ №154 несколько  отличается от определения, приводимого  в ФЗ №131: муниципальное образование  - городское, сельское поселение,  несколько поселений, объединенных  общей территорией, часть поселения,  иная населенная территория, предусмотренная  настоящим Федеральным законом,  в пределах, которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления3.

         В приведенных  определениях можно выделить  две составные части. Во-первых, установление исчерпывающего перечня  квалифицирующих признаков муниципального  образования:

  1. Населенность соответствующей территории;
  2. Осуществление населением этой территории местного самоуправления в формах, предусматривающих в обязательном порядке наличие муниципальной собственности, местного бюджета, выборных органов местного самоуправления.

Во-вторых, изложение открытого  перечня видов территориальных  объектов, допустимых к конституированию в качестве муниципальных образований:

    1. Городское поселение;
    2. Сельское поселение;
    3. Муниципальный район;
    4. Часть поселения4.

         Таким образом,  понятие «муниципальное образование»  соединяет в себе и понятие  территории, в которой осуществляется  местное самоуправление, и понятие  населения, осуществляющего местное  самоуправление на этой территории.

Гражданский кодекс не содержит определения  муниципального образования, однако рассмотрение отдельных его статей позволяет  определить признаки, характеризующие  муниципальные образования:

      1. территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;
      2. населения и выборных органов, осуществляющих от его имени местное самоуправление на данной территории;

3) муниципальной собственности и местного бюджета, являющихся материальным обеспечением деятельности органов местного самоуправления5.

Сопоставляя Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон  № 131-ФЭ, можно сделать заключение, что под муниципальным образованием понимается некая территория, в пределах которой проживающее на ней население  осуществляет функции местного самоуправления, и часть городской территории (район в городе), приобретшая  статус «муниципальное образование», позволяющий, в частности, участвовать  в гражданских правоотношениях  и осуществлять местное самоуправление. Такая трактовка ведет к тому, что основное внимание сосредоточивается  на раскрытии прав об имуществе иной основы муниципальных образований  и в стороне остается их социально- экономическая сущность6.

Позитивными моментами данной трактовки  являются:

  1. отражение двойственной природы муниципального образования как хозяйствующего субъекта и субъекта власти;
  2. указание на функциональное назначение муниципального образования.

Все отмеченное позволяет дать следующее  определение: муниципальное

образование - это территориально-административная единица, управляемая органами местного самоуправления и самостоятельно удовлетворяющая  большую часть жизненно важных потребностей населения в труде и социальных благах через использование наличных ресурсов.

         Среди элементов, составляющих структуру системы «муниципального образования», мы особо выделяем роль экономической и социальной сфер как

сложным самостоятельным системам, выполняющим ведущую роль в жизнедеятельности  населения7.

 

1.2. Описание основных методик анализа  социально-экономического положения  муниципального образования

 

Существуют различные методики, позволяющие более детально оценить  положение муниципального образования. К ним относятся:

  1. Методика оценки жизнеспособности муниципального образования;
  2. Комплексная методика анализа социально-экономического положения МО;
  3. Методика Ореховского П.А.

Рассмотрим методику оценки жизнеспособности муниципального образования8.

         Предлагаемые авторами два основных индикатора "жизнеспособности" муниципального образования теоретически бесспорны. Большой интерес вызывает осуществленное ими эмпирическое исследование траекторий развития городов Челябинской области.

         Критерии и показатели должны обеспечивать оценку состояния и тенденций развития экономики, а также уровня жизни населения. Важным является и то, что - существует ли взаимосвязь между уровнем жизни населения и результатами его производственно-хозяйственной деятельности? В этой связи результаты производственно-хозяйственной деятельности целесообразно оценивать с позиций социальной и экономической эффективности.

         Социальная эффективность муниципального образования может быть определена через отношение среднедушевого дохода жителя муниципального образования к прожиточному минимуму: Ксэ=СДД/ПМ, где:

СДД - среднедушевой доход жителя муниципального образования;

ПМ - прожиточный минимум в среднем  на душу населения.

