Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:23, курсовая работа
Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных предложений по совершенствованию региональной системы поддержки и регулирования агропромышленного сектора.
Научная новизна дипломной работы заключается в следующем:
- внесены предложения по государственной поддержке агропромышленного комплекса;
- выявлены основные проблемы экономического развития, препятствующие поступательному развитию предприятий агропромышленного комплекса с учетом региональных особенностей Астраханской области, разработан проект развития семейных животноводческих ферм
- предложены пути увеличения производства сельскохозяйственной продукции.
Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства на примере Астраханской области
Введение
Aктуальность темы дипломной работы. Необходимость государственной поддержки и регулирования АПК России, предполагающая осуществление комплекса мер воздействия государства на систему экономических отношений, обусловлена местом и ролью аграрного сектора в рыночной экономике в целом и принципиальных российских особенностей условий хозяйствования в частности.
Aгропромышленный комплекс в современных условиях занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Тем более при вступлении России в ВТО, сельское хозяйство еще больше нуждается в государственной поддержке, которая по принципам ВТО должна быть в ограниченном объеме.
Низкодоходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов, имеющее ярко выраженный сезонный, циклический характер производства, является более отсталой отраслью по сравнению с другими отраслями экономики. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования этого сектора.
В связи с этим, особую актуальность приобретает изучение различных методов государственного регулирования деятельности сельхозпредприятий. Также представляет интерес оценка влияния государственной политики в области развития AПК на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий в современных условиях. В настоящее время реализация государственной политики по развитию AПК опирается на значительное бюджетное финансирование: федеральное и региональное. Российская практика государственной поддержки предприятий аграрного сектора показывает, что большая часть расходов осуществляется на региональном уровне. Таким образом, анализ эффективности государственного регулирования AПК в регионе является актуальной задачей. Рассмотрению этих вопросов посвящена данная работа.
Объект исследования. Объектом исследования является механизм государственной поддержки и регулирования AПК.
Предмет исследования. Предметом исследования является методы государственного поддержки и регулирования агропромышленного сектора экономики в Астраханской области.
Базой исследования выполненной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области сельского хозяйства, являющихся сторонниками подхода к экономике, как к регулируемой системе посредством координации рыночного механизма AПК и разносторонней его поддержки со стороны государства. Правовой основой исследования стали федеральные и региональные нормативно-правовые акты.
Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных предложений по совершенствованию региональной системы поддержки и регулирования агропромышленного сектора.
Научная новизна дипломной работы заключается в следующем:
- внесены предложения по
- выявлены основные проблемы
экономического развития, препятствующие
поступательному развитию
- предложены пути увеличения
производства
2.3 Анализ государственной
поддержки и регулирования
В экономике Володарского района ведущее место занимает Агропромышленный комплекс. Его состояние во многом определяет уровень жизни населения и социальную обстановку. Володарский район включает 75 населенных пунктов, 21 муниципальное образование.
На территории Володарского района агропромышленный комплекс представлен многоотраслевыми сельскохозяйственными предприятиями:
Район вытянут с севера на юг на 55 км, с запада на восток на 63 км, и включает в себя полупустынные ландшафты Прикаспия и дельту реки Волга, изрезанную многочисленными её рукавами, образующихся 383 острова в районе, что на 76 % больше, чем в Карелии1.
Общая площадь земель в административных границах района составляет 2,1 тыс. кв. км.
Земельный фонд района составляет 388255 га. Из них 42,1% составляют сельскохозяйственного назначения (163700 га). Земли сельскохозяйственных угодий занимают 28,9% (112,5 га). Ведущее место в структуре сельскохозяйственных угодий принадлежит сенокосам и пастбищам, площадь которых соответственно (47415 га и 52502 га) составляет 12,2% и 13,5%. Орошаемая пашня составляет 10949 га или 2,8%.
Благоприятный климат в сочетании с искусственным орошением позволяет выращивать на полях района овощные, зерновые, бахчевые культуры, рис, картофель. Район имеет хорошие пастбища и сенокосные угодья, а также есть лесные массивы из ивы, ясеня, вяза
Численность населения – 49,7
тысяч человек, из которых 38,2 тысячи человек
жители сельского населения (77%), и 11,0 тысяч
человек жители поселка Володарский. Численность
занятого населения в сельском производстве
2240 человек, что составляет 21 %; в КФХ
- 1180 человек (11%), трудоспособного населения.
