Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 14:52, контрольная работа
Краткое описание
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения: 1) характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения России; 2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов; 3) социальная политика государства.
Содержание
Введение ………………………………………………………………….…. 3 1. Сущность доходов, источники их формирования и формы …….….5 1.1 Понятие дохода…………………………………………………………...5 1.2 Виды доходов………………………………………………………….….6 1.3 Показатели дохода………………………………………………...…….10 2. Неравенство доходов: его причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини ……………………….………………………………. 15 2.1 Причины дифференциации………………………………………...…...15 2.2 Плюсы и минусы неравенства доходов населения……………………16 2.3 Кривая Лоренца и коэффициент Джини……………………………….19 3. Проблема справедливого распределения доходов в РФ и пути ее решения……………………………………………………………………….. 21 Заключение………………………………..………………………...………25 Список используемой литературы…………..
Абсолютное неравенство означает,
что и 20%, и 40%, и 60%, и т. д. населения не получают
никакого дохода, за исключением одного-единственного,
последнего в ряду (линия OF) человека, который
присваивает 100% всего дохода. Ломаная
линия ОЕ – это линия абсолютного неравенства.
В реальности фактическое распределение
дохода показано линией OABCDE. Чем больше
отклоняется эта линия, или кривая Лоренца,
от линии ОЕ, тем больше неравенство в
распределении доходов. Если мы разделим
заштрихованную площадь на площадь треугольника
OFE, то получим показатель, отражающий
степень неравенства в распределении
доходов.
Если площадь не заштрихованного
участка графика обозначить буквой Т,
то можно получить следующее отношение:
;
где G – показатель, измеряющий
степень неравенства в доходах.
Этот показатель в экономической
теории называется коэффициентом Джинн,
по имени итальянского экономиста и статистика
Коррадо Джини (1884-1965). Очевидно, чем больше
отклонение кривой Лоренца от биссектрисы,
тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно,
тем больше коэффициент Джини будет приближаться
к 1. Надо отметить, что этот коэффициент
не может равняться ни единице, ни нулю,
т. к. цивилизованная рыночная экономика
исключает подобные крайности благодаря
целенаправленному перераспределению
доходов. Интересно сравнить величину
этого коэффициента в странах с развитой
рыночной экономикой и в России. Так, в
начале 80-х годов коэффициент составлял:
в Японии - 0,270, Швеции - 0,291, ФРГ - 0,295, США -
0,329, Бразилии - 0,565. Изменения коэффициента
G в России, рассчитанного на основе данных
о среднедушевом доходе, видны по таблице
1 (см. приложение)
3 Проблема справедливого
распределения доходов в РФ
и пути ее решения
В Российской Федерации возникла
необходимость формирования целенаправленной
и результативной политики индивидуальных
доходов. Дореформенный период в России
характеризовался жестким государственным
контролем, а также административными
мерами воздействия на уровень доходов
граждан. В процессе перехода к рыночной
экономической системе произошло резкое
падение жизненного уровня и образование
глубокого расслоения общества на богатых
и бедных. Образовались два уровня жизни
со своими доходами и денежными единицами,
два потребительских рынка, различающихся
ценами и наборами потребительских благ.
Представители «двух России» плохо понимают
друг друга. И это тем опаснее, что в «страну
богатых и очень богатых (включая «олигархов»),
а также высокообеспеченных» входит политическая
элита. На противоположном полюсе — «страна
бедняков (включая «маргиналов»)», доходы
которых не достигают прожиточного минимума.
Различия в уровнях жизни «двух России»,
по экспертным оценкам, достигают 100 раз»[1]
Существующие же правовые и
экономические механизмы в сфере регулирования
доходов не только не решают задачу борьбы
с неравенством и бедностью, а напротив,
воспроизводят последние в расширенном
масштабе. Так, правовая норма относительно
установления минимальной заработной
платы даже в новом Трудовом кодексе РФ
реально не увязана с прожиточным минимумом
трудоспособного населения, а применение
вышеупомянутого единого (плоского) налога
на личные доходы, по сути представляет
собой мультипликатор неравенства, который
действует по принципу «сепаратора» центробежного
распределения доходов по «фракциям»:
доходы бедных уменьшаются, а доходы богатых
увеличиваются. Оригинальность действия
этого «сепаратора» состоит в том, что
доля населения со средними доходами уменьшается:
за ее счет возрастает доля бедных.
По данным Госкомстата России,
сегодня преобладающая часть населения
— около 35% — граждане с низкими доходами
(ниже прожиточного минимума); доходы еще
30% незначительно превышают прожиточный
минимум и только 20% россиян можно отнести
к «среднему классу» (к коему принято причислять
достаточно обеспеченных и социально
защищенных граждан). Согласно оценкам
специалистов по социально-экономической
стратификации, в нашей стране:
а) около 50 млн. человек (т. е. треть
населения) находятся в крайне тяжелом
положении, не имея возможности обеспечить
себе даже полноценное питание;
б) происходит рост бедности как
по удельному весу, так и по категориям
населения (помимо инвалидов, многодетных
и неполных семей, а также безработных
в данную группу все в большей мере включаются
многочисленные категории работающих
граждан);
в) доля «среднего класса» неоправданно
низка, что снижает потенциал реформ;
г) на долю 20% наиболее обеспеченных
граждан приходится более 50% денежных
доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных
— всего 6%.
Исходная задача национального
масштаба в России — повышение в течение
ближайших полутора—двух лет минимальной
заработной платы до прожиточного минимума.
Это связано с тем, что минимальная заработная
плата в России даже после ее существенного
повышения с 1 мая 2002 г. вчетверо меньше
прожиточного минимума работающего и
составляет около 10% средней заработной
платы по стране (для сравнения: по данным
МОТ, минимальная заработная плата в большинстве
стран мира составляет 40—60% средней заработной
платы и в несколько раз превышает физиологический
прожиточный минимум). Такое положение
«раскручивает спираль бедности»: работники,
заработная плата которых ниже, приближается
или даже несколько выше прожиточного
минимума (а это — около 60% трудоспособного
населения России), не имеют шансов заработать
пенсию, превышающую прожиточный минимум
пенсионера, т. е. неминуемо сталкиваются
с перспективой бедной старости. Понятно,
что данная ситуация дестабилизирует
пенсионную систему, перекладывает на
нее принципиально неразрешимые ее собственными
силами проблемы и затрудняет ее реформирование,
необходимость которого крайне остра.
Среднемесячная номинальная
заработная плата исчисляется делением
фонда начисленной заработной платы работников
на среднесписочную численность работников
и на количество месяцев в периоде.
В фонд заработной платы включаются
начисленные суммы в денежной и неденежной
формах за отработанное и неотработанное
время, доплаты и надбавки, премии и единовременные
поощрения, компенсационные выплаты, связанные
с режимом работы и условиями труда, а
также оплата питания и проживания, имеющая
систематический характер.
Реальная заработная плата
характеризует объем товаров и услуг,
которые можно приобрести на заработную
плату в текущем периоде, исходя из цен
базисного периода. Индекс реальной заработной
платы исчисляется путем деления индекса
номинальной заработной платы на индекс
потребительских цен за один и тот же временной
период.
Основными составляющими доходов
населения можно назвать оплату труда,
доходы от предпринимательской деятельности,
пенсии, стипендии, пособия, социальные
выплаты; поступления от собственности,
в качестве процентов по вкладам, ценным бумагам, дивиденды; доходы от продажи
продукции сельского хозяйства, страховые
возмещения, сумма от продажи иностранной
валюты и многие другие.
По соотношению различных компонентов
в структуре доходов можно судить о типе
экономической системы и трудовой мотивации.
Заключение
Мировой опыт показывает, что
эффективная социально-ориентированная
рыночная экономика немыслима без демократической
системы распределения доходов граждан.
Распределительные отношения лежат в
основе создания системы стимулов для
участия в производственном процессе.
Доходы населения определяют социальное
положение в обществе, также уровень доходов
каждого человека зависит от экономики
страны, в которой он проживает. Таким
образом, реализация результативного
перераспределения доходов должна осуществляться
посредством разработки государственных
программ, предусматривающих конкретные
меры, прежде всего в области регулирования
доходов граждан, справедливого налогооблажения
и совершенствования системы социальной
защиты граждан.
В целом, общепринятым является
мнение, что в соответствии со спецификой
Российской Федерации целесообразно проведение
политики доходов исходя из сочетания
экономической эффективности и социальной
справедливостью. Таким образом, реализация
результативного перераспределения доходов
в России должна осуществляться посредством
разработки государственных программ,
предусматривающих конкретные меры, прежде
всего в области регулирования трудовых
доходов граждан, справедливого налогообложения
и совершенствования системы социальной
защиты граждан. В настоящее время произошли
следующие изменения в использовании
вышеназванных направлений перераспределения
доходов:
· в сфере регулирования оплаты
труда прогрессивной мерой стало поэтапное
повышение минимального размера оплаты
труда и ликвидация его увязки с социальными
выплатами;
· в реформировании социальной
защиты населения приоритетами стали
считаться: достижение упорядоченности,
обоснованности и адресности социальных
трансфертных выплат, усиленное развитие
системы социального страхования. Государственная
политика в области пенсионного обеспечения
реализуется посредством сохранения распределительной
системы финансирования и постепенного
внедрения накопительной.
· основой налогового регулирования
доходов стало принятие единой минимальной
ставки налога на доходы физических лиц.
Вопрос о воздействии данной меры на легализацию
скрываемых населением доходов остается
спорным. Новые налоговые льготы при осуществлении
купли-продажи недвижимости не могут быть
признаны социально справедливыми. Многие
исследователи в качестве последствий
такой политики называют еще большее усиление
социально-экономической дифференциации
населения и сокращение поступлений по
подоходному налогу в бюджет.
Главной проблемой в условиях
острой необходимости социальной поддержки
граждан Российской Федерации является
недостаточность финансирования трансфертных
программ. Заслуживают внимание предложения
по усилению контроля над их целевым и
рациональным использованием. Следует
подчеркнуть важную роль регионального
регулирования доходов граждан, которое
является дополнением и конкретизацией
федеральных программ. В сфере распределительных
отношений именно государство должно
стать социальным гарантом, согласующим
экономические интересы всех социальных
групп общества.
Политики во всем мире стремились
к равномерному распределению доходов
населения, но со временем все возвращалось
обратно. Это можно проследить по историческому
складыванию экономики России. При увеличении
доходов богатых повышались цены на сырье
и другие товары народного потребления.
Высокую значимость имеет обеспечение
комплексного подхода к осуществлению
политики доходов граждан: в частности,
в сложившихся условиях при сокращении
государственного перераспределения
через налоговые методы было бы приемлемо
усиление социальной защиты населения.
Одновременно с совершенствованием используемых
методов имеет смысл создание благоприятных
условий для реализации политики перераспределения.
Речь идет об обеспечении общей экономической
и политической стабильности в государстве.
Главными целями при перераспределении
доходов граждан можно считать: сокращение
дифференциации в оплате труда по отраслям
и предприятиям, снижением сезонной безработицы
в сельской местности, поиск новых источников
финансирования проводимой социальной
политики и др.
Применение прогрессивной шкалы
налогов считается необходимым условием
функционирования национальных систем
распределения доходов. Россия же с 1 января
2001 г. отказалась от такого подхода и практикует
единую (в виде плоской шкалы) ставку налогов
наличные доходы в размере 13%. Принятие
такого решения аргументировалось необходимостью
«вывести из тени» нерегистрируемые доходы.
Данные ожидания не оправдались. К отрицательным
же последствиям введения отмеченной
единой ставки налога следует отнести
предсказывавшиеся серьезными специалистами
галопирующие темпы роста дифференциации
доходов населения.
Предоставление налоговой декларации
обязательно, в соответствии с законодательством,
для предпринимателей и частнопрактикующих
лиц, а также тех налогоплательщиков, которые
не уплатили или уплатили не полностью
налоговые платежи. Стоит сказать, что
в настоящее время в Российской Федерации
наиболее приемлемым было бы использование
налогового регулирования доходов. Однако
с принятием части второй Налогового Кодекса
оно перестало ориентироваться на переход
к демократической системе распределения
доходов.
Происходит дифференциация
населения по доходам, причем выделяются
не только высокодоходные и низкодоходные
группы, но одновременно развивается межотраслевая
и региональная дифференциация, а также
дифференциация внутри предприятий (между
работниками и администрацией). Это явление
неизбежно порождает усиление социальной
напряженности в обществе.
В обществе увеличивается количество
беднейшего населения. Нарастает массовое
обнищание людей. У большинства населения
страны рост доходов существенно отстает
от роста прожиточного минимума.
Проблема бедности находится
в центре внимания политики правительств
всех стран, ибо везде существует неравномерность
в распределении доходов и дифференциация
населения.
Список используемой
литературы:
1. Ахинов Г.А., Жильцов
Е.Н. Экономика общественного секто&
ра. – М.: ИНФРА&М, 2008.
2. Ахинов Г.А. Основы экономики
общественного сектора. – М.:
ТЕИС, 2007.
3. Восколович Н.А. Экономика,
организация и управление об&
щественным сектором. – М.: ЮНИТИ&ДАНА,
2008.
4. Жильцов Е.Н. Экономика
общественного сектора и неком&
мерческих организаций. – М.:
Изд&во МГУ, 1995.
5. Лаптев С.В. Основы теории
государственных финансов. – М.:
ЮНИТИ&ДАНА, 2010.
6. Пономаренко Е.В., Исаев
В.А. Экономика и финансы обще&
ственного сектора (основы теории
эффективного государства):
учебник. – М.: ИНФРА&М, 2007.7.
Российский статистический ежегодник:
Статистический сбор&
ник. – М.: Росстат, 2008–2011.
8. Савченко П.В., Погосова
И.А., Жильцов Е.Н. Экономика