Доходы населения и их измерение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:14, контрольная работа

Краткое описание

Доходы играют очень важную роль в жизни каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основной источник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самых необходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость для государства регулировать заработную плату, а для населения искать другие источники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкими по сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этим возникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой также приходится заботиться государству.

Вложенные файлы: 1 файл

экон.docx

— 66.73 Кб (Скачать файл)
  • потребности работника и его семьи с учётом общего уровня заработной платы в стране, социальных выплат;
  • факторы экономического характера (уровень и темпы роста национального дохода, уровень занятости, платёжеспособный баланс страны).

Введение минимума заработной платы преследовало насколько целей. Первая – это устранение чрезмерной эксплуатации низкоквалифицированных работников. Вторая – повышение самых низких уровней заработной платы с целью повышения общего уровня оплаты труда. И третья – поддержка социальной политики в области перераспределения  национального дохода.

Системы минимальной заработной платы разнообразны, наиболее распространённые из них следующие:

  • защита социально уязвимых групп населения, которые имеют низкие заработки и неконкурентоспособны на ранке труда;
  • установление справедливого уровня заработной платы (такие системы

характерны для определённых отраслей и профессий);

  • установление базы структуры заработной платы;
  • установление минимума заработной платы в качестве инструмента макроэкономической политики для достижения крупных национальных целей: регулирования экономического роста, улучшение распределения доходов.

Две первые системы связаны  с установлением минимума заработной платы по отдельным отраслям и профессиям, а две  другие – системы общего применения.

По своей сути минимальная  заработная плата – это обеспечение  суммы жизненных средств, необходимых для простого физического воспроизводства рабочей силы. В этом случае заработная плата обеспечивает только воспроизводственную функцию.

Заработная плата  в РФ.

Произошедшие в стране в 90-ые годы социально-экономические  преобразования привели к существенным переменам в организации заработной платы, выявили ряд социальных проблем, главная из которых – низкий уровень заработной платы. Эта проблема привела к тому, что заработная плата перестала выполнять свои основные функции воспроизводства рабочей силы и стимулирования труда. Это не могло не иметь негативных последствий. Организация производства лишилась одного из мощных рычагов повышения эффективности и полноправности выхода на мировой рынок.

Низкий уровень заработной платы и связанная с этим неудовлетворительная структура расходов населения тормозят проведение реформ в социальной сфере, так как основная часть заработка (70-80%) расходуется на питание и покупку товаров первой необходимости, а оставшаяся часть недостаточна для оплаты жилья, медицинских услуг. Обесценивание рабочей силы имеет негативные последствия для экономики: снижение потребительского спроса, сокращение объёмов производимой продукции, снижение мотивации возможностей заработной платы, рост дифференциации доходов отдельных  групп населения, торможение научно-технического прогресса, т. к. дешевизна рабочей силы делает её дополнительное привлечение более выгодным, чем совершенствование технологий.

Важной проблемой, вызывающей социальную напряжённость в обществе, остаётся задолженность по заработной плате. Суммарная задолженность по заработной плате, по данным организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, образования, здравоохранения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, жилищного и коммунального хозяйства, а также организаций социального обеспечения, государственного управления субъектов Российской Федерации и муниципального управления, местной милиции, сообщивших сведения о просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на 1 января 2000г., составила 43741млн. рублей (снижение по сравнению с 1 декабря 1999г. на 7128 млн. рублей, или на 14,0%). При этом в производственных отраслях она снизилась на 4557 млн. рублей (12,1%), в отраслях социальной сферы - на 2088 млн. рублей (19,0%), в других отраслях - на 483 млн. рублей (20,8%).

По состоянию на 1 января 2000г. суммарная просроченная задолженность  по

заработной плате снизилась  по сравнению с 1 декабря в 84 субъектах  Российской Федерации. Наибольшее снижение суммарного объема задолженности по заработной

плате отмечено в организациях Республики Татарстан, Мурманской, Псковской, Новгородской, Ярославской, Астраханской, Саратовской, Тверской, Томской, Оренбургской, Калининградской областей, Ставропольского края, Ненецкого автономного округа, где снижение задолженности составило от 23% до 64%.

Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней по состоянию на 1 января 2000г. составила 10165 млн. рублей (снижение по сравнению с 1 декабря 1999г. на 2193 млн. рублей, на 17,7%), или 23,2% общего объема задолженности по заработной плате.

Более 78% общего объема просроченной задолженности из-за недофинансирования из федерального бюджета в организациях науки и научного обслуживания приходится на Москву (135 млн. рублей), Московскую область (36 млн. рублей),

Наибольшая задолженность  по заработной у производственных отраслей, причём по всем отраслям основной причиной задолженности является отсутствие собственных средств, что указывает на их низкое развитие.

Неплатежи заработной платы  резко повысили значимость других источников

доходов для населения  страны. 40% всего работающего населения  имеют другие источники доходов, из которых на первом месте стоят доходы от личного подсобного хозяйства, на втором месте – пенсии, пособия, дотации и

компенсации, на третьем  месте – материальная помощь со стороны родственников, на четвёртом месте – дополнительный трудовой доход, т. е. эпизодические заработки и постоянная работа по совместительству.

    

Безденежные доходы населения.

 

Основными источниками безденежных  доходов населения являются общественные фонды потребления и личные подсобные хозяйства.

     Общественные фонды потребления представляют собой разновидность

коллективной формы потребления  и образуют материальную базу для функционирования сферы бесплатного обслуживания населения. За счёт таких фондов содержатся больницы, поликлиники, школы, колледжи, вузы, детские сады ясли, учреждения культуры. За счёт бесплатного представления этих услуг обеспечивается более высокий уровень потребления для всех слоёв населения.

Общественные фонды потребления  отличаются от распределения доходов  через оплату труда и собственность тем, что получаемые блага не переходят в личную собственность, не образуют дохода в прямом смысле этого слова для каждого человека. Эти блага остаются объектами общественной собственности, используются совместно, увеличивают размеры совокупного дохода на душу населения. В средствах фондов денежные выплаты составляют половину общей суммы фондов потребления, а немного меньше половины этих выплат составляют расходы на предоставление населению на бесплатных или льготных условиях услуг по воспитанию и образованию подрастающего поколения, профессиональной подготовке, охране здоровья.  Аналогичные виды услуг предоставляются за счёт местного бюджета для муниципальных учреждений здравоохранения, просвещения, культуры. Разнообразие безденежных вариантов доходов зависит от экономических возможностей регионов.  Самыми распространёнными из них – бесплатный проезд для пенсионеров и других групп населения, льготы на коммунальные услуги, дотации на питание. В фирмах предоставляются льготы на содержание детей в детских садах, оздоровительных лагерях, на проезд в общественном транспорте.

     Личное подсобное хозяйство  в России имеет сложную историю. Были периоды его ограничения и свёртывания, периоды его полного запрещения. В

настоящее время политика по отношению к личным подсобным  хозяйствам направлена на их развитие. В отношении населения к личным подсобным хозяйствам решающую роль могут играть и неэкономические факторы. Потребность в свободном времени, желание использовать его для удовлетворения культурных, а не материальных потребностей могут привести к отказу населения от ведения подсобного хозяйства.

Для того чтобы оценить  перспективы развития личных подсобных  хозяйств, выявить тенденции изменения доходов из этого источника, необходимо рассмотреть те факторы, которые способствуют росту и сдерживают рост производства продукции в личных подсобных хозяйствах.

     Факторы роста:

  • ухудшение продовольственной ситуации в стране, возрастание дефицита на ряд продуктов питания, что связано с недостаточным развитием и низкой эффективностью сельского хозяйства;
  • политика государства в отношении развития форм собственности;
  • выгода от использования личных подсобных хозяйств: личные подсобные хозяйства занимают 3% земельных угодий, а производят 38% валовой продукции всего сельского хозяйства, практически не имеют потерь и отходов, предоставляют свободу экономического поведения;
  • оказание государством конкретной помощи этому сектору;
  • рост цен на продукцию личных подсобных хозяйств;
  • перераспределение трудовых ресурсов в результате высвобождения лиц,занятых в отраслях экономики;

     Факторы,  сдерживающие рост:

  • уменьшение свободного времени членов семей, владеющих личными подсобными хозяйствами;
  • непопулярность работы на личных подсобных хозяйствах молодёжи из-за высокой доли ручного, физически тяжёлого труда;
  • повышение цен на транспорт, топливо, инструменты.

Значимость личных подсобных  хозяйств определяется также тем  местом, которое они занимают в структуре благосостояния населения, тем, как они влияют на рост доходов и потребления. Они оказывают существенное влияние на уровень жизни различных слоёв населения, так как произведённая в них продукция является доходом в натуральной и денежной форме. Получение доходов от личных подсобных хозяйств является необходимым условием повышения благосостояния значительной части сельских жителей, пенсионеров, безработных и частично занятых работников.

    

Доходы неформального  сектора экономики.

 

Неформальный сектор экономики  оказывает заметное влияние на социально- экономическую ситуацию в целом, уровень жизни населения, состояние рынка труда. Неформальный сектор – это фактически самостоятельный сегмент рынка труда со значительным числом занятых, определёнными сферами деятельности.

Границы между понятиями  теневой экономики и неформального  её сектора

достаточно условны.

     Неформальный сектор экономики рассматривается Международной организацией

труда как совокупность очень  мелких хозяйственных единиц, производящих и распределяющих товары и услуги. Они состоят в основном из независимых,

самостоятельно занятых  производителей. Некоторые из них  используют также труд членов своей семьи, нескольких наёмных работников. При этом хозяйственные единицы являются предприятиями домашних хозяйств.

     Теневая экономика  - более широкое понятие. В неё включают всю экономическую деятельность, которая не регистрируется официальной статистикой и не  облагается налогами, то есть неформальный сектор и нелегальные виды деятельности.

Предполагается, что предприятия  «теневой экономики» крупнее предприятий

неформального сектора и  не являются предприятиями домашних хозяйств.

Итак, к неформальному  сектору относится не зарегистрированная экономическая деятельность, осуществляемая гражданами, самостоятельно или в рамках мелких производственных единиц за собственный счёт или с использованием средств труда предприятий формального сектора.

По некоторым расчётам, в настоящее время около 40%оходов семей остаются неизвестными налоговому ведомству. В сумму неучтённых доходов наряду с доходами от неформальной занятости входят и скрытая оплата труда в формальном секторе, доходы от «теневых» сделок, определить которые не представляется возможным. По самым общим расчётам, на долю

собственно неформального  сектора приходится около трёх четвертей  всех

неучтённых доходов населения.

Наиболее типичными видами неформальной деятельности являются: уличная

торговля; услуги населению  по строительству, ремонту, пошиву; частные  услуги – уборка, приготовление пищи; репетиторство, частные уроки; а также брокерство и посредническая деятельность. Все эти виды деятельности в большинстве случаев осуществляются без патентов, контрактов, не декларируются в налоговой инспекции.

Для большинства людей  доходы от неформальной занятости являются вторичными.

Прежде всего, это касается тех, кто работает неполную рабочую  неделю или

находится в административных отпусках; тех, кто занят в отраслях с низким

уровнем оплаты труда.

Можно предположить, что  значительная часть людей, которые  учитываются, как экономически неактивное население, на самом деле занята в неформальном секторе. Это вызвано либо сознательным переходом в неформальный сектор в поисках более высоких доходов, либо невозможностью найти работу в формальном секторе.

Информация о работе Доходы населения и их измерение