Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:52, курсовая работа
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, получать инвестиции и кредитные ресурсы, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.
Введение 3
1 Сущность и функции бизнес-плана
1.1. Понятие бизнес-плана
1.2. Цели, задачи, функции, область применения бизнес-планирования 5
5
7
2 Структура бизнес-плана
3 Стадии разработки бизнес-плана
4 Схема финансирования бизнес-проектов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Помимо этого информацию о конкурентах можно получить из публикаций в экономической периодике, рекламных сообщений, проспектов, каталогов, в ходе переговоров и торгов, посещая презентации, совещания и конференции.
В процессе изучения конкурентов, рекомендуется на каждого конкурента завести специальную папку, в которой систематизировать и обобщать всю информацию о конкурентах. Полученные сведения периодически следует тщательно анализировать.
Обработанная информация позволяет сформировать у предпринимателя четкие представления о конкурентах и их стратегии.
Таким образом, прежде чем принять решение о производстве товара или оказании какой - либо услуги, предпринимателям необходимо тщательно изучить конкурентов, с целью оценки их конкурентных преимуществ, на базе оценки которых, фирма сформирует свои. Причем фирма может выделяться не только качеством производимой продукции, но также рынками, на которых фирма будет оказывать свои услуги или предлагать свой товар; уникальной упаковкой, которая позволит выделить товар фирмы среди аналогичных; дизайном помещений; доставкой продукции и т.п. [20].
2.6 Разработка маркетингового плана
Назначение: сформировать стратегии маркетинговой политики, а также разработать комплекс маркетинга ориентированный на эту стратегию.
В этом разделе формулируются стратегия, цели и задачи маркетинга, обосновывается выбор целевых сегментов рынка, разрабатывается прогноз продаж, стратегия рекламы и продвижения товара на рынке, определяется порядок осуществления продаж и каналы сбыта.
Маркетинговая стратегия тесно связана с поставленными целями предприятия и выбранной стратегией. По сути, стратегия предприятия - это стратегия маркетинга. И в ряде случаев, прежде чем остановиться на выборе той или иной стратегии, в первую очередь необходимо оценить имеющиеся ресурсы, поскольку каждая стратегия требует разных затрат.
Можно выделить четыре вида стратегии, одну из которых предприниматели могут избрать, в зависимости от того, каков их товар, новый или уже известный потребителю, и от того на каком рынке они будут предлагать свой товар, на новом или уже существующем.
Стратегия глубокого проникновения на рынок. Данную стратегию советуют избрать тем фирмам, которые функционируют на существующем рынке со старым товаром. Чаще всего рынок уже насыщен различными товарами. Расширение сбыта для фирмы в этом случае возможно за счет снижения цен, активизации рекламы и стимулирования сбыта [12, с.134].
Стратегия разработки. Данную стратегию советуют избрать тем фирмам, которые выступают на существующем достаточно насыщенном рынке с новым или модифицированным товаром. Появление нового товара с высокими качественными характеристиками часто вызывает дополнительный рост спроса. Это можно объяснить желанием потребителей заменить морально устаревший товар, имеющийся у них, на новый. Однако для того, чтобы удержаться на таком рынке, необходимо использовать различные маркетинговые мероприятия, такие как: активная реклама, усиленные меры по продвижению товара, различные методы стимулирования сбыта.
Стратегия развития рынка. Данную стратегию следует избрать тем предпринимателям, которые преследуют цель сохранить или увеличить сбыт товара за счет выхода на новый рынок или на новые сегменты рынка, которые характеризуются слабой насыщенностью. Для достижения цели потребуется интенсивная реклама, использование прогрессивных методов товародвижения, активные меры продвижения товара.
Стратегия диверсификации. Данную стратегию следует избрать тем предпринимателям, которые выступают на новом рынке, с новым товаром, с целью расширения сбыта. В этом случае потребуется разработка новых форм товародвижения, использование активных методов продвижения товаров.
Определиться
со стратегией маркетинга можно и
на основе ситуации,
складывающейся на рынке.
В зависимости от конкретной ситуации на рынке, с точки зрения состояния спроса, различают несколько типов маркетинга.
Конверсионный маркетинг, связанный с наличием негативного спроса, т.е. с ситуацией, когда большинство потребителей отвергают данный товар или услугу. Задача предпринимателя — разработать такой маркетинговый план, который бы способствовал зарождению спроса на соответствующие товары (услуги).
Стимулирующий маркетинг, связанный с наличием товаров, на которые нет спроса по причине полного безразличия или незаинтересованности покупателей. Маркетинговый план должен определить причины безразличия и наметить пути по его преодолению.
Исходя
из выбранной стратегии
2. 7 Разработка производственного плана
Назначение: установить плановые объемы выпуска продукции, определить потребности в материальных ресурсах, рассчитать текущие затраты.
Под производством понимается любая деятельность, связанная как с изготовлением товаров, так и с оказанием услуг.
Главной
задачей при составлении плана
производства - это подтвердить расчетами,
что предприятие в состоянии
реально производить
Если бизнес - план разрабатывается для внешних читателей, то содержание производственного плана должно быть простым, следует избегать технических подробностей, поскольку они могут затруднить его изучение. Поэтому необходимо осветить лишь основные моменты, а детали лучше перенести в приложения, объем которых не ограничен.
Данные этого раздела желательно проводить в перспективе на 2-3 года для небольших фирма, 4-5 лет для крупных компаний.
Очень полезным элементом планирования здесь может стать схема производственных потоков, поскольку вкладчики должны оценить реальность возврата денежных средств и выплату процентов по ним или дивидендов. На данной схеме должно быть наглядно показано, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, как они будут перерабатываться в продукцию, и куда эта продукция будет поставляться, и как же будет осуществляться контроль качества.
Производственный план предприятия - комплексный раздел бизнес-плана, в связи с чем должен включать в себя:
В данном
разделе необходимо изложить, что
потребуется
предпринимателю, для организации эффективного
производства.
Рекомендуется указать где будет производиться
товар, каков
оптимальный объем производства на предприятии,
степень
обеспеченности сырьем,
2.8 Разработка организационного плана
Назначение: раскрыть организационно-правовую форму хозяйствования предприятия, обосновать организационную структуру предприятия и ее изменение в связи с реализацией бизнес-плана.
В данном разделе можно выделить два блока вопросов, которые следует осветить.
В первом блоке необходимо представить информацию, касающуюся организационной структуры предприятия.
Организационная структура представляет собой способ и форму объединения работников фирмы для достижения поставленных перед ней производственных, коммерческих и других целей.
Важнейшими ее характеристиками являются:
При описании организационной структуры, предпринимателю необходимо четко показать: какова структура управления фирмой, кто и чем будет заниматься, как все службы будут взаимодействовать между собой и как намечается координировать и контролировать их деятельность.
Во втором
блоке следует представить
Предприниматель должен указать, какие именно специалисты ему понадобятся для успешного ведения дел. Поэтому предпринимателю уже на начальном этапе создания фирмы необходимо разработать квалификационные требования к кадрам, а также всю документацию, регламентирующую процессы найма и увольнения. При написании данного раздела необходимо представить расчет численности работников и фонда заработной платы.
В этом же разделе указываются и виды различных дополнительных льгот для сотрудников фирмы (страхование за счет фирмы, дотации на проезд и питание и т. д.) в сравнении с другими компаниями в том же географическом районе и в той же отрасли деятельности.
Предпринимателю следует также указать, как фирма собирается заполучить специалистов — на постоянную работу, в качестве совместителей, а также отметить, будет ли фирма сама заниматься наймом или прибегнет к услугам специализированных организаций.
Для управленческих работников должна быть разработана система «профессионального продвижения по службе», а также система стимулирования их заинтересованности в достижении фирмой высоких экономических результатов (владение пакетом акций фирмы, процент от прибыли и т. д.).
В данном
разделе предпринимателю
2. 9 Разработка юридического плана
Назначение раздела: обосновать целесообразность принятой организационно-правовой формы фирмы и представить информацию о необходимом первоначальном капитале.
В данном разделе рассматривается вся информация, характеризующая правовые аспекты обеспечения процессов создания и функционирования фирмы.
Данный раздел особенно важен, и как правило разрабатывается для вновь создаваемых фирм. При этом предприниматель должен уделить особое внимание выбору и обоснованию той организационно-правовой формы, которую, он предполагает использовать в своей фирме, т.е. указать на правах какой организационно - правовой формы он будет функционировать.
Существуют следующие организационно - правовые формы фирмы:
Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые в определенной степени могут оказать влияние на успех реализации данного проекта.[13]
Конкретное наполнение, этого раздела зависит в первую очередь от выбранной формы организации фирмы. Но главное — предприниматель должен обосновать причины выбора той или иной формы собственности, наметить возможные перспективы изменения этих форм и объяснить, почему он считает такую стратегию наилучшей.
Таким образом,
необходимо уделить особое внимание
выбору организационно - правовой формы,
поскольку каждая форма собственности
имеет свои особенности, преимущества
и недостатки, которые в свою очередь
будут оказывать
2. 10 Оценка предпринимательских рисков
Назначение: рассказать внешним читателям о возможных рисках на пути реализации проекта и основных методах защиты от их влияния.
Предпринимательский риск - опасность потенциальной возможности того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, либо получит доходы ниже тех, на которые рассчитывал.