Влияние конкуренции на ускорение обновления основных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 22:52, доклад

Краткое описание

Конкуренция обуславливает заинтересованность любой организации в эффективном и полном использовании своих основных средств. Рациональное использование основных средств и производственных мощностей организации способствует улучшению всех его технико-экономических показателей, росту производительности труда, повышению фондоотдачи, увеличению объема выпускаемой продукции и уменьшение её себестоимости.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 31.67 Кб (Скачать файл)

Введение.

Необходимость обновления основных средств при рыночных отношениях обуславливается, прежде всего, конкуренцией товаропроизводителей. Именно конкуренция побуждает предприятия совершать ускоренное списание ОПС с целью накопления финансовых ресурсов для следующего их вложения в приобретение более прогрессивного оборудования, введения новых технологий и другого улучшения ОПС.

Рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Конкуренция обуславливает заинтересованность любой организации в эффективном и полном использовании своих основных средств. Рациональное использование основных средств и производственных мощностей организации способствует улучшению всех его технико-экономических показателей, росту производительности труда, повышению фондоотдачи, увеличению объема выпускаемой продукции и уменьшение её себестоимости.

Значение конкуренции как важного экономического рычага трудно переоценить, так как многие предприятия не могут производить конкурентноспособную продукцию из-за устаревших основных фондов. Если на начальном этапе реформ, когда внутренние цены были существенно ниже цен мирового рынка, отечественные товары могли конкурировать на внутреннем рынке с импортными, то в настоящее время производство конкурентноспособных товаров (в первую очередь потребительских) возможно только на качественно новом оборудовании, с использованием передовых технологий. Анализ показывает, что, несмотря на продолжающийся инвестиционный кризис, вклад вновь введенных в действие основных фондов в производство единицы продукции возрастает. К сожалению, в первые годы нового века ввод основных фондов превышал их выбытие лишь в нескольких секторах российской экономики (например, в топливно-энергетическом, металлургии), которые ориентированы на внешний рынок и имеют устойчивые валютные поступления для инвестирования развития.

Функционирование отечественных предприятий в условиях рыночных отношений привело к замене существовавших ранее приоритетов, определяющих эффективность развития производства, новыми, приемлемыми для деятельности в условиях полной экономической самостоятельности и рыночной конкуренции. Перед производителями встали новые проблемы производственно-экономического характера, от решения которых теперь напрямую зависит уровень развития производства, и возникла дилемма: или адаптировать производство к изменяющимся внешним условиям и потребностям рынка, наращивая свой потенциал, или действовать, как прежде, зная при этом, что производство постепенно придет в упадок.

Одной из важных проблем является проблема обновления продукции предприятия. Ее решение тесно связано с состоянием организации и планирования НИОКР, производства, совершенствованием управления, развитием на предприятии новых видов деятельности, в частности, маркетинга, уточнением направлений специализации, совершенствованием производства для выпуска конкурентоспособной продукции. Достижение эффективной работы предприятия в условиях конкуренции и постоянно изменяющегося рынка невозможно без систематического обновления выпускаемой техники, быстрой перестройки производственного процесса, адаптации к возможностям выпуска новой продукции, спрос на которую диктуется рынком.

Процесс обновления продукции предполагает освоение и производство конкурентоспособной продукции с более высокими технико-экономическими и эксплуатационными параметрами. Обязательным требованием при этом является возмещение повышенных затрат на производство в период освоения с целью обеспечения рентабельности работы предприятия. Этот процесс должен сопровождаться решением ряда задач по обновлению продукции предприятия (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Направления организационно-экономической работы по обновлению продукции предприятия.

 
 
 
 

Следует признать, что единой методологии определения периодов обновления продукции еще не создано (как в России, так и в других странах). Это связано с тем, что соответствующее исследование требует обязательного синтеза знаний в области техники, экономики, организации и управления, характеристики критериев, на основе которых должны определяться нормы и нормативы циклов обновления, методические основы построения норм и нормативов затрат на обновление продукции.

Изучение теоретического материала, а также анализ практики обновления изделий на предприятиях показывают, что идеи, определяющие их конструкцию и другие решения, обновляются в среднем каждые 10-12 лет. За этот период на базе этих идей разрабатываются от двух до четырех моделей одного и того же целевого назначения. При этом освоение последней модели в условиях стабильного серийного производства, как правило, совпадает с началом разработки новой идеи в научно-исследовательских подразделениях научно-технических организаций. Периоды старения идей (принципов) определяются полезностью изделия и характеризуют, таким образом, периоды или циклы обновления изделий. Освоение и начало стабильного серийного выпуска продукции совпадает с окончанием одного цикла обновления и началом другого. Продолжительность серийного выпуска практически не влияет на сроки обновления техники.

В результате в один и тот же момент времени промышленность выпускает изделия двух-трех поколений - по следующим причинам: 
- высокой инерционности серийного производства, больших затрат на его подготовку и длительного срока окупаемости вложений;  
- соответствующей технологической отлаженности конструкций;  
- высоких параметров надежности, обеспечивающих эксплуатацию изделий в сроки большие, чем сроки старения идей (принципов);  
- отсутствия заинтересованности изготовителя в быстрой сменяемости продукции и, как следствие, отсутствия конкуренции на рынке сбыта готовой продукции (отсутствия альтернативных предложений).

 
 
 

Сроки старения идей (принципов) зависят от ряда факторов. Совокупный учет факторов и правильная оценка их влияния на сроки замены изделий являются основой для разработки норм и нормативов обновления продукции. 

Факторы, влияющие на цикл обновления, можно условно разделить на четыре группы: технические, социально-экономические, производственно-организационные, фоновые. 
Технические факторы являются определяющими. Они характеризуют назначение и специфику каждого изделия, его экономическую и социальную полезность. Отражением технических факторов являются технические параметры изделий и физические принципы их функционирования. Технические параметры характеризуют различные атрибутивные признаки изделий, например, скоростные режимы, габариты, вес, мощность и др. Однако технические параметры в чистом виде очень редко выступают в качестве целевых ориентиров. Чаще всего их значения рассматриваются с технико-экономической точки зрения.

Технико-экономические показатели характеризуют взаимосвязь технических параметров и экономических результатов производства и потребления, учитывая влияние техники на динамику экономического развития, в том числе на повышение производительности труда, экономию ресурсов, улучшение эксплуатационных характеристик и т. д. 
Поиск новых физических принципов действия и использование их при создании изделий, в конечном итоге, также направлены на достижение более высоких технико-экономических характеристик с целью получения различного вида эффектов (как у производителя, так и у потребителя). 
Все эти факторы в совокупности определяют полезность разрабатываемой и производимой продукции и влияют на ее спрос, поскольку величина спроса определяется насыщенностью товарного рынка, т. е. условиями "фона": количеством выпускаемых изделий, их качеством, номенклатурой, а также размерами импорта.

Влияние на цикл обновления производственно-организационных факторов определяется, главным образом, наличием научно-технического задела, а также величиной затрат на освоение новой техники и сроками освоения.

В целом длительность цикла обновления обусловливается периодом эффективного использования изделия, сроками физического и морального старения, длительностью периода освоения.  
Исходя из жизненного цикла изделия, его морального старения можно сделать вывод о том, что дальнейшая модернизация изделия на определенном этапе уже не позволит улучшить его технико-экономические характеристики и становится невыгодной как для производителя, так и для потребителя.

 Цены на такие товары в результате падения спроса снижаются, уменьшая прибыль. Наступает момент, когда период совершенствования и модернизации изделий экономически и технически себя исчерпывает. 
Анализ динамики затрат производителей и потребителей продукции позволяет выделить периоды с различной степенью эффективности производства и эксплуатации новой техники. Они и должны учитываться при разработке норм и нормативов обновления продукции.  
Принципиальное значение для каждого производства в процессе обновления продукции приобретает при этом решение вопросов, связанных с определением размеров единовременных затрат на освоение новой техники.

Заключение.

Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества с максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

 
 
 

Источник:

Журнал «Проблемы современной экономики», N 1/2 (13/14), 2005

 
 

Журнал молодой ученый


 

Литература:

1.                  Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. /Под ред. В. И. Щетинина. — М.: Межд. отн., 2003. — 521с.

2.                  Яновский А. М. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики //Машиностроитель. 2006. № 9. — С. 33–34.

 


Информация о работе Влияние конкуренции на ускорение обновления основных фондов