Внешнеэкономическая деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение внешнеэкономической деятельности предприятия, расчет технико-экономических показателей работы предприятия. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть содержание и формы внешнеэкономической деятельности предприятия
- разобрать лицензионные формы международного сотрудничества
- рассмотреть организацию совместных предприятий
- произвести расчет технико-экономических показателей работы предприятия
- произвести расчет годового фонда заработной платы работников информационного центра
- совершить расчет годовых амортизационных отчислений
- произвести оценку экономической эффективности программного изделия

Содержание

Введение
1 Внешнеэкономическая деятельность предприятия
1.1 Содержание и формы внешнеэкономической деятельности предприятия
1.2 Лицензионные формы международного сотрудничества
1.3 Организация совместных предприятий
Заключение
Список использованных источников:

Вложенные файлы: 1 файл

теорияяя.docx

— 69.97 Кб (Скачать файл)

Продажа лицензий выступает в качестве одного из наиболее доступных способов включения производителя товаров и услуг в международную предпринимательскую деятельность.

Продавец лицензии (лицензиар) заключает с зарубежным покупателем лицензии (лицензиатом) соглашение о продаже прав на использование  производственной технологии, патента, товарного знака и другой интеллектуальной собственности за определенное вознаграждение (гонорар или лицензионный платеж).

Франчайзинг (или франшиза) - одна из форм продажи лицензий. Суть франчайзинга заключается в предоставлении одной фирмой (франчайзером) права другой или другим фирмам на производство ее продукта. Иными словами, это лицензия на право ведения предпринимательской деятельности, в том числе и международной, с использованием имени того, кто дает лицензию.

Франчайзинг оформляется  договором, заключаемым на определенный период. В соответствии с этим договором  получатель франчайзы платит франчайзеру  за предоставленные права лицензионный платеж.

Франчайзер предоставляет  получателю специализированное оборудование, техническую помощь и консультации, необходимые для производства продукта компоненты, ингредиенты, стандартную  упаковку, обеспечивает рекламу и  продвижение товара на рынок. За это  получатель выделяет франчайзеру определенную часть своей прибыли.

В отличие от обычной  продажи лицензий, франчайзинг обеспечивает фирме большие возможности влияния  на получателя лицензии и контроля ее деятельности.

Правовые вопросы совместного предпринимательства определяются нормами торгового и гражданского законодательства того государства, где создается совместное предприятие.

Заключение и  реализация договора на внешнем рынке  подчиняется правовому регулированию  по следующим позициям: международные  соглашения по ВЭД и нормы гражданского законодательства. Права и обязанности  сторон по реализации внешнеэкономической  сделки определяются теми законодательными актами, которые действуют по месту  ее заключения.

Внешнеторговый контракт - это договор о купле-продаже, поставке, проведении каких-либо работ, услуг, заключаемый двумя или более сторонами (контрагентами). Контракт является основным, базовым документом, определяющим меру материальной ответственности сторон за выполнение обязательств, поэтому от правильности его составления зависит конечный результат сделки.

Контракт должен включать в себя следующие разделы:

  • общие положения;
  • предмет контракта;
  • цена и стоимость контракта;
  • сроки поставки товара;
  • условия платежа;
  • упаковка и маркировка груза;
  • порядок подачи претензий;
  • санкции и штрафы;
  • форс-мажор и разрешение споров.[4]

 

    1. Лицензионные формы международного сотрудничества

Важнейшим условием функционирования и обновления производства, повышения конкурентоспособности фирм в современном мире является интеллектуальный капитал. Возрастающая ценность интеллектуальной собственности фирмы (патентов, ноу-хау, лицензий и т. п.) превращает ее в объект международного обмена. В системе современных экономических отношений лицензирование является распространенной формой выхода фирм на внешний рынок, включающей как экспорт, так и импорт технологий.

В международной  и отечественной патентно-правовой практике 
под лицензией понимается разрешение, в соответствии с которым 
одно лицо (лицензиар) — владелец исключительного права на изобретение, промышленный образец, товарный знак или другие научно-технические достижения и сопутствующие им услуги, а также собственник какого-либо иного интеллектуального продукта, не имеющего правовой охраны, — разрешает другому лицу (лицензиату) за обусловленное вознаграждение и в определенных пределах пользоваться объектом этого права или собственности.

Лицензионное  соглашение — это договор между двумя сторонами об условиях передачи и эксплуатации научно-технических, экономических или любых других сведений, как имеющих, так и не имеющих правовой защиты.

Сущность лицензионного  соглашения в экономическом плане 
следует рассматривать как научно-техническое, финансовое и коммерческое сотрудничество партнеров на возмездной основе. При этом лицензионное вознаграждение (возмещение) в большинстве случаев выплачивается в денежной форме. Безвозмездное сотрудничество следует относить не к предоставлению лицензии, а к оказанию технической или иной помощи. В отечественной практике под лицензией понимают предоставление компетентными юридическими лицами в установленном порядке и на определенных условиях прав на ввоз и вывоз какого-либо товара, на использование изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, ноу-хау, а также на ведение какого-либо промысла или отстрела дичи и зверя в промысловой и спортивной охоте. В зарубежной практике слово «лицензия» имеет более широкое толкование, которое начинает приобретать подобный смысл и у нас в связи с развитием независимости и свободы предпринимательской и коммерческой деятельности (например, лицензии на ведение строительных работ, на занятие медицинской деятельностью, учебно-преподавательской работой и т. п.).

Принято различать  договор об уступке права на патент и лицензионное соглашение. В первом случае договор относится к сделке купли-продажи, при которой право собственности на изобретение или иной объект промышленной собственности переходит к новому патентообладателю (происходит изменение патентообладателя).

Лицензии принято  классифицировать по ряду признаков. По наличию правовой охраны лицензии подразделяются на:

  1. патентные — лицензии на использование научно-технической или иной интеллектуальной продукции, имеющей правовую охрану (защищенные патентами изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки);
  2. беспатентные — лицензии на использование научно-технической или иной интеллектуальной продукции, не имеющей правовой охраны (непатентоспособные технические решения; решения с упущенной патентной защитой; ноу-хау, представляющие собой секреты производства, технические знания, опыт, приемы технологии, рецепты, формулы, инструкции, результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, пусконаладочных работ, конфиденциальные сведения коммерческого, управленческого и организационного характера и т. п.).

По объему передаваемых прав лицензии подразделяются на:

  1. полные, в соответствии с которыми в полном объеме представляются права на изобретение на весь оставшийся срок действия патента. В настоящее время они практически не встречаются, поскольку по своему существу практически совпадают с уступкой прав на патент;
  2. исключительные, которые характеризуются предоставлением лицензиату исключительных прав использовать объект лицензии (как имеющий патентную охрану, так и не имеющий ее) в пределах, оговоренных в соглашении. При этом лицензиар не имеет права на территории данного соглашения сам использовать объект лицензии и предоставлять их третьим лицам. В этом случае по существу лицензиат получает монопольное право на использование объекта лицензии и ограждается от конкуренции со стороны лицензиара и третьих лиц;
  3. неисключительные (простые), которые разрешают лицензиату использовать объект лицензии, но не ограждают его от конкурентов, поскольку в этом случае лицензиар сохраняет за собой право выдачи аналогичных лицензий третьим лицам, а также право самому использовать объект лицензии на той же территории.

Ноу-хау — это  знания и опыт в области разработки, проектирования, промышленного освоения, производства, реализации, эксплуатации, обслуживания, текущего и капитального ремонта, новой техники и технологии. С самого начала становления патентных систем по странам мира и до сегодняшнего дня изобретатели стремятся в материалах заявки на изобретение и в патентном описании не раскрывать ноу-хау, без знания которого практически невозможно осуществить изобретение промышленным путем, что предотвращает использование изобретения конкурентами. В сложившейся системе международной торговли лицензиями обычно под ноу-хау понимаются технологические и конструкторские секреты изготовления продукции в любых отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства.

Ноу-хау — это  не только производственно-технологические  секреты, но в значительной мере и сведения, знания и опыт управленческого, организационного, экономического, коммерческого, финансового или иного характера, взаимосвязанные с разработкой, освоением, производством, сбытом, эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом новой техники и технологии, их совершенствованием. Принципиальным моментом в сущности ноу-хау является наличие ряда критериальных параметров, определяющих рамки этого понятия, а именно то, что это научно-технические знания и опыт, которые носят конфиденциальный характер, представляют определенную ценность и могут быть использованы, но не защищены на национальном или международном уровне.

Российский коммерческий технологический рынок пока не представляет большого интереса для зарубежных предпринимателей. Этот рынок находится в процессе становления и подвержен сильному влиянию как внутренних, так и внешних факторов, хотя постепенно и наращивает свои обороты.

В целом можно  констатировать, что в России происходит постепенное формирование системы коммерциализации в сфере научно-технического обмена и создание рыночно ориентированной системы управления интеллектуальным капиталом отечественных фирм (компаний). [5]

 

    1. Организация совместных предприятий

 

Термином «совместное  предпринимательство» в современной западной экономической литературе обозначаются различные формы межфирменного сотрудничества или кооперационных соглашений.

В российском законодательстве совместное предприятие (СП) определялось как предприятие, созданное на основе вложения капитала отечественных и иностранных партнеров, совместно осуществляющих хозяйственную деятельность, управление и распределение прибылей. В настоящее время СП как организационно-правовая форма предприятия в Российской Федерации уже не существует. Вместо термина «совместное предприятие» используется термин «предприятие с иностранными инвестициями» (ПИИ). Все действовавшие на территории России СП перерегистрировались в акционерные общества или другие организационно-правовые формы, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

Понятие «ПИИ»  является более широким, чем «совместное  предприятие», так как включает в  себя еще и предприятия, полностью принадлежащие иностранному инвестору, а также филиалы и представительства иностранных юридических лиц. Совместное предприятие как сложная форма международного экономического сотрудничества предполагает тесные связи хозяйствующих партнеров разных: стран.

Можно выделить следующие  характерные признаки совместного предприятия:

  1. совместное предприятие создается путем частичного объединения активов (денежные средства, здания и оборудование, ноу-хау, интеллектуальная собственность и др.), которые можно рассматривать как вклад капитала каждого из партнеров;
  2. партнеры разделяют ответственность, связанную с управлением, которое осуществляется с помощью вновь создаваемых органов управления каждой из них;

3)капиталовложения делаются на долгосрочной основе;

  1. совместным предпринимательством охватывается только часть деятельности участников; каждый из них сохраняет свою производственную индивидуальность и продолжает осуществлять проекты, не подпадающие под соглашение;
  2. весь объем совместной деятельности не может быть разбит на отдельные самостоятельные проекты, из чего следует, что качество и интенсивность взаимосвязей между партнерами оказывают решающее воздействие на результаты;
  3. распределение между партнерами прибыли и риска предпринимательства осуществляется в соответствии с вкладом капитала каждого из них.

Создание совместных компаний обычно служит каким-то конкретным целям и имеет определенные побудительные мотивы. Чаще всего такими побудительными мотивами являются расширение деятельности в географическом аспекте, устранение прямой конкуренции между учредителями, объединение усилий в определенной области хозяйственной деятельности, получение льгот и привилегий (при налогообложении, выдаче подрядов) в стране местонахождения и др.

В процессе создания совместного предприятия можно  выделить несколько этапов:

  1. оценка целей создания совместного предприятия, подготовка проекта (технико-экономического обоснования) совместного предприятия;
  2. поиск и выбор партнеров;
  3. проведение переговоров и подготовка протокола о намерениях; подготовка, согласование и подписание учредительных документов;
  4. регистрация совместного предприятия, открытие счетов и начало производственной деятельности.

В последнее время  активизировались процессы создания совместных предприятий с иностранными компаниями в российском автомобилестроении.

Реализация совместного  проекта обеспечила доступ к новейшим технологиям машиностроения. При этом получен также значительный социально-экономический эффект, так как известно, что каждый занятый в сборочном производстве работник обеспечивает занятость еще 14 человек. Кроме того, серьезный импульс получил сектор производства комплектующих, в результате чего появился шанс у многих российских поставщиков войти в число контрагентов нового СП. [6]

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность предприятия