Виды и формы собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Руководство предприятия должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать одну из стратегий поведения на рынке.
После того как рыночная стратегия проведена, следующим инструментом реализации целевой функции предприятия, обеспечивающим устойчивое получение прибыли, является планирование, направленное на достижение целей предприятия.
В курсовой работе мы опишем то, по каким признакам классифицируются предприятия, какие виды предприятий бывают.

Содержание

Введение
1 Понятие собственность, его экономическое содержание
2 Структура видов и форм собственности в РФ
3 Формы собственности, как основа ОПФ
3.1 Типы предприятий
4 Производственное предприятие
7. Предприятия и предпринимательство в РФ
8. Структура собственности на примере МО г – к Геленджике
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экономика организации.docx

— 112.84 Кб (Скачать файл)

перераспределяемым правам собственности. Однако принимаемые решения   о преобразованиях собственности в переходной экономике зачастую, как  показывает опыт, могут диктоваться и иными обстоятельствами: политическими, интересами теневого и криминального капитала,    избранным вариантом преобразований (радикальным или реформаторским).  Всё это может существенно повлиять на выработку рациональных экономических решений, что может привести к  экономическим потерям в данный момент времени. Вместе с тем следует учитывать краткосрочные и   долгосрочные последствия преобразований собственности. В этой связи  существует проблема взвешивания краткосрочных потерь и долгосрочных  выгод для общества от преобразований собственности. Её решение требует   целый ряд особых экономических расчетов. В любом случае тщательный  научный экономический анализ должен предшествовать преобразованиям    собственности  в государственном масштабе.

 

4.3. Особенности преобразования собственности в России.

 

Выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике России

осуществляется в ходе острых дискуссий, которые велись по следующим основным направлениям. В приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением государственной собственности на  крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание  коллективных предприятий как с неделимой, так и коллективно-долевой  собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона акций самих предприятий. Приватизация в России была  осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам. Закон  РСФСР   “О приватизации государственных и   муниципальных предприятий в РСФСР” был принят 3 июля 1991 г. и  послужил основой  для разработки и реализации практических программ приватизации. Указ  Президента РФ от 29 января 1992 г. “Об ускоренной приватизации государственной и муниципальных предприятий” явился  основой для интенсификации процесса приватизации. Широкомасштабный   процесс приватизации с предписанием количественных планов приватизации по отраслям и регионам развернулся на основе первой программы приватизации (июнь 1992 г.). А указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 и утвержденный пакет приложений к нему  вел  процесс приватизации в состояние “технологического потока”. В нашей стране приватизация проводилась бешеными темпами. Ей не предшествовала какая-либо  предварительная подготовка. Не проводилась инвентаризация предприятий. В условиях очень быстрого обесценения денег стоимость предприятий не была правильно оценена (они часто продавались по остаточной стоимости – по стоимости полного износившегося оборудования). Поэтому многие  заводы становились добычей ловких покупателей по цене, сопоставимой со стоимостью новой престижной квартиры. О “кавалерийских” темпах приватизации в 1993 г., когда из государственного сектора выбыли 43 тыс.  предприятий, говорят следующие цифры:

Приватизировано  предприятий, тыс.:

42,9 -  путем продажи 29,4, акционированием 13,5.

Поступление средств от приватизаций предприятий:

приватизационных чеков, млн. 46,8, денежных средств, млрд. руб. 450,3 в том числе:

личные средства граждан 50,1, фонды экономического стимулирования предприятий  19,1,

средства предприятий-покупателей 208,0

средства иностранных инвесторов 1,0.

Выше отмечалось, что приватизация является особой, но не единственной

формой преобразования собственности. Возможно, перераспределение прав

собственности без перераспределения экономической власти. Саму  приватизацию можно проводить радикально, подчиняя решению  политических целей, или эволюционно, подчиняя целям экономической  эффективности. В переходной экономике России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерам может служить многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных  предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного  пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.

В конце 90-х годов в результате осуществления широкого комплекса мер

по  разгосударствлению и приватизации в России произошли значительные

изменения в отношениях собственности и организационно- правовых формах

коммерческой деятельности. Данную ситуацию характеризуют:

1. многообразие форм собственности;

2.  превращение  частной  собственности в одну из основных форм

собственности в российской экономике;

3. преодоление монополии государственной собственности практически

всех сферах народного хозяйства;

4. становление новых форм хозяйствования, адекватных изменениям

в отношениях собственности;

5.  утверждение новых  форм организации экономической  деятельности

(акционерные общества, товарищества, фермерские хозяйства, благотворительные и иные общественные фонды и т. д.);

6. формирование инфраструктуры  рынка и механизмов, обслуживающих  новые формы собственности.

Несмотря на то, что пройдены крупные этапы приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена еще

оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц,  дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на первый план в процессе перераспределения прав  собственности на новых этапах преобразования собственности.

К 1997 г. сложилась ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности, т.  е. Новый этап

приватизации и пере приватизации. Система неплатежей, в которую “вползли” практически все отрасли реального сектора экономики, после   резкого повышения масштаба цен с  1992 г. привела к тому, что большинство

предприятий, включая целые отрасли жизнеобеспечения государства, оказались хроническими должниками. Покупателями в новых условиях могут быть банки и иные финансовые структуры, обладающие денежным капиталом. Имея уж достаточно очевидный опыт массового и радикального преобразования собственности, необходимо избегать радикальных, непродуманных и непрочитанных по экономическим результатам решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Производственное предприятие

 

Предприятие, его задачи и функции

Производственное  предприятие — это обособленная специализированная

единица, основанием которой является профессионально организованный

трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении

средств производства изготовить нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента. К производственным предприятиям относятся заводы, фабрики, комбинаты, шахты, карьеры, порты,  дороги, базы и другие  хозяйственные организации производственного назначения.

Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней

среды является готовая продукция (выполненная работа, оказанные услуги).

Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность  работы

предприятия, - это прежде всего потребители продукции, поставщики

производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия.

С чисто правовой стороны согласно законодательству Российской Федерации

предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект, созданный  в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания  услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Важнейшими задачами действующего предприятия являются:

получение дохода владельцем предприятия;

обеспечение потребителей продукцией предприятия; обеспечение персонала предприятия заработной   платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста; создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия; охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов; недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижения  рентабельности производства).

Задачи предприятия определяются:

интересами владельца;

размерами капитала;

ситуацией внутри предприятия;

внешней средой.

Право постановки задачи перед персоналом предприятия остается за владельцем независимо от его статуса — частное лицо, государственные  органы или акционеры. Владелец, исходя из собственных интересов, целей,  приоритетов не только обладает правом, но вынужден формулировать и ставить задачи  перед коллективом предприятия — в противном случае вместо него это сделает кто-то другой в своих интересах.

 

Важнейшей задачей предприятия во всех случаях является получение дохода

за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных  работ, оказанных услуг). На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев    средств производства. Орган, который формулирует и конкретизирует  какую-либо хозяйственную задачу, обязан учитывать реальные условия ее исполнения с учетом функций, которые выполняет предприятие.

Независимо от формы собственности предприятие работает, как правило, на

условиях полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и

самофинансирования. Оно самостоятельно заключает договоры с потребителями продукции, в том числе получает государственные заказы, а  также заключает договоры и ведет расчеты с поставщиками нужных производственных ресурсов. К основным функциям производственного предприятия относятся: изготовление продукции производственного и личного потребления; продажа и поставка продукции потребителю;

послепродажное обслуживание продукции; материально-техническое обеспечение производства на предприятии; управление и организация труда персонала на предприятии; всестороннее развитие и рост объемов производства на предприятии; предпринимательство; уплата налогов, выполнение обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы; соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.

Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от:

размеров предприятия; отраслевой принадлежности; степени специализации и кооперирования; наличия социальной инфраструктуры; формы собственности; взаимоотношений с местными органами власти.

Предприятие несет полную ответственность перед финансовыми органами  за своевременное перечисление налогов и других платежей, покрывает из

собственного дохода все убытки и  потери.  За счет выручки от реализации

продукции (услуг) оно производит оплату расходов на организацию и  развитие производства, а также на закупку сырья, материалов, оплату рабочей силы. Администрация и персонал предприятия обязаны постоянно  заботиться о том, чтобы изготовленная ими продукция была достаточно высокого качества  и не слишком дорогостоящей. То и другое необходимо для завоевания и  удержания рынка сбыта. Продукция низкого качества, так   же, как и слишком дорогостоящая, заставляет потребителя искать поставщика,  у  которого можно приобрести те же изделия с лучшими качественными показателями или по более низкой цене. Чтобы не терять потребителей, специалисты  предприятия  изучают рынки сбыта продукции,  принимают меры по ускорению научно-технического прогресса, улучшению  качества продукции, снижению ее себестоимости. Фактически в трудовых  коллективах  производственных предприятий решается судьба состояния и развития экономики и политики страны.

 

 

6. Типы предприятий

 

6.1  Признаки классификации предприятий

 

Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает   огромное количество предприятий, которые для целей экономического  анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности,

размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

По формам собственности предприятия подразделяются на:

частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные,

независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных частей. К  частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля  капитала (но не преобладающая); государственные, под которыми понимаются как чисто государственные(в том числе  муниципальные), где  капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает больше частью капитала или играет решающую роль в управлении. По рекомендации Организации экономического сотрудничества и  развития (ОЭСР) государственными  следует считать предприятия, на которых государственные органы обладают  большей частью капитала (свыше 50%), и те, которые ими контролируются  (через работающих на предприятии государственных чиновников). Из этих двух категорий предприятий часто выделяют смешанные, т.е. предприятия с существенной или преобладающей долей государства в капитале. Такая  категория  предприятий иногда занимает существенное место в экономической жизни страны, например в России в конце  90-х  гг., когда в

результате приватизации государство сохранило пакет акций на многих

приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть  всех занятых работников).

По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров — численности занятых и объема производства (продаж). По количеству обычно преобладают малые предприятия  (в России на них приходится около половины общего числа предприятий). В разных странах по-разному определяют малое предприятие. По закону  «О государственной поддержке малого предпринимательства в    Российской Федерации» от 14 июня  1995 г. в нашей  стране к  ним относят  те, где средняя численность работников не превышает в розничной торговле  и  бытовом обслуживании — 30 человек, в  оптовой  торговле  —  50  человек, в  научно - технической сфере, сельском хозяйстве — 60  человек,  на транспорте,  в строительстве и промышленности — 100 человек

Классификация  фирм  по  характеру  деятельности (производственная   и

непроизводственная) предполагает их деление на производящие материальные блага  (потребительские или инвестиционные  товары)  и   услуги. Данная классификация  близка к классификации предприятий по    отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные,

Информация о работе Виды и формы собственности