Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 20:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является взгляд А.Маршалла на проблему рыночного равновесия.
В данной курсовой работе решаются соответствующие теме задачи, а именно:
• Рассмотреть точку зрения А. Маршалла на проблему рыночного равновесия;
• на основе данных ООО «Навигатор» провести практический анализ и показать, что такое рыночное равновесие.
Введение 3
Глава 1. Версия рыночного равновесия А. Маршалла 4
1.1. Место А.Маршалла в экономической науке 4
1.2. Суть экономической концепции рыночного равновесия А. Маршалла 5
1.3. Факторы производства 12
Глава 2. Анализ рыночного равновесия на примере ООО «Навигатор» 20
2.1. Общая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и рентабельности 20
2.3. Анализ рыночного равновесия 27
Заключение 35
Список литературы: 36
Экономическая наука, как писал А. Маршалл, ставит своей целью, во-первых, приобретать знания для самой себя и, во-вторых, проливать свет на практические вопросы. Это не значит, что следует непосредственно ориентироваться на практическое применение результатов исследования. Научные изыскания должны строиться не в расчете на практические цели, достижению которых они способствуют, а в соответствии с содержанием самого предмета, которому они посвящены.
А. Маршалл упрекал Рикардо за чрезмерное внимание, которое тот уделял издержкам производства (стоимости), и недостаточное внимание к анализу спроса. Это послужило одной из причин недооценки важности исследования проблем, связанных с анализом человеческих потребностей, проблем потребительского спроса. Именно анализ потребностей, полезностей и спроса выдвигается в качестве главной, определяющей задачи экономической науки.
Спрос связан с оценкой полезностей; в основе спроса лежит полезность. А. Маршалл писал о законе насыщения полезностей или законе убывающей полезности как о привычном, коренном свойстве человеческой натуры.
В соответствии с законом убывающей полезности строятся кривые спроса, имеющие понижающий наклон. Увеличение количество данного блага (товара) понижает полезность его предельной единицы. Кривая спроса согласно выводу А. Маршалла, как правило, должна иметь отрицательный наклон.
По А. Маршаллу, всеобщий закон спроса трактуется следующим образом: количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении ее. Если цена снижается, спрос растет, если цена повышается, спрос падает.
Из сказанного уже можно сделать вывод: английский профессор предложил новую систему науки. Он не разрушил полностью здания, созданного классической школой. Но дал иную интерпретацию многим ее идеям, другие развил, что и позволило ему соединить классиков с новаторами второй половины столетия. Система А. Маршалла стала основой неоклассического направления западной экономической науки XX века.
Субъективно-психологический подход; изучение принципов хозяйствования при ограниченных ресурсах; выведение экономических законов из рационального поведения отдельной экономической единицы – таковы основные принципы микроэкономического анализа, осуществляемого экономистами неоклассиками. Они уже не развивают политическую экономию как историческую и социальную науку. А. Маршалл дал своей книге название «Принципы экономики», возможно, даже не предполагая, что оно войдет во всеобщее употребление и станет названием всей западной экономической науки XX столетия.
ООО «Навигатор» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» 2009 году.
Целью предприятия является осуществление производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности, оказания услуг производственного и непроизводственного характера сторонним организациям и физическим лицам для извлечения прибыли.
Предметом деятельности ООО «Навигатор» является:
Проведем анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Одним из важнейших факторов успешной работы предприятий является обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование. В таблице 2.1 показан состав и структура основных средств и их движение.
Таблица 2 .1
Состав и структура основных средств ООО «Навигатор»
Показатели |
Стоимость, тыс. руб. |
Структура, % | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 | |
1. Здания и сооружения |
108 |
102 |
98 |
12,1 |
11,7 |
11,7 |
2. Транспортные средства |
340 |
325 |
315 |
37,9 |
37,4 |
37,5 |
3. Машины и оборудование |
437 |
430 |
415 |
48,8 |
49,4 |
49,4 |
4. Другие виды основных средств |
11 |
13 |
12 |
1,2 |
1,5 |
1,4 |
Итого: |
896 |
870 |
840 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Из таблицы 2 видно, что в течение всего анализируемого периода стоимость основных средств снижалась, так как в результате изношенности некоторые объекты были списаны. Основную часть основных средств предприятия представляют машины и оборудование, доля которых увеличилась с 48,8 до 49,4%, хотя абсолютная величина, наоборот, сократилась. На втором месте по удельному весу стоят транспортные средства. Доля данной группы основных средств в 2011 г. – 37,5%, в 2010 г. 37,4% и 37,9% в 2009 году. Незначительная доля приходится на здания, сооружения и другие виды основных средств.
Как видно из таблицы 2.2, на протяжении всего анализируемого периода наблюдается рост себестоимости на 5833 тыс. руб. или на 22,1%. Увеличение произошло в основном в результате роста материальных затрат на 1885 тыс. руб. в течение трех лет из-за повышения работ в 2011 году на материалоемких объектах, работ по исправлению брака и общего роста цен на расходные материалы. Увеличение затрат на оплату труда на 4138 тыс. руб. в 2011 году по сравнению с 2009 годом объясняется увеличением трудоемкости нормо-часов и повышения среднечасовой зарплаты рабочим.
Таблица 2.2
Динамика выручки, себестоимости и прибыли в ООО «Навигатор»
Показатели |
Год |
Темп роста | ||||||
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Относительное отклонение, % | |||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 к 2009 |
2011 к 2009 |
2010 к 2009 |
2011 к 2009 |
2011 к 2010 | |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
31987 |
32243 |
32881 |
256 |
894 |
100,8 |
102,8 |
102,0 |
Себестои-мость, тыс. руб., том числе: |
26414 |
30584 |
32246 |
4170 |
5832 |
115,8 |
122,1 |
105,4 |
– материаль-ные затраты |
14054 |
16030 |
15939 |
1976 |
1885 |
114,1 |
113,4 |
99,4 |
– заработная плата рабочих |
7020 |
9728 |
10886 |
2708 |
3866 |
138,6 |
155,1 |
111,9 |
– отчисления на социальные нужды |
3150 |
2529 |
2830 |
-621 |
-320 |
80,3 |
89,9 |
111,9 |
– расходы на эксплуатацию оборудования |
930 |
948 |
1050 |
18 |
120 |
101,9 |
112,9 |
110,8 |
– накладные расходы |
1260 |
1348 |
1540 |
88 |
280 |
107,0 |
122,2 |
114,2 |
Прибыль, тыс. руб. |
5573 |
1659 |
635 |
-3914 |
-4938 |
29,8 |
11,4 |
38,3 |
Рентабель-ность, % |
21,10 |
5,43 |
1,97 |
-16 |
-19 |
25,7 |
9,3 |
36,3 |
Расходы по эксплуатации машин и механизмов повысились за счет того, что объект находится за 50 км от производственной базы и повышения цен на горюче-смазочные материалы, запчасти, а также увеличились расходы на привлечение автотранспорта сторонних организаций. Удельный вес накладных расходов увеличился в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 22,2%.
В ООО «Навигатор» за 2011 год среднесписочная численность работающих составила 143 человека, в том числе: руководители - 4 чел.; служащие и специалисты – 13 чел.; рабочие - 126 чел.
Рассмотрим динамику трудовых ресурсов в ООО «Навигатор», представленную в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Анализ динамики трудовых ресурсов
Категории работников |
Год |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 к 2009 |
2011 к 2009 | |
Рабочие |
90 |
121 |
126 |
31 |
36 |
Руководители |
4 |
4 |
4 |
0 |
0 |
Специалисты |
8 |
9 |
9 |
1 |
1 |
Служащие |
6 |
4 |
4 |
-2 |
-2 |
Итого |
108 |
138 |
143 |
30 |
35 |
Можно сделать вывод, что в 2011 году общая численность персонала увеличилась по сравнению с 2009 годом на 35 человек, а в 2010 году по сравнению с прошлым годом – на 30 человек в результате расширения штата сотрудников, а именно рабочих (мастера, рабочие, водители), а также специалистов (прорабы).
Анализ фонда оплаты труда в ООО «Навигатор» приведен в таблице 2.4.
Из таблицы 5 видно, что динамика годового фонда оплаты труда на предприятии положительна. В течение всего анализируемого периода наблюдается его увеличение на 43,2% или на 4138 тыс. руб. Наблюдается рост среднемесячной зарплаты с 7,4 до 8,0 тыс. руб. Увеличение заработной платы в месяц рабочих (сдельщиков) вызвано в основном увеличением объемов работ, оплата труда остальных категорий работников была повышена в частности в результате начислений разных доплат, премий, а также по решению директора.
Таблица 2.4
Анализ фонда оплаты труда в ООО «Навигатор», тыс. руб.
Показатели |
Год |
Темп роста | ||||||
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Относительное отклонение, % | |||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 к 2009 |
2011 к 2009 |
2010 к 2009 |
2011 к 2009 |
2011 к 2010 | |
Фонд заработной платы, в том числе: |
9574 |
12419 |
13711 |
2845 |
4138 |
129,7 |
143,2 |
110,4 |
– рабочих |
7020 |
9728 |
10886 |
2708 |
3866 |
138,6 |
155,1 |
111,9 |
– руководителей |
864 |
1032 |
1104 |
168 |
240 |
119,4 |
127,8 |
107,0 |
– специалистов |
1056 |
1231 |
1274 |
175 |
218 |
116,6 |
120,7 |
103,5 |
– служащих |
634 |
427 |
446 |
-206 |
-187 |
67,4 |
70,5 |
104,5 |
Среднемесячная заработная плата в целом по предприятию, в том числе: |
7,4 |
7,5 |
8,0 |
0,1 |
0,6 |
101,5 |
108,2 |
106,5 |
– рабочих |
6,5 |
6,7 |
7,2 |
0,2 |
0,7 |
103,1 |
110,8 |
107,5 |
– руководителей |
18,0 |
21,5 |
23,0 |
3,5 |
5,0 |
119,4 |
127,8 |
107,0 |
– специалистов |
11,0 |
11,4 |
11,8 |
0,4 |
0,8 |
103,6 |
107,3 |
103,5 |
– служащих |
8,8 |
8,9 |
9,3 |
0,1 |
0,5 |
101,1 |
105,7 |
104,5 |
Проанализировав бухгалтерский баланс ООО «Навигатор» за период 2009-2011 гг., можно сказать, что баланс максимально приближен к международным стандартам. Активы располагаются по степени ликвидности в порядке убывания ликвидности, а пассивы - по степени погашения в порядке возрастания.
В целом имущество предприятия увеличилось за три года с 3277 до 5422 тыс. руб. или на 65,5%. Так как темп роста имущества (165,5%) опережает темп роста выручки от реализации (102,8), результат такого изменения характеризуется негативно. В составе всего имущества наблюдается снижение удельных весов внеоборотных активов в 2010 году на 7,9%, в 2011 году на 2%. Такие изменения, очевидно, повышают мобильность структуры капитала предприятия, повышая ликвидность баланса. Наблюдается увеличение остатков запасов на складах предприятия на 93,1% за три года. Негативным моментом является увеличение дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев – с 350 до 580 тыс. руб. Ее наличие и достаточно большой объем говорит о нерациональной политике расчетов с заказчиками. При общем увеличении доли оборотных средств на 01.01.2010 г. наблюдается увеличение денежных средств на счете предприятия. Данная ситуация характеризует повышение мобильности активов и, следовательно, степени платежеспособности предприятия по текущим обязательствам.
В пассиве баланса наблюдается резкое увеличение обязательств предприятия. Относительные показатели отражают повышение удельного веса собственного капитала с 95,3% до 96,4% при снижении величины заемного капитала с 4,7 до 3,6%. Такое изменение увеличивает платежеспособность предприятия, независимость от заемных источников. У предприятия наряду с ростом доли запасов, возросла доля кредиторской задолженности в результате роста задолженности перед поставщиками, долги по заработной плате предприятие постепенно погашает. Увеличение кредиторской задолженности возникло в результате наращивания объема запасов сырья и материалов. Для расчетов по своим обязательствам предприятию необходимо активизировать работу по реализации продукции, работ и услуг и дальнейшей оптимизации дебиторской задолженности.
Динамика и структура финансовых результатов предприятия представлена в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Анализ финансовых результатов
Наименование |
Год |
Темп роста | ||||||
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Относительное отклонение, % | |||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 к 2009 |
2011 к 2009 |
2010 к 2009 |
2011 к 2009 |
2011 к 2010 | |
Выручка (нет-то) от продажи продукции |
31987 |
32243 |
32881 |
256 |
894 |
100,8 |
102,8 |
102,0 |
Себестоимость проданной продукции |
26414 |
30584 |
32246 |
4170 |
5832 |
115,8 |
122,1 |
105,4 |
Валовая прибыль |
5573 |
1659 |
635 |
-3914 |
-4938 |
29,8 |
11,4 |
38,3 |
Коммерческие расходы |
198 |
283 |
271 |
85 |
73 |
142,9 |
136,9 |
95,8 |
Управленческие расходы |
205 |
336 |
0 |
131 |
-205 |
163,9 |
0,0 |
0,0 |
Прибыль от продаж |
5170 |
1040 |
364 |
-4130 |
-4806 |
20,1 |
7,0 |
35,0 |
Прибыль до налогообложения |
5132 |
1021 |
360 |
-4111 |
-4772 |
19,9 |
7,0 |
35,3 |
Налог на прибыль и пр. обязат. платежи |
42 |
26 |
48 |
-16 |
6 |
61,9 |
114,3 |
184,6 |
Чистая прибыль |
5090 |
995 |
312 |
-4095 |
-4778 |
19,6 |
6,1 |
31,4 |