Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение социально- экономического анализа города Катав-Ивановск, выявления проблем данного муниципального образования, а также вариантов их решения.
Исследование будет осуществляться путём последовательного решения следующих задач:
• определить понятие «муниципальное образование»;
• изучить методики анализа социально-экономического положения
муниципального образования;
• провести анализ социально-экономического положения города Катав-
Ивановск;
выявить сильные и слабые стороны развития города (на примере SWOT-анализа);
• выявить основные проблемы социально-экономического развития города Катав-Ивановск и привести пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…..3
1. ПОНЯТИЕ И МЕТОДИКИ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………..…6
1.1. Определение понятия «Муниципальное образование»…………………....6
1.2. Описание основных методик анализа социально-экономического положения муниципального образования……………………………………….9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………19
2.1. Общие сведения о муниципальном образовании………………………….19
2.2. Социальное развитие муниципального образования……………………...20
2.3. Экономика города Катав-Ивановск………………………………………...30
3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ГОРОДА КАТАВ-ИВАНОВСК И ВЫЯВЛЕНИЕ ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ………………………………………………………....38
3.1. Оценка положения муниципального образования………………………..38
3.2. Ранжирование проблем муниципального образования и нахождение путей их преодоления……………………………………………………………..........40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….………….43
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
Факультет управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
Анализ социально-
Выполнила: Иванюк А.О.
Группа: УГЗ - 401
Руководитель: Лушникова Т.Ю.
Челябинск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ И МЕТОДИКИ АНАЛИЗА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………
1.1. Определение понятия «Муниципальное образование»…………………....6
1.2. Описание основных методик анализа социально-экономического положения муниципального образования……………………………………….9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………19
2.1. Общие сведения о муниципальном образовании………………………….19
2.2. Социальное развитие муниципального образования……………………...20
2.3. Экономика города Катав-Ивановск……………………………………….
3. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ГОРОДА
КАТАВ-ИВАНОВСК И ВЫЯВЛЕНИЕ
3.1. Оценка положения
3.2. Ранжирование проблем
муниципального образования и
нахождение путей их
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….………….43
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождался повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов. Однако, дальнейшее продвижение реформ и окончательный переход на базовую рыночную модель в стране были невозможны без активного вовлечения в этот процесс местных факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и самофинансирования.
Более полный учет территориальных факторов хозяйствования чрезвычайно важен для нашей страны, обладающей громадной территорией, для которой характерны глубокие региональные и местные различия. Они проявляются в природно-климатических и национально-исторических особенностях, в достигнутом уровне социально-экономического развития, в профильности и специализации территории и т.п. Поэтому особое значение в настоящее время имеет создание социально-экономической базы устойчивого функционирования и динамического развития территорий. Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные образования ответственны за "комплексное социально-экономическое развитие"1, которое определено как один из главных вопросов местного значения. Для эффективного решения этой задачи муниципальные образования должны быть в состоянии объективно оценивать ситуацию в местной экономике и социальной сфере, учитывать наличные ресурсы, выявлять сильные и слабые стороны своей территории и в итоге принимать обоснованные
управленческие решения. Реализация
этой схемы невозможна без достоверной
и систематизированной
Для эффективного развития города крайне важно иметь видение желаемого состояния и предпочтительного пути развития. В период коренной ломки социальных и экономических ориентиров требуется переоценка и таких базовых факторов, каким является "человеческий капитал". Необходим поиск глубинных причин текущих проблем развития и путей их устранения. Завершение периода базовых институциональных преобразований в российском обществе, возникновение основных институтов рынка, предпосылки стабилизации в экономике создают принципиально новый контекст развития города. Появляется возможность более надежного прогнозирования, более долгосрочного планирования деятельности.
Целью данной курсовой работы является проведение социально- экономического анализа города Катав-Ивановск, выявления проблем данного муниципального образования, а также вариантов их решения.
Объектом исследования выступает город Челябинской области - город Катав-Ивановск.
Предметом исследования является социально - экономическое положение города Катав-Ивановск.
Исследование будет осуществляться путём последовательного решения следующих задач:
муниципального образования;
Ивановск;
выявить сильные и слабые стороны развития города (на примере SWOT-анализа);
• выявить основные проблемы социально-экономического развития города Катав-Ивановск и привести пути их решения.
1. ПОНЯТИЕ И МЕТОДИКИ АНАЛИЗА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
1.1.
Определение понятия «
В целях
повышения эффективности
В настоящее время основным определением муниципального образования считается определение, приводимое в законе, касающемся местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года. Согласно этому закону, муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения2.
До принятия
ФЗ №131, организация местного
самоуправления осуществлялась, основываясь
на Федеральный Закон №154 «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в
В приведенных
определениях можно выделить
две составные части. Во-
Во-вторых, изложение открытого перечня видов территориальных объектов, допустимых к конституированию в качестве муниципальных образований:
Таким образом,
понятие «муниципальное
Гражданский кодекс не содержит определения муниципального образования, однако рассмотрение отдельных его статей позволяет определить признаки, характеризующие муниципальные образования:
3) муниципальной собственности и местного бюджета, являющихся материальным обеспечением деятельности органов местного самоуправления5.
Сопоставляя Конституцию Российской
Федерации, Гражданский кодекс Российской
Федерации и Федеральный закон
№ 131-ФЭ, можно сделать заключение,
что под муниципальным
Позитивными моментами данной трактовки являются:
Все отмеченное позволяет дать следующее определение: муниципальное
образование - это территориально-
Среди элементов, составляющих структуру системы «муниципального образования», мы особо выделяем роль экономической и социальной сфер как
сложным самостоятельным системам, выполняющим ведущую роль в жизнедеятельности населения7.
1.2.
Описание основных методик
Существуют различные методики, позволяющие более детально оценить положение муниципального образования. К ним относятся:
Рассмотрим методику оценки жизнеспособности муниципального образования8.
Предлагаемые авторами два основных индикатора "жизнеспособности" муниципального образования теоретически бесспорны. Большой интерес вызывает осуществленное ими эмпирическое исследование траекторий развития городов Челябинской области.
Критерии и показатели должны обеспечивать оценку состояния и тенденций развития экономики, а также уровня жизни населения. Важным является и то, что - существует ли взаимосвязь между уровнем жизни населения и результатами его производственно-хозяйственной деятельности? В этой связи результаты производственно-хозяйственной деятельности целесообразно оценивать с позиций социальной и экономической эффективности.
Социальная эффективность муниципального образования может быть определена через отношение среднедушевого дохода жителя муниципального образования к прожиточному минимуму: Ксэ=СДД/ПМ, где:
СДД - среднедушевой доход жителя муниципального образования;
ПМ - прожиточный минимум в среднем на душу населения.
Поскольку показатель социальной эффективности является обобщающим и характеризует уровень жизни населения, в среднедушевые доходы помимо денежных доходов необходимо включить объем социальных услуг, оказываемых населению за счет средств местного бюджета: СДД = (ФЗП + Vсу + Vст + Дип) / Nж, где:
ФЗП - фонд заработной платы наемного персонала всех предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;
Vсу - объем социальных услуг населению, оказываемых за счет средств местного бюджета за вычетом фонда заработной платы работников бюджетной сферы;
Vст - объем социальных трансфертов (пенсии, пособия, субсидии), выплачиваемых жителям из федерального, регионального, местного бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
Дип - доходы жителей от самозанятости и собственности, включая доходы
индивидуальных
NЖ- количество жителей, проживающих на территории.
Экономическую эффективность муниципального
образования целесообразно
З - затраты на создание добавленной стоимости (промежуточное потребление).
ДС - добавленная стоимость: ДС = Vту - З,
где: Vту - объем реализованной продукции, товаров и услуг.
Уровни жизнеспособности муниципального образования
Муниципальное образование |
Население |
Экономика | |||
Уровни |
Признаки |
Уровень |
Признаки |
Состояние |
Признаки |
Нормальная жизнеспособность Ксэ>3 Кээ>0 |
Определены цели социально-экономического развития, эффективное удовлетворение социальных потребностей населения, эффективная структура экономики |
Состоятельный СДД>3 ПМ |
Уровень доходов позволяет приобретать
товары текущего и длительного пользования,
накапливать средства, а при более
высоких доходах – вести |
Растущая Кээ>0 |
Доход от реализации продукции, созданной в муниципальном образовании превышает материальные затраты на производство продукции. Темп роста дохода превышает темп роста материальных затрат |
Пониженная жизнеспособность 2<Ксэ<3 Кээ≥0 |
Определены цели социально-экономического развития, эффективное удовлетворение социальных потребностей населения, недостаточно эффективная структура экономики |
Обеспеченный 2 ПМ<СДД< 3 ПМ |
Уровень доходов позволяет |
Статичная 0≤Кээ 0≥Кээ |
Доход от реализации продукции, созданной на данной территории, равен (незначительно отличается) материальным затратам на производство продукции, при этом темпы роста дохода и материальных затрат примерно равны |
Подавленная жизнеспособность 1<Ксэ<2 Кээ≤0 |
Не определены цели социально-экономического развития, недостаточно эффективное удовлетворение социальных потребностей населения, неэффективная структура экономики |
Малообеспеченный 1 ПМ<СДД< 2 ПМ |
Уровень доходов позволяет | ||
Нежизне-способность 0<Ксэ<1 Кээ<0 |
Не определены цели социально-экономического развития, неэффективное удовлетворение социальных потребностей населения, неэффективная структура экономики |
Бедный СДД ≤1 ПМ |
Наличие минимальных средств только
для поддержания жизни и |
Стагнирующая Кээ<0 |
Доход от реализации продукции, меньше материальных затрат. При этом наблюдается рост МЗ при неизменном объеме реализации или его снижении, или темп снижения материальных затрат меньше темпа снижения объема реализации |
Информация о работе Анализ социально-экономического развития г. Катав-Ивановск