Поскольку показатель социальной эффективности  является обобщающим и характеризует  уровень жизни населения, в среднедушевые  доходы помимо денежных доходов необходимо включить объем социальных услуг, оказываемых  населению за счет средств местного бюджета: СДД = (ФЗП + Vсу + Vст + Дип) / Nж, где:

ФЗП - фонд заработной платы наемного персонала всех предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;

Vсу - объем социальных услуг населению, оказываемых за счет средств местного бюджета за вычетом фонда заработной платы работников бюджетной сферы;

Vст - объем социальных трансфертов (пенсии, пособия, субсидии), выплачиваемых жителям из федерального, регионального, местного бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

Дип - доходы жителей от самозанятости  и собственности, включая доходы

индивидуальных предпринимателей;

NЖ- количество жителей, проживающих на территории.

Экономическую эффективность муниципального образования целесообразно определять через отношение добавленной  стоимости, созданной всеми предприятиями, учреждениями и организациями, осуществляющими  производственно-хозяйственную деятельность на данной территории, к затратам на создание этой добавленной стоимости: Кээ = ДС/З,где:

З - затраты на создание добавленной стоимости (промежуточное потребление).

ДС - добавленная стоимость: ДС = Vту - З,

где: Vту - объем реализованной продукции, товаров и услуг.

 

Уровни жизнеспособности муниципального образования

Муниципальное образование

Население

Экономика

Уровни  
жизне-способности

Признаки

Уровень  
жизни  
населения

Признаки

Состояние  
экономики

Признаки

Нормальная жизнеспособность

Ксэ>3

Кээ>0

Определены цели социально-экономического развития, эффективное удовлетворение социальных потребностей населения, эффективная  структура экономики

Состоятельный

СДД>3 ПМ

Уровень доходов позволяет приобретать  товары текущего и длительного пользования, накапливать средства, а  при более  высоких доходах – вести самостоятельную  экономическую деятельность

Растущая

Кээ>0

Доход от реализации продукции, созданной  в муниципальном образовании  превышает материальные затраты  на производство продукции. Темп роста  дохода превышает темп роста материальных затрат

Пониженная жизнеспособность

2<Ксэ<3

Кээ≥0

Определены цели социально-экономического развития, эффективное удовлетворение социальных потребностей населения,  недостаточно эффективная структура  экономики

Обеспеченный

2 ПМ<СДД<        3 ПМ

Уровень доходов позволяет удовлетворять  не только текущие потребности в  товарах повседневного спроса, но и накапливать средства для покупки  более дорогих товаров и услуг

Статичная

0≤Кээ

0≥Кээ

Доход от реализации продукции, созданной  на данной территории, равен (незначительно  отличается) материальным затратам на производство продукции, при этом темпы  роста дохода и материальных затрат примерно равны

Подавленная жизнеспособность

1<Ксэ<2

Кээ≤0

Не определены цели социально-экономического развития, недостаточно эффективное  удовлетворение социальных потребностей населения, неэффективная структура  экономики

Малообеспеченный

1 ПМ<СДД<       2 ПМ

Уровень доходов позволяет удовлетворять  текущие потребности в питании  и в некоторых непродовольственных  товарах, но практически недоступны товары длительного пользования

Нежизне-способность

0<Ксэ<1

Кээ<0

Не определены цели социально-экономического развития, неэффективное удовлетворение социальных потребностей населения, неэффективная  структура экономики

Бедный

СДД ≤1 ПМ

Наличие минимальных средств только для поддержания жизни и отсутствие средств для улучшения своего существования

Стагнирующая

Кээ<0

Доход от реализации продукции, меньше материальных затрат. При этом наблюдается  рост МЗ при неизменном объеме реализации или его снижении, или темп снижения материальных затрат меньше темпа снижения объема реализации

Информация о работе Анализ социально-экономического развития г. Катав-Ивановск