Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства на примере Астраханской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных предложений по совершенствованию региональной системы поддержки и регулирования агропромышленного сектора.
Научная новизна дипломной работы заключается в следующем:
- внесены предложения по государственной поддержке агропромышленного комплекса;
- выявлены основные проблемы экономического развития, препятствующие поступательному развитию предприятий агропромышленного комплекса с учетом региональных особенностей Астраханской области, разработан проект развития семейных животноводческих ферм
- предложены пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа (1).docx

— 52.23 Кб (Скачать файл)

Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства на примере Астраханской области

Введение

Aктуальность темы дипломной работы. Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК России, предполагающая осуществление комплекса мер воздействия государства на систему экономических отношений, обусловлена местом и ролью аграрного сектора в рыночной экономике в целом и принципиальных российских особенностей условий хозяйствования в частности.

Aгропромышленный комплекс в современных условиях занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Тем более при вступлении России в ВТО, сельское хозяйство еще больше нуждается в государственной поддержке, которая по принципам ВТО должна быть в ограниченном объеме.

Низкодоходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов, имеющее ярко выраженный сезонный, циклический характер производства, является более отсталой отраслью по сравнению с другими отраслями экономики. Отсюда вытекает необходимость государственного  регулирования  этого сектора.

В связи с этим, особую актуальность приобретает изучение различных методов государственного регулирования деятельности сельхозпредприятий. Также представляет интерес оценка влияния государственной политики в области развития AПК на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий в современных условиях. В настоящее время реализация государственной политики по развитию AПК опирается на значительное бюджетное финансирование: федеральное и региональное. Российская практика государственной поддержки предприятий аграрного сектора показывает, что большая часть расходов осуществляется на региональном уровне. Таким образом, анализ эффективности государственного регулирования AПК в регионе является актуальной задачей. Рассмотрению этих вопросов посвящена данная работа.

Объект исследования. Объектом исследования является механизм государственной поддержки и регулирования AПК.

Предмет исследования. Предметом исследования является методы государственного поддержки и регулирования агропромышленного сектора экономики в Астраханской области.

Базой исследования выполненной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области сельского хозяйства, являющихся сторонниками подхода к экономике, как к регулируемой системе посредством координации рыночного механизма AПК и разносторонней его поддержки со стороны государства. Правовой основой исследования стали федеральные и региональные нормативно-правовые акты.

Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных предложений по совершенствованию региональной системы поддержки и регулирования агропромышленного сектора.

Научная новизна дипломной работы заключается в следующем:

- внесены предложения по государственной  поддержке агропромышленного комплекса;

- выявлены основные проблемы  экономического развития, препятствующие  поступательному развитию предприятий  агропромышленного комплекса с  учетом региональных особенностей  Астраханской области, разработан  проект развития семейных животноводческих  ферм

- предложены пути увеличения  производства сельскохозяйственной  продукции.

 

2.3 Анализ государственной  поддержки и регулирования Володарского  района Астраханской области

В экономике Володарского района ведущее место занимает Агропромышленный комплекс. Его состояние во многом определяет уровень жизни населения и социальную обстановку. Володарский район  включает 75 населенных пунктов, 21 муниципальное образование.

На территории Володарского района агропромышленный комплекс представлен многоотраслевыми сельскохозяйственными предприятиями:   

    • 15  сельскохозяйственных предприятий;
    • 128   крестьянско-фермерских хозяйств;
    • 2 кооператива:  кредитный «Народный кредит»,  снабженческий потребительский  кооператив «Колос»;
    • 10825 личных подсобных хозяйств.

Район вытянут с севера на юг на 55 км, с запада на восток на 63 км, и включает в себя полупустынные ландшафты Прикаспия и дельту реки Волга, изрезанную многочисленными её рукавами, образующихся 383 острова в районе, что на 76 % больше, чем в Карелии1.

Общая площадь земель в административных границах района составляет 2,1 тыс. кв. км. 

Земельный фонд района составляет 388255 га. Из них 42,1% составляют сельскохозяйственного назначения (163700 га). Земли сельскохозяйственных угодий занимают 28,9% (112,5 га). Ведущее место в структуре сельскохозяйственных угодий принадлежит сенокосам и пастбищам, площадь которых соответственно (47415 га и 52502 га) составляет 12,2% и 13,5%. Орошаемая пашня составляет 10949 га или 2,8%.

Благоприятный климат в сочетании с искусственным орошением позволяет выращивать на полях района овощные, зерновые, бахчевые культуры, рис, картофель. Район имеет хорошие пастбища и сенокосные угодья, а также есть лесные массивы из ивы, ясеня, вяза

Численность населения – 49,7 тысяч человек, из которых 38,2 тысячи человек жители сельского населения (77%), и 11,0 тысяч человек жители поселка Володарский. Численность занятого населения в сельском производстве   2240 человек, что составляет 21 %; в КФХ  - 1180 человек (11%), трудоспособного населения.                                                     

Сельское хозяйство в районе обеспечивает не только занятость населения, но и служит  базой для развития пищевой промышленности, ориентированной на переработку сельскохозяйственной продукции.

В 2012 году на территории Володарского района действовали 3 экономически значимые программы:

  1. ОЦП «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Астраханской области» ГК(Ф)Х Гавриловой Е.С. выплачена субсидия на компенсацию части стоимости с/х техники – 489,7 тыс. рублей.
  2. АВЦП «Развитие мясного скотоводства и увеличение производства мяса говядины в Астраханской области» Р/К «Бушма», ООО «Курбет», КФХ  Джардемов К.У. ,   Альжанов Г.Р. получили  субсидии на  компенсацию части стоимостис/х техники -2018,5 тыс. рублей.
  3. АВЦП «Развитие овощеводства, бахчеводства, картофелеводства и овощеперерабатывающей промышленности в Астраханской области». Р/к «Бушма» – субсидии  на компенсацию части стоимости с/х техники – 347,2 тыс. рублей.

Таблица 6

Количество выданных кредитов за 2008-2012гг.

 

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Количество договоров

195

216

506

454

502

Сумма  (млн.руб.)

95,7

141,5

142,3

188,7

201,6

ЛПХ

21,7

33,4

43,7

95,4

112,8

КФХ, СХП

74

108,1

81,5

93,3

88,8


 

3.2. Пути увеличения  производства сельскохозяйственной  продукции в Астраханской области

 

Продовольственное обеспечение населения регион - одна из главных задач. Для решения этой проблемы принимаются специальные законы и программы, определяются подходы региона к сельскохозяйственному производству как к особой отрасли экономики имеющей стратегическое значение.

Создание современного механизма государственного регулирования и его отладка - одна из важнейших и сложнейших задач российских реформ на данном этапе. Как показывает практика зарубежных стран, простое экстенсивное расширение прямого вмешательства государства в экономику не приводит к повышению ее управляемости и эффективности. Сегодня должна быть создана современная система государственного регулирования, основанная на использовании зарубежного опыта и учитывающая конкретно- исторические условия России, специфику данного этапа развития2 .

В современных условиях необходимо задействовать механизм косвенного экономического регулирования АПК. К косвенным мерам относятся рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической, в том числе таможенно-тарифной, политики и др. Задействуя с их помощью экономические интересы и стимулы, государство влияет на поведение хозяйственных субъектов в качестве производителей и потребителей, а не непосредственно на само производство и потребление.

Для регионов и России в целом остается актуальным вопрос формирование адекватной рыночным отношениям системы кредитования в АПК. Организация рационального кредитования села является одной из ключевых проблем, особенно острых из-за несовпадения вследствие сезонности производства периодов материальных издержек и получения доходов. Кредитование здесь должно быть рассчитано на весь период производства.

Важной формой кредитования АПК является товарный кредит. Однако недопустимо его необоснованное увеличение в ущерб денежному кредитованию. В связи с этим необходимо обеспечить рациональное сочетание форм как товарного, так и денежного кредитования, их равную доступность, право выбора товаропроизводителем наиболее эффективного, с его точки зрения, вида кредитования.

Товарный кредит, представляемый с участием государства, выступает в форме поставок ГСМ, минеральных удобрений, семян, лизинга техники. В современных условиях товарное кредитование с поддержкой государства играет ведущую роль.

Действующий ныне механизм государственного товарного кредитования необходимо совершенствовать исходя из следующих положений:

  • при товарном кредитовании цены на материально-технические ресурсы, предоставляемые товаропроизводителям не должны быть выше среднерыночных цен, сложившихся в регионе;
  • поставщики ресурсов по товарному кредиту должны определяться на конкурсной основе с заключением соответствующих договоров с государством.

Особенности сельскохозяйственного производства связаны с влиянием на него природно-климатических условий и биологического фактора. Поэтому для сельскохозяйственных организаций большое значение имеет страхование.

Страхование сельскохозяйственных культур должно обеспечить возможность компенсации сельхозтоваропроизводителям 80% затрат на страхование посевов, в том числе за счет средств  федерального бюджета – 50% и за счет средств регионального бюджета – 30 % .

Реализация данного вопроса позволит увеличить количество хозяйств, осуществляющих страхование посевов сельскохозяйственных культур с использованием субсидирования части расходов из средств регионального и федерального бюджетов. Это позволит с одной стороны снизить нагрузку на бюджеты при  возникновении стихийных ситуаций, а с другой стороны  обеспечить возврат представленных бюджетных кредитов из сумм страховых выплат, расширить виды страховых услуг и предоставить возможность самостоятельного выбора товаропроизводителями страховых объектов (сельскохозяйственные культуры и скот, основные и оборотные фонды, уровень их страхования, страховые риски).

В настоящее время крайне необходимо организовать активное взаимодействие министерств и ведомств, общественных организаций и бизнеса для разработки законодательных и нормативных актов, обеспечивающих усиление государственной поддержки занятости семей, сельской молодежи, создание новых высокопроизводительных рабочих мест на базе инновационных технологий. Именно общество и государство в ходе структурных преобразований экономики села, и освоения новых современных технологий должны стать системными инвесторами в человеческий капитал.

На основе высказанных в ходе работы предложений, считаем целесообразным рекомендовать: 

  • разработать региональные программы поддержки семейных ферм, молодежного агробизнеса, стимулирующие предпринимательскую активность сельской молодежи;
  • формировать региональные фонды земельных ресурсов;
  • принять комплекс действенных мер, направленных на содействие устойчивому развитию региональных рынков продовольственных товаров, соблюдению антимонопольного законодательства, обеспечению гарантированного сбыта и доступа местных товаропроизводителей к торговым сетям и другим местам торговли;
  • содействовать формированию у населения стремления к реализации творческого потенциала и предпринимательской активности.

Информация о работе Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства на примере Астраханской области