Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:06, курсовая работа
Сухой язык цифр говорит сам за себя. Прирост промышленной продукции в Советской России в 1921 - 1926 гг. составлял в среднем 40, 8% ежегодно, сельскохозяйственной - 10%. Таких фантастических темпов экономического роста не знала история России ни до, ни после этих лет.
Конечно, промышленность в годы нэпа стремительно росла за счёт вво-
да в строй многих бездействовавших предприятий, восстановление их и реконструкция преобладали над новым строительством. Но фактом остается то, что именно в годы нэпа были заложены многие индустриальные гиганты: Днепрогэс, Волгоградский тракторный завод, автомобильные и другие предприятия, которые позднее стали символом сталинской индустриализации.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 Возрождение многообразия кооперативов 3
1.1 Законодательная основа нэпа 3
1.2 Возрождение многообразия кооперативов и частной 4
собственности 4
1.3 Ещё одна утопия В.И. Ленина 5
1.4 Добровольные потребительские объединения – ДПО 8
ГЛАВА 2 Два кризиса потребительской кооперации 10
2.1 Прекращение бюджетного финансирования потребительской кооперации 10
2.2 Помощь потребительской кооперации голодающим 11
2.3 Освобождение от государственной опеки 12
2.4 Второй кризис потребительской кооперации и его преодоление 13
ГЛАВА 3 Время расцвета потребительской кооперации. 16
3.1 Культурно - просветительская деятельность 16
3.2 Видные государственные деятели о кооперации 17
3.3 НЭП - время расцвета потребительской кооперации 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
На завершающем этапе восстановления и реконструкции народного хозяйства кооперативное движение охватило все отрасли экономики страны. Февральский (1927 г.) Пленум ЦК РКП (б) дал следующую оценку кооперативному движению: «...Организационное и финансовое укрепление кооперации, вовлёкшей миллионные массы трудящихся в свои ряды и охватившей широкий рынок, приобретает особое значение именно потому, что кооперация является не только наиболее рациональной системой организации обращения, но и таким аппаратом обращения, который организует многомиллионные массы, вовлекает их в практическую работу по социалистическому строительству и опирается в своей деятельности на их поддержку»
Расширение поля деятельности кооперации намечалось вести по двум линиям: в первую очередь - за счёт дальнейшего вытеснения частной торговли и во вторую - путём замещения госторговли.
Итак, в начала 1927 г. руководство партии ещё следовало нэповской линии - постепенной передаче организации индивидуального потребления в руки самих потребителей: рабочих, крестьян, других слоев населения, объединённых в кооперативы. Но уже к концу 1927 г. начался отход от этой линии.
В конце 1928 - начале 1929 г. в стране была введена карточная система. Города и промышленные предприятия стали снабжаться по дифференцированным спискам, делящим население по категориям, когда рабочие и служащие получали разные нормы хлеба, сахара, других продуктов. А среди рабочих ударники получали повышенные нормы.
Естественно, что основная часть нормированных товаров стала распределяться через сеть торговых предприятий потребительской кооперации.
В каждом городе подавляющую часть нормированных товаров распределял Центральный рабочий кооператив (ЦРК), поэтому всё взрослое гражданское население было практически кооперировано.
Именно в 1930 - 31 хозяйственном году для потребительской кооперации в товарообороте страны достигала высшего уровня - почти 70%, а удельный вес в оптовой торговле - 62%. Но далее коммерческая работа потребительской кооперации пошла на убыль.
В конце нэпа потребкоопрация во всех отношениях - численном, хозяйственном и организационном - значительно окрепла. На этот период её относительно свободное внутреннее самоуправление заканчивается. В последующие годы партия и правительство целиком овладевают и командуют всеми участками её хозяйственной деятельности и внутренней жизни.
НЭП был вторым семилетним периодом после довоенного (1907-1913 гг.) благоприятным для развития кооперации в России. Когда гибельная стратегия большевиков на втискивание российской экономики в прокрустово ложе уравнительного военного коммунизма стала очевидной, В.И. Ленин и его окружение отменили право на частную торговлю. Лавина частных торговых заведений захлестнула рынок. Попытка обуздать рыночную стихию с помощью потребительской и других видов кооперации не удалась.
Эта попытка была обречена
на провал, поскольку правительство
не обеспечило потребительскую кооперацию
и половиной требуемых
Потребительская кооперация пережила два кризиса: в 1921 и 1923 годах, и с 1924 начинается её бурный рост. Он был обусловлен крутыми мерами Центросоюза по улучшению управления в потребительской кооперации, отсечением мёртвых единиц, сокращением убытков, ростом прибылей, восстановлением добровольного членства и ростом паенакоплений.
С 1925 года Совнарком начал проводить реальную политику поощрения потребительской кооперации. Она включала льготные кредиты, транспортные тарифы и плату за аренду помещений, частичное освобождение от налогов, выделение квоты (20%) промышленной продукции государственных предприятий, заключение генеральных договоров между Центросоюзом и Высшим Советом народного хозяйства об объёмах и сроках реализации промышленной продукции и т.д.
Одновременно сталинское политическое руководство взяло курс на ликвидацию законодательными, налоговыми и особенно административными мерами частного сектора экономики - главного конкурента кооперации.
К концу 20-х годов кооперативное движение в Советском Союзе достигло апогея своего развития. Потребительская кооперация объединяла 37,8 млн. пайщиков, её доля в товарообороте страны достигла 63,3%. Сельскохозяйственная кооперация объединяла около 12 млн. членов или почти 50% крестьянских хозяйств.
Информация о работе Время расцвета потребительской кооперации