Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

1)хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда;
2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая экономика СЗС-13 зо.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

Экономика

1) хозяйство, совокупность  средств, объектов, процессов, используемых  людьми для обеспечения жизни,  удовлетворения потребностей путем  создания необходимых человеку  благ, условий и средств существования  с применением  труда;

2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Мировой экономике можно дать широкое и узкое определение. По широкому определению, мировая экономика – это сумма всех национальных экономик мира. По узкому определению – это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром.

Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства. На этой основе между странами возникают международные экономические отношения, т.е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами.

Макроэкономика — раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения М. являются сводные, обобщающие показатели по всему хозяйству, такие, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Одновременно Макоэкономика изучает средние по стране экономические показатели, такие, как средние доходы, средняя заработная плата, уровень инфляции, безработица, занятость, производительность труда. Предметом Макроэкономики также являются обобщающие показатели роста, темпы увеличения или уменьшения величин, характеризующих экономику страны, и происходящие в ней экономические процессы, структурные пропорции.

Микроэкономика — раздел экономической науки, связанный с изучением относительно мелкомасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, в основном предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственной деятельности, экономических отношений между ними. В центре внимания Микроэкономики находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. Микроэкономика изучает также рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления. В то же время объектом изучения Микроэкономики служат отношения между производителями, предпринимателями и государством.

Малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Экономические методы воздействия государства  на предпринимательскую деятельность.

Экономические рычаги, используемые государством для регулирования  экономики, довольно разнообразны, но основные из них: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.

Для создания нормальных условий предпринимательской деятельности, стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую экономическую политику, которая складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, амортизационной, кредитно-денежной и других видов политики, при реализации которых оно в комплексе использует как экономические, так и административные методы.

Фискальная (бюджетная) политика государства. Это регулирование  государственным бюджетом и налогообложением с целью стабилизации и оживления  экономики. Механизм воздействия государства на предпринимательскую деятельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем плане заключается в следующем.

Во время спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. На подъем экономики государство может воздействовать, сокращая свои доходы, т.е. уменьшая налоги с населения и предприятий. У населения повышается спрос на потребительские товары, а у предприятий появляется больше возможностей для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики. Государственная система налогообложения самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Ведь налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и простого воспроизводства. Оно должно предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики; для стимулирования малого бизнеса; для предприятий, значительную часть своих доходов направляющих на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.

Снижение государственных расходов в определенных случаях приводит к снижению дефицита государственного бюджета, а следовательно, замедлению инфляционных процессов.

Однако макрорегулирование не ограничивается только непосредственными  действиями государства в лице его  органов управления, поскольку государство может запаздывать в своих действиях.

В рыночной экономике  существуют определенные механизмы  самоорганизации и саморегулирования, которые вступают в действие немедленно, как только обнаруживаются негативные процессы в экономике. В экономической литературе их называют встроенными стабилизаторами. Они позволяют автоматически осуществлять изменения налоговых поступлений, выплаты социальных пособий и др. Таким стабилизатором может быть прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от доходов. С повышением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, утверждаемые правительством заранее.

Фискальная (бюджетная) политика государства направлена, в первую очередь, на сглаживание экономических  колебаний. Осуществляя только эту политику, государство не может выполнять свои функции без соответствующей кредитно-денежной политики, особенно в условиях глубокого экономического кризиса.

Влияние государственной экономической политики на развитие малого бизнеса.

Мировой опыт показывает, что кардинальное расширение масштабов  деятельности малых предприятий  и увеличение их вклада в экономическую  и социальную стабилизацию требуют  создания системы адресной государственной  поддержки малого предпринимательства  на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Задача государства  состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и  не в том, чтобы поддерживать их любой  ценой (что в условиях глубокого  финансового кризиса неосуществимо), а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, вырабатывания "иммунитета", способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад  в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В России существуют различные  организационные формы государственной  поддержки и защиты интересов  предприятий этой сферы. Созданы  ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и др. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Одну из важнейших  проблем малого бизнеса в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями.

В портфелях большинства  российских банков займы малому предпринимательству составляют весьма скромную долю.

Российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты  под более высокие проценты, чем  по крупным кредитам большим предприятиям. Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса — большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, а низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата кредитов.

Предприятия малого бизнеса  нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке персонала, в льготном банковском кредите и в другой помощи.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства  через прямые и гарантированные  займы. Прямые займы выдаются небольшим  фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.

Имеются и другие формы  государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение государственным  заказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

Сейчас малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих  значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к таким проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

 

В целях развития малого бизнеса и обеспечения его  государственной поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства -- одно из важнейших направлений экономической реформы. окна и двери своими руками Этим документом определены также приоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.

Помимо федеральных  и региональных многие негосударственные  организации ведут работу по поддержке  малого бизнеса. К ним относятся  различные фонды и агентства, банки, кредитные и страховые  компании, общественные организации, образовательные структуры. Однако существенной помощи от них предприятия малого бизнеса не получают или получают весьма незначительную.

По-прежнему остается актуальной финансовая поддержка малого бизнеса. К сожалению, идет снижение инвестиций предприятий малого бизнеса в основной капитал. Сегодня актуальны увеличение инвестиций в промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, инновационный бизнес. В новой программе предусмотрено достаточно ресурсов, чтобы привлечь малый бизнес в эти сферы.

Вывод: В нашей стране малому бизнесу уделяется пристальное внимание, и активно реализуется государственная поддержка, однако же во многих сферах малый бизнес упорно не хочет развиваться, ибо он не выдерживает конкуренции с более развитыми крупными предприятиями. Таким образом, организаторы новых предприятий проходят тест на талантливость, а новые предприятия вынуждены сводить концы с концами в жестоком естественном отборе на фоне борьбы за выживание. Вперёд к прибыли! Пусть победит сильнейший!! Да пребудет с вами сила!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ и необходимость развития малого бизнеса.

Предпринимательство в  масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. Ограниченность масштабов малого предприятия вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых - производителя продукции и услуг, в-третьих - катализатора научно-технического прогресса, в четвертых - налогоплательщика, в пятых - агента рыночных отношений.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия