Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 22:24, курсовая работа
Целью данной работы является попытка проанализировать основные вопросы правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя в Российской Федерации.
Введение
Глава 1. История предпринимательства
1.1. История развития теории предпринимательства
1.2. История предпринимательства в России
1.3. Экономическая природа предпринимательства
Глава 2. Правовое регулирование деятельности предпринимателя
2.1. Понятие предпринимательской деятельности
2.2. Право на экономическую деятельность
2.3. Правовой статус гражданина-предпринимателя
2.4. Особенности статуса индивидуального предпринимателя
Глава 3. Государственная регистрация предпринимателя
3.1.Порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя
3.2. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности
3.3. ЕСН для индивидуального предпринимателя
Заключение
Приложения
Библиография
Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство. В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:
Если раньше в сфере экономики существовала монополия государства, то теперь предпринимательство рассматривается в Конституции как сфера, в которой приоритетом обладает частный интерес. Конституция РФ специально выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и незаконными методами. Конституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотреблений свободой предпринимательства тесно связаны с самой этой свободой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих злоупотреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и нарушением этических правил конкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и технологический прогресс, подавляет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую деятельность. По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений о ценах (для поддержания высоких цен), разделе рынков, устранении с рынка других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются, когда их вводят в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и иными способами.
Подобного рода методы запрещены Законом РСФСР о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г. Запрещены также распространение предпринимателем ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю, изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, и ряд других действий.
Закон устанавливает, что признание положения доминирующим (т. е. монополии) возможно, если доля товаров на рынке превышает 35 % и существует возможность ограничивать конкуренцию. Ограничивать конкуренцию запрещено не только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средством борьбы с монополизацией и недобросовестной конкуренцией может быть обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний - налагать штраф. В случае причинения убытков от таких действий можно обращаться в суд (как общей юрисдикции, так и арбитражный).
Для реализации положений
указанного Закона создан Государственный
антимонопольный комитет
Имущественная независимость граждан закреплена в ст. 35 и 36 Конституции РФ. Она, как важнейшее условие создания рыночной Среды, означает также равенство, свободу договора, возмещение ущерба участников торгового оборота.
Трактовка прав предпринимателей как разновидности прав граждан означают, что конституционный статус предпринимателей, независимо от того, государственное это предпринимательство или частное, а также на какой территории осуществляется предпринимательская деятельность, должен быть единым. Единству статуса предпринимателей служат нормы ст. 71 Конституции, относящие к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка и нормы ст.19 Конституции, закрепляющей важнейший принцип равенства всех перед законом и судом.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ конституционное право на предпринимательство является непосредственно действующим и, прежде всего проявляется в том, что оно определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Конституционные гарантии предпринимательства содержатся во всех главах Конституции, хотя нередко они формулируются в нормах, определяющих полномочия органов власти.
Содержащиеся в ст.8 Конституции РФ положения о единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, о поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, о равенстве разных форм собственности позволяют уяснить сущность конституционного права на предпринимательскую деятельность.
Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторговую деятельность. Президент РФ подписал 14 октября 1995 г. Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”. Целями Закона являются “защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику”. В соответствии с Законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские лица, “за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ”. Иностранные лица осуществляют аналогичную деятельность с соблюдением законодательства России. Закон устанавливает порядок ввоза и вывоза товаров, ограничения экспорта и импорта, выдачи лицензий и пр.
Важной составной частью права на предпринимательство является право предпринимателей иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ). Изъятие имущества предпринимателей только по решению суда - важнейшая конституционная гарантия их имущественной независимости от государства. В п.3 ст. 35 Конституции содержится положение о том, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Предприниматель имеет
право на коммерческую тайну как
элемент его конституционно-
Осуществление предпринимательских
прав подпадает под общий
Обогащает содержание права на предпринимательство содержащееся в ст. 30 Конституции право каждого на объединение. Это право применительно к лицам, намеревающимся осуществлять предпринимательскую деятельность, означает свободу создания различных организационно-правовых форм (акционерные общества, товарищества, кооперативы и т. д.). Регистрация объединения означает не получение разрешения от государства, а юридический факт, с которым связывается возникновение правоспособности юридического лица.
Конституция РФ закрепляет
очень высокое положение
C 1 января 1995 года признан
утратившим силу Закон РСФСР
“О предприятиях и
Институт предпринимательской деятельности как разрешенного и поощряемого государством занятия - достаточно новое явление в российском праве последних десятилетий. В бывшем СССР предпринимательство рассматривалось как антиобщественная деятельность, а его субъекты привлекались к уголовной ответственности (ст.153 УК РСФСР).
Любопытно отметить, что те признаки предпринимательства, которые учитывались при оценке состава преступления (деятельность по производству товаров, услуг в целях извлечения прибыли (наживы), осуществляемая с привлечением рабочей силы в формах предприятий и организаций), вошли в определение предпринимательства как вполне легального занятия, которое регламентируется и защищается силой государства.
Оценивая законодательное развитие понятия предпринимательской деятельности, хотелось бы отметить две тенденции.
Во-первых , конструкция легального определения совершенствуется, делаются попытки уточнить и нормативно отточить его элементы. Законодатель пошел по пути инкорпорации норм о предпринимательской деятельности в Гражданский кодекс и достиг определенных успехов.
Однако, во-вторых , становится все более ясной невозможность избежать теоретических противоречий такого подхода и в достаточной мере удовлетворить потребности правоприменения.
2.3. Правовой
статус гражданина-
Впервые термин предпринимательства был закреплен в Законе СССР от 1 мая 1987 года “Об индивидуальной трудовой деятельности”. Этот Закон допускал индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Документами, удостоверяющими право граждан заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, являлись регистрационные удостоверения или патенты, выдаваемые на определенный срок.
Российский Закон от
25 декабря 1990года “О предприятиях и
предпринимательской
Правовое регулирование
предпринимательской
Первый блок определяет внутренние отношения в конкретном субъекте предпринимательской деятельности: порядок его учреждения, управления и самоуправления, организации труда.
Второй блок регулирует
отношения по “вертикали”: между
субъектами предпринимательской
Третий блок регулирует отношения субъектов предпринимательства по “диагонали”, в частности с банками и иными кредитными организациями, органами по валютному регулированию и контролю.
Четвёртый блок регулирует
отношения субъектов
Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя. Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость “завоевать” потребителя, создать круг собственных потребителей. Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:
Информация о работе Государственная регистрация предпринимателя