Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 10:18, контрольная работа
Цель контрольной работы - рассмотреть законы развития организации, как целостной экономической системы.
Предмет работы - организация.
Введение
1. Смена фаз жизненного цикла системы
1.1 Понятие фазы жизненного цикла (ФЖЦ)
1.2 Факторы, влияющие на смену ФЖЦ
1.3 Анализ жизненного цикла организации
2.1 Понятие жизненного цикла организации
2.2 Стадии жизненного цикла организации
2.3 Процедура формирования параметров оценки с учетом ЖЦО
Заключение
Список литературы
Содержание
Окружающий нас мир многогранен. Это не может не создавать серьезных проблем с его описанием. Выявление основных причинно-следственных связей, существующих в нем, требует значительных материальных и интеллектуальных усилий. Науке здесь принадлежит роль пионера, первопроходца. Практический опыт не дает возможности заглянуть глубоко в процессы, которые происходят вокруг нас в физической, химической, биологической, общественной и многих других формах. Только наука с ее аппаратом научных абстракций, гипотез, теорем в состоянии описать причинно-следственные связи, которые не видны “невооруженному глазу".
Любая наука имеет свой предмет исследования и определяет рамки (границы), в которых анализируются ее объекты. Теория организации не является исключением. Объект ее изучения - организация.
Определение законов организации и уточнение предмета анализа данной работы позволяют установить основные вопросы, которые должна решать теория организации как наука применительно к организациям экономическим.
В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации.
Поскольку слова организация и система имеют сходное значение, важно понимать, что обозначается термином “организация”. Так, система - (гр. - целое, составленное из частей, объединение) чаще всего определяется как - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство.
Таких вопросов существует три. Их можно охарактеризовать как задачи данной контрольной работы:
1) смена фаз жизненного цикла системы,
2) жизненные циклы организации,
3)
возрастной состав основных
Цель контрольной работы - рассмотреть законы развития организации, как целостной экономической системы.
Предмет работы - организация.
Фаза жизненного цикла - динамика производства. Фазы жизненного цикла фирмы можно описывать и при помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы - того объема производства, когда прибыль становится максимальной, - прямой путь к переходу в новое качество. Не решение данной проблемы - движение в направлении умирания экономической организации, коей является фирма. Даже самые успешные фирмы, “живущие” долго, не могут похвастаться, что после каждого жизненного цикла они становились крупнее, а их бизнес рос. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их “жизни". Главное для них - получение прибыли в конечном итоге, т.е. за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом) 1.
Фирмы “живут” от нескольких дней до нескольких десятков и даже сотен лет. Но следует заметить, что большая часть фирм имеет короткую продолжительность жизни. В течение, например, последнего десятилетия в США ежегодно возникало до 600 тысяч новых, прежде всего мелких, компаний (в 50-х годах ежегодно регистрировалось в среднем 130 тыс. новых компаний, в 60-х - 220 тыс., в 70-х - 350 тыс.). Однако “смертность" их чрезвычайно высока. Мировая практика свидетельствует, что в рыночной экономике из 100 вновь созданных фирм до 5-летнего возраста доживают не более 20 (половина гибнет в первый год).
Жизненный цикл фирмы состоит из следующих фаз:
1) возникновение,
2) становление,
3) развитие
4) умирание (или переход в новое качество). Здесь мы специально не рассматриваем каждую из фаз, так как их названия необходимо понимать буквально, без каких-либо условностей и двойного смысла.
Вновь наблюдается высокая корреляция с фазами финансового цикла. Принципиальной представляется и “вилка", которая возникает на четвертой фазе. Если фирма работает успешно, то происходит переход в новое качество (укрупнение бизнеса различными способами), если деятельность неуспешна - то переход в фазу отмирания. В финансовом цикле успешная деятельность - это реализация нового инвестиционного проекта (укрупнение масштабов бизнеса), неудачная деятельность - прямой путь в направлении банкротства компании.
Фазы жизненного цикла фирмы можно описывать и при помощи динамики объемов производства. Достижение равновесия фирмы - того объема производства, когда прибыль становится максимальной, - прямой путь к переходу в новое качество. Нерешение данной проблемы - движение в направлении умирания экономической организации, коей является фирма.
Даже самые успешные фирмы, “живущие” долго, не могут похвастаться, что после каждого жизненного цикла они становились крупнее, а их бизнес рос. Большие компании наиболее устойчивы по сравнению с мелкими, имеющими меньше ресурсов. Периоды, связанные с получением убытков, не являются исключениями в их “жизни". Главное для них - получение прибыли в конечном итоге, т.е. за весь период жизненного цикла (сегодняшние убытки могут быть покрыты предыдущими прибылями и накопленным в предыдущих циклах капиталом).
Приведем пример. В 1992 году крупнейшие компании Запада понесли такие убытки: “Дженерал Моторз” - 23, 498 млрд. дол., “Форд Моторз” - 7,385 млрд. дол., “ИБМ” - 4,965 млрд. дол., “ИРИ” (Италия) - 3,811 млрд. дол., “Ниссан" (Япония) - 448 млн. дол. (только в 1999 году данная корпорация после нескольких лет убытков приняла решение продать более трети своих акций, что означает передачу контроля над ее бизнесом другой компании, вероятно, французскому концерну “Рено”), “Дюпон де Немур" - 3,927 млрд. дол, “Филипс" (Нидерланды) - 511 млн. дол. Но это - элита мирового бизнеса, т.к перечисленные компании входили в 1992 году в число 30 крупнейших мировых производителей.
Уже в 1994 году данные компании имели следующие прибыли: “Дженерал Моторз” - 4,9 млрд. дол., “Форд Моторз” - 5,3 млрд. дол., “ИБМ” - 3,0 млрд. дол., “Дюпон де Немур" - 2,73 млрд. дол., “Филипс" - 1,168 млрд. дол. Убытки вновь имели “ИРИ” - 1,095 млрд. дол. и “Ниссан" - 1,671 млрд. дол.
В настоящий момент все эти компании функционируют, большинство достаточно успешно. Исключение, как уже говорилось, составляет японская автомобилестроительная компания “Ниссан". Итальянская “ИРИ” по-прежнему опирается на “государственное плечо”.
Рассмотрим факторы, влияющие на средний срок жизни экономической организации (фирмы). Первый, уже отмеченный нами, - размер фирмы. Далее - отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек и проч.) и многие другие2.
Необходимо сказать, что в жизненном цикле фирмы очень важное место принадлежит четвертой (последней) фазе. Появляющаяся “вилка” или дает фирме возможность развиваться в будущем, или приводит к умиранию экономической организации.
Возможности
развития в организационном плане
предоставляются самые
Не следует думать, что стадия отмирания организации является необратимой. Выше авторы очень осторожно формулировали траекторию движения фирм, оказавшихся в таком положении. Это связано в первую очередь с тем, что в данной фазе имеется организационный прием (организационная технология), спасающий фирму от банкротства и гибели. Вероятно, это тоже переход в иное качество, но не сопровождаемый увеличением размеров фирмы и ее бизнеса (этот тезис очень важен, когда мы рассматриваем жизненный цикл фирмы в его четвертой фазе, которая связана либо с позитивным развитием фирмы, либо - с негативным).
Речь идет о реструктуризации компаний, оказавшихся в кризисном состоянии. В результате сильных и направленных действий фирмы могут пережить кризис и остаться в качестве реальных экономических субъектов, но достигается это большой ценой (уменьшение размеров бизнеса компаний, болезненная структурная перестройка, сокращение персонала, жесткая экономия на управленческих расходах, возможна и частичная потеря самостоятельности и суверенитета и проч.). Если реструктуризация потерпит неудачу, то уже ничто не может спасти фирму. Она прекращает свое существование, по крайней мере, в качестве самостоятельного участника рынка.
Таким
образом, из всех проанализированных явлений,
объективно влияющих на стоимость оцениваемых
объектов бизнеса, наиболее важным является
оценка фаз и периодов жизненного цикла
предприятия. Рисунок 1 дает представление
о жизненных циклах предприятия.
Млн.руб.
Ф0 (создание)
Ф1 (рост)
Ф2 (стагнация)
Ф3 (кризис)
10
8
6
4
2
t
0 t1 t2 t3 t4 t5 t6
Рис.
1 Фазы и периоды жизненного цикла предприятия.
Согласно
классификации, приведенной А.Ф. Крюковой,
каждый интервал времени в ЖЦП можно назвать
"фазой цикла" и дать ему названия:
интервал (0 ч t1) - начало производства товара
(или группы товаров) - Ф0. Интервал (t1 ч
t3) - рост производства и продаж - Ф1. Интервал
(t3 ч t4) - стагнация производства и продаж
- Ф2. Интервал (t4 ч t6) - кризис продаж Ф3.
В Таблице 3 представлены распределения
длительности фаз жизненных циклов для
различных отраслей народного хозяйства.
Определить в какой из фаз находится в
настоящий момент предприятие того или
иного вида деятельности сложно.
Таблица 3
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ БИЗНЕСА | |||||
№