Сельское хозяйство в районе обеспечивает не только занятость населения, но и служит базой для развития пищевой промышленности, ориентированной на переработку сельскохозяйственной продукции.
В 2012 году на территории Володарского района действовали 3 экономически значимые программы:
Таблица 6
Количество выданных кредитов за 2008-2012гг.
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. | |
Количество договоров |
195 |
216 |
506 |
454 |
502 |
Сумма (млн.руб.) |
95,7 |
141,5 |
142,3 |
188,7 |
201,6 |
ЛПХ |
21,7 |
33,4 |
43,7 |
95,4 |
112,8 |
КФХ, СХП |
74 |
108,1 |
81,5 |
93,3 |
88,8 |
3.2. Пути увеличения
производства
Продовольственное обеспечение населения регион - одна из главных задач. Для решения этой проблемы принимаются специальные законы и программы, определяются подходы региона к сельскохозяйственному производству как к особой отрасли экономики имеющей стратегическое значение.
Создание современного механизма государственного регулирования и его отладка - одна из важнейших и сложнейших задач российских реформ на данном этапе. Как показывает практика зарубежных стран, простое экстенсивное расширение прямого вмешательства государства в экономику не приводит к повышению ее управляемости и эффективности. Сегодня должна быть создана современная система государственного регулирования, основанная на использовании зарубежного опыта и учитывающая конкретно- исторические условия России, специфику данного этапа развития2 .
В современных условиях необходимо задействовать механизм косвенного экономического регулирования АПК. К косвенным мерам относятся рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической, в том числе таможенно-тарифной, политики и др. Задействуя с их помощью экономические интересы и стимулы, государство влияет на поведение хозяйственных субъектов в качестве производителей и потребителей, а не непосредственно на само производство и потребление.
Для регионов и России в целом остается актуальным вопрос формирование адекватной рыночным отношениям системы кредитования в АПК. Организация рационального кредитования села является одной из ключевых проблем, особенно острых из-за несовпадения вследствие сезонности производства периодов материальных издержек и получения доходов. Кредитование здесь должно быть рассчитано на весь период производства.
Важной формой кредитования АПК является товарный кредит. Однако недопустимо его необоснованное увеличение в ущерб денежному кредитованию. В связи с этим необходимо обеспечить рациональное сочетание форм как товарного, так и денежного кредитования, их равную доступность, право выбора товаропроизводителем наиболее эффективного, с его точки зрения, вида кредитования.
Товарный кредит, представляемый с участием государства, выступает в форме поставок ГСМ, минеральных удобрений, семян, лизинга техники. В современных условиях товарное кредитование с поддержкой государства играет ведущую роль.
Действующий ныне механизм государственного товарного кредитования необходимо совершенствовать исходя из следующих положений:
Особенности сельскохозяйственного производства связаны с влиянием на него природно-климатических условий и биологического фактора. Поэтому для сельскохозяйственных организаций большое значение имеет страхование.
Страхование сельскохозяйственных культур должно обеспечить возможность компенсации сельхозтоваропроизводителям 80% затрат на страхование посевов, в том числе за счет средств федерального бюджета – 50% и за счет средств регионального бюджета – 30 % .
Реализация данного вопроса позволит увеличить количество хозяйств, осуществляющих страхование посевов сельскохозяйственных культур с использованием субсидирования части расходов из средств регионального и федерального бюджетов. Это позволит с одной стороны снизить нагрузку на бюджеты при возникновении стихийных ситуаций, а с другой стороны обеспечить возврат представленных бюджетных кредитов из сумм страховых выплат, расширить виды страховых услуг и предоставить возможность самостоятельного выбора товаропроизводителями страховых объектов (сельскохозяйственные культуры и скот, основные и оборотные фонды, уровень их страхования, страховые риски).
В настоящее время крайне необходимо организовать активное взаимодействие министерств и ведомств, общественных организаций и бизнеса для разработки законодательных и нормативных актов, обеспечивающих усиление государственной поддержки занятости семей, сельской молодежи, создание новых высокопроизводительных рабочих мест на базе инновационных технологий. Именно общество и государство в ходе структурных преобразований экономики села, и освоения новых современных технологий должны стать системными инвесторами в человеческий капитал.
На основе высказанных в ходе работы предложений, считаем целесообразным рекомендовать: