Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 14:33, курсовая работа
Инфраструктура фондового рынка сложна и многообразна. Важной её составляющей является рынок ценных бумаг. На данном этапе рынок ценных бумаг в России в большой степени уже сформирован: есть и эмитенты ценных бумаг, многочисленные компании и предприятия, а также государство и муниципальные образования, есть и инвесторы, заинтересованные в наилучшем для себя размещении средств. Очевидным становится необходимость существования структур, которые позволяли бы с обоюдной выгодой для себя, безопасностью и удобством двум этим заинтересованным сторонам проводить операции с ценными бумагами. Здесь необходимо отметить и структуры, ведущие учет прав собственности на ценные бумаги и упрощающие процедуры перехода прав собственности при операциях с ними (реестродержатели, депозитарии и трансфер-агенты).
Введение.
Глава I. Основные принципы функционирования
биржевых и внебиржевых торговых систем в России.
1.1. Биржевая торговля ценными бумагами.
1. 2. Внебиржевой рынок ценных бумаг:
организованный и неорганизованный рынок.
1.3. Развитие рынка ценных бумаг в 1991-1997 гг. в
России и его современное состояние.
1.4. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Глава II. Биржевой рынок ценных бумаг в России.
2.1. Торговля государственными ценными бумагами на
Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ).
2.2. Московская Центральная Фондовая Биржа и Российская Биржа и особенности торговли производными ценными бумагами.
Заключение.
Список используемой литературы
Начальный гарантийный вносится залог при открытии любой позиции по любому фьючерсному контракту, его размер выражается в процентной стоимости от цены контракта и зависит от спецификации каждого конкретного инструмента. При отрицательном изменении конъюнктуры рынка расчетная фирма обязана довнести дополнительные залоговые средства; в случае, если она этого не сделает контракт будет закрыт принудительно Клиринговой палатой. В случае, когда цена закрытия выходит за рамки предельного изменения котировки за одну сессию более, чем на 20% расчетной фирмой вносится чрезвычайный залог в размере 50% процентов от первоначального.
Инструменты, торгуемые на РБ и МЦФБ не так разнообразны, как на биржах западных стран. В основном, это фьючерсные контракты на курс акций, относящихся к разряду “голубых фишек” (“Blue Chips”) государственных ценных бумаг и валюту. На Российской Бирже среди торгуемых инструментов: фьючерсные контракты на акции РАО “ЕЭС России”, “Мосэнерго”, “Лукойл”, РАО “Ростелеком”, “Сбербанк”, на значение средневзвешенной доходности ГКО, устанавливаемой по итогам аукциона на ММВБ по размещению ГКО, на курс доллара США, устанавливаемый ММВБ.
Индекс фондового рынка, или фондовый индекс, есть обобщающий показатель изменения во времени определенной совокупности курсов акций компаний на фондовых биржах данной страны, рассчитываемый по установленным правилам.
Наиболее известные фондовые индексы мира, по которым заключаются фьючерсные контракты:
Фьючерсный контракт на индекс фондового рынка, или краткосрочный фьючерс на индекс, - это стандартный биржевой договору имеющий форму купли-продажи фондового, индекса в конкретный день в будущем, по цене, установленной в момент Заключения сделки. Дело в том, что индекс — это просто число, которое, естественно, не может продаваться или покупаться да еще с физической поставкой. Поэтому по фьючерсному контракту на индекс осуществляется только расчет в денежной форме на величину разницы между значениями индекса при заключении контракта и при его досрочном закрытии или на дату исполнения. Фьючерсы на индексы относятся к группе фьючерсных контрактов на разницу.
С недавних пор, сначала на Российской бирже, а затем и на МЦФБ также стали торговаться фьючерсные контракты на динамику российских фондовых индексов. Наибольшую популярность получили фьючерсные контракты на индекс РТС, а чуть позднее и появившийся индекс, рассчитываемый в фондовой секции ММВБ.
Касаясь темы государственного регулирования сектора производных инструментов фондового рынка, следует отметить, что здесь как ни в одном, выше рассмотренном секторе нет столь широкого поля для деятельности нормотворческих структур, так как ни один из органов государственного регулирования, призванный следить за деятельностью данных структур, не контролирует деятельность организаторов фьючерсной торговли. Единственный нормативный акт, как то регулирующий деятельность данных бирж, стал лишь следствием общемирового фондового кризиса осенью 1997. ФКЦБ наблюдая ситуацию, что в результате резкого и очень долгосрочного падения котировок, многие компании открывшие позиции по фьючерсным позициям до начала кризиса находятся на грани банкротства в результате того, что они вынуждены постоянно довносить новые и новые залоговые средства на маржевые депозиты, приняла Постановление рекомендательного характера, в котором призвала ограничить максимальный срок фьючерсных и опционных контрактов пятнадцатью днями.
Над данном этапе развития рынка ценных бумаг в России сформировались и оформились правовые, экономические и организационные основы для его планомерного развития, в том числе:
Вместе с тем остается нерешенным ряд значительных проблем. сновными из которых являются:
В ракурсе данной дипломной работы, посвященной инфраструктурному развитию рынка, а именно деятельности на рынке ценных бумаг организаторов торговли хотелось бы выделить следующие стоящие перед органами государственного регулирования и профессиональными участниками проблемы:
В этой связи со стороны государства необходимо обеспечение нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность таких систем, которая на данный момент не является достаточной. Позитивным фактором была и попытка решения на основе четырёхстороннего взаимодействия государства, участников рынка, профессиональных саморегулируемых организаций и обслуживающих систем такой проблемы, как стандартизация деятельности расчетно-клиринговых систем ( депозитарных и расчетных фирм). Логичным завершением построения общероссийской системы учета прав по ценным бумагам стало бы создание национального общероссийского депозитария. Эта задача, давно уже обозначенная, не может быть решена без соответствующего участия государства.
В даннном секторе рынка действия регулирующих органов должны быть направлены на решение таких целей, как достижение максимально возможной прозрачности рынка, снижение рисков, связанных с полным отсутствием какого-либо контроля за совершением и исполнением сделок, для участников, в большинстве своём частных мелких инвесторов и акционеров. Из мер, которые необходимо, по мнению автора, принять для достижения вышеуказанных целей следует выделить: принудительное преобразование или запрещение деятельности телефонных “брокерских” площадок, проверка деятельности не лицензированных участников рынка, занимающихся как торговлей через “брокерские” площадки, так и организацией скупки акций у акционеров.
Для этого следует принять жесткую нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность организаторов торговли производными финансовыми инструментами. В связи с повышенными рисками в данном секторе рынка ценных бумаг ФКЦБ, на взгляд автора, следует более жестко подойти к стандартизации деятельности именно этих биржевых площадок.
Для решения этих проблем необходимо обеспечить проведение активной государственной политики, направленной на дальнейшее развитие самостоятельного российского рынка ценных бумаг, отвечающего национальным интересам России, интегрированного в мировой фондовый рынок и обеспечивающего привлечение инвестиций в российскую экономику.
Список используемой литературы
1.Финансы и кредит: учебное пособие / под ред. д.э.н., проф. О.И.Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2009.
2.Перекрестова Л.В. Финансы и кредит: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Л.В.Перекрестова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
3.Сенчагов В.К., Архипова А.И. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник .- М.: «Проспект», 2010
.4Финансы, денежное обращение и кредит: учеб.для студ.сред.проф.учеб.заведений / О. Е. Янин. - М.: Издательский центр «Академия», 2010