Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:41, курсовая работа
В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
Цель работы: исследовать современные тенденции государственного регулирования.
Задачи работы: рассмотреть необходимость государственного регулирования экономики, методы государственного регулирования, государственное регулирование экономики в современной России.
Введение………………………………………………………………………………………………3
Глава 1.Необходимость государственного регулирования экономики.………..4
Глава 2 Методы государственного регулирования.…………………………………....7
Глава 3. Государственное регулирование экономики в современной России…………………………………………………………………………………………………16
Заключение. …………………………………………………………………………………………29
Список использованной литературы. …………………………………………………...…30
‒ отношения между государством (государственными органами) и обществом, гражданами, субъектами хозяйственной деятельности;
‒ отношения "внутри" государства, между ее органами по поводу распределения полномочий, определение их правового статуса;
‒ отношения между субъектами хозяйственной деятельности (производитель - посредник, заказчик - подрядчик, должник - кредитор, собственник - арендатор и т. д.);
‒ экономические отношения между людьми.
Основой правового регулирования
является разработка и юридическое
закрепление норм (правил) поведения
субъектов экономических
Гипотеза - это такой элемент нормы, в котором отмечаются условия, обстоятельства, ситуации в сфере экономических отношений, с наступлением которых норма вступает в силу.
Диспозиция - часть нормы, которая определяет права или обязанности участников отношений.
Санкция - это часть нормы,
которая предусматривает
Административные методы ГРЭ - это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Они делятся на способы запрещения, разрешения и принуждения.
Их признаки: прямое влияние государственных органов или должностных лиц на действия исполнителей через установление: обязанностей, норм поведения, безальтернативного выбора способов решения задач; обязательность выполнения приказов, распоряжений; ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.
В экономически развитых странах
в нормальных условиях административные
методы играют второстепенную роль. Так,
сфера административных мер ограничивается
преимущественно защитой
Использование административных мер становится целесообразным тогда, когда рыночный механизм и экономические методы ГРЭ оказываются недостаточными или действуют чересчур медленно.
Основными инструментами
административного
Лицензии - это специальные
разрешения, которые выдаются субъектам
предпринимательской
Составным элементом лицензирования является перечень видов предпринимательской деятельности, которые имеют лицензионный (разрешительный) статус.
Квота - доля в производстве или сбыте продукции, устанавливаемая в рамках закона или различными соглашениями.
Квотирование осуществляется с целью создания конкурентной среды, защиты отечественного рынка, стабилизации цен на внутреннем рынке.
Санкции - это система мероприятий, направленных на наказание субъектов рынка, которые не выполняют установленных правил деятельности.
За невыполнение субъектами
рынка определенных обязательств, в
порядке экономических санкций,
государство может требовать
уплату неустойки, штрафов, пени, а также
изымать выручку в
Норма - это, во-первых, научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества, во-вторых, правила поведения людей и осуществление определенных видов экономической деятельности.
Норматив - поэлементная составная нормы, характеризующая количество выработанных или использованных в потреблении товаров (работ, услуг, ресурсов) на любую единицу, например, на душу населения, на одного занятого, на единицу времени (площади, объема) и т.п.
С помощью норм и нормативов осуществляются планово-экономические расчеты, регулирование в сферах производства, труда, социальной защиты населения, охраны окружающей природной среды.
Стандарты - это единые нормы и требования, предъявляемые к промышленному сырью и готовой продукции (по типам, маркам, параметрам, размерам , качеству изделий, по величине измерений, методам апробирования и контроля, правилам паковки, маркировки и правилам сохранности продукции, технологии производства).
Объектами стандартизации являются конкретная продукция, нормы и нормативы, требования, методы, сроки, обозначения и т.д.
Соблюдение государственных
стандартов является обязательным для
всех субъектов экономической
Государственный заказ является инструментом как административного, так и экономического регулирования.
Цены тоже могут использоваться и как инструменты административного регулирования.
Целью такого регулирования является предотвращение разрушительного влияния свободного ценообразования на экономику.
Государство осуществляет административное регулирование цен через: установление фиксированных цен на необходимые товары и услуги; введение предельных цен или предельных коэффициентов их повышения, внедрение механизма декларирования изменения цен, замораживание цен на определенный срок и т.д.
Экономические методы ГРЭ. Экономическое регулирование осуществляется инструментами фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, амортизационной и других направлений государственной экономической политики.
Инструментами фискальной политики являются государственные закупки, определяющие бюджетные расходы, и налоги, определяющие бюджетные доходы. Выделяют: стимулирующую фискальную политику, направленную на стимулирование производства через увеличение государственных расходов и сдерживающую фискальную политику, направленную на сдерживание производства.
В рамках бюджетной политики государство осуществляет прямое финансирование государственного сектора, финансирование инвестиционных программ, обслуживание государственного долга.
Налоговая политика применяется
для пополнения государственных
финансовых ресурсов, а также для
стимулирования экономического роста,
научно-технического прогресса, осуществления
структурных преобразований, повышение
конкурентоспособности
Налоговая политика реализуется по двум направлениям - это: во-первых, определение видов налогов и установление налоговых ставок; во-вторых, предоставление налоговых льгот отдельным субъектам (лицам) с целью влияния на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населения.
Денежно-кредитное
Денежная эмиссия - это комплекс мероприятий центрального банка по введению в оборот дополнительных денег, что обуславливает увеличение денежной массы и способствует повышению деловой активности.
Однако чрезмерная эмиссия способна порождать инфляцию. Эмиссия относится к инструментам прямого влияния, поскольку эмиссией государство непосредственно "вмешивается" в рынок денег.
Операции с государственными ценными бумагами связаны с куплей или продажей государством ценных бумаг.
Контрагентами государства являются коммерческие банки, предприятия, население. Если необходимо увеличить предложение денег, центральный банк скупает ценные бумаги. Вследствие этого коммерческие банки получают деньги, увеличивают свои резервы и мультипликативно увеличивают денежное предложение. Обратный эффект наступает, когда центральный банк начинает продавать ценные бумаги.
Изменение нормы обязательных резервов ведет к таким последствиям: при повышении резервной нормы центральный банк понижает денежный мультипликатор и благодаря этому уменьшает прирост денежного предложения. При снижении резервной нормы возрастает денежный мультипликатор, что увеличивает прирост денежного предложения.
Манипулирование учетной ставкой дает возможность центральному банку регулировать спрос коммерческих банков на ссуды, а через них - на резервы банковской системы.
Учетная ставка - это цена ссуды, по которой коммерческие банки обращаются к центральному банку с целью увеличения своих резервов. Она служит ориентиром для банковских процентных ставок. Уровень последних обуславливает уровень спроса на кредиты со стороны субъектов рынка.
Пропагандистские (нравственно-этические) методы ГРЭ - это обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемного работника, государственного служащего и т. п.).
Они включают мероприятия
воспитания, разъяснения целей и
содержания регулирования, способы
морального поощрения и тому подобное.
Суть этих методов состоит в том,
чтобы формировать и
Глава 3. Государственное регулирование экономики
в современной России
Вопрос о возможности и формах государственного влияния на экономические процессы всегда был одним из самых сложных и дискуссионных в экономической науке и практике. За последнее время диапазон оценок и подходов в этой области расширился, и под влиянием концепций глобализации мирового хозяйства нередко высказывается мнение о том, что государственные функции в экономике должны неизбежно сужаться. Данная позиция фактически навязывалась западными экспертами странам постсоциалистической зоны на старте рыночных реформ.
Замещают ли институты рынка функции государства в экономике?
Объективный анализ мировой практики показывает, что так называемый процесс «разгосударствления» экономики ни в одной из высокоразвитых стран мира не привел к «уходу» государства из экономики. Более того, фактические материалы о масштабах участия различных государств в регулировании экономических процессов своих стран показали, что в среднем именно высокоразвитые страны, т. е. страны с давней ориентацией на рыночные механизмы характеризуются наиболее высокими масштабами расходов на государственное управление. В России уровень государственных расходов существенно ниже, чем в любой из развитых стран.
Несмотря на то, что в конце XX в. уровень затрат на государственные нужды у нас был значительно ниже уровня, характерного для большинства развитых стран (составляя порядка 27-29% к ВВП), в официальных проектировках правительства тех лет продолжали настойчиво выдвигаться задачи дальнейшего снижения соответствующих расходов государственного бюджета с доведением их до 22-23% к ВВП, т. е. ниже планки, характерной в среднем для слаборазвитых стран. Это было фактическим отстранением государства от функций управления экономикой и обществом. Сегодня среди экспертов и политиков нарастает убеждение в необходимости перехода к более работоспособной системе государственного управления. И это связано с назревшими коррективами в содержании и направленности экономического курса.
Под влиянием требований времени Министерство экономического развития и торговли РФ при формировании программы социально-экономического развития на 2007-2009 гг. впервые на официальном уровне признало настоятельную необходимость «смены модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного роста, активизации энергосбережения, значительного увеличения инвестиционной активности». С такой постановкой задачи можно согласиться, если за этим будут стоять адекватные действия, касающиеся модернизации системы государственного управления.
Хотя принятый 20 июля 1995 г. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», несомненно, способствовал коррекции сугубо либеральных подходов к функциям государства в экономике, он все же был половинчатым и не ответил на многие насущные вопросы. В нем, в частности, отсутствуют положения о стратегическом и индикативном планировании, о необходимости научного обеспечения прогнозно-плановой работы и др. Отсутствие стратегического планирования означает на деле почти полное исчезновение ответственности конкретных государственных органов и конкретных лиц за выработку и реализацию стратегии социально-экономического развития страны, приводит к крупным ошибкам и просчетам.
Проводимая в стране административная реформа, существенно изменившая структуру и характер функционирования государственных органов, по замыслу довольно прогрессивна, поскольку базируется на идеях и опыте, проверенных в последнее время мировой практикой. Однако эта реформа буксует и часто дает отрицательные результаты, по той причине, что не имеет настоящего ответственного руководства.
Структура государственных органов, которым вменено выполнение тех или иных функций в сфере экономики, в результате реформ государственного управления стала еще более запутанной. Запределен уровень бюрократизации в выработке и прохождении управленческих решений. Коррумпированность чиновничества побила все рекорды истории. Если в 2006-2010 гг. коррупционные процессы в деятельности государственного аппарата, судя по социологическим исследованиям, тревожили примерно 30% граждан, то в 2006 г. уже 40%, а в 2010 г. более 50%.
Из всех министерств, прямо или косвенно замкнутых на решение задач, связанных с экономическим развитием, самым значимым и по названию и по масштабам является Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ). Именно здесь вырабатываются и представляются в Правительство РФ экономические проектировки – концепции и программы социально-экономического развития, крупные прогнозные проработки, национальные проекты, федеральные целевые программы и т. д. Именно МЭРТ выглядит отчитывающимся как перед «верхами», так и перед общественностью за реализацию экономических проектировок. Но это министерство именно только «выглядит» ответственным и деятельным. На самом деле «коэффициент управляемости» национальной экономики от тех или иных действий или бездействия МЭРТ (как «экономического штаба») есть величина, которую даже в принципе едва ли возможно хотя бы приблизительно определить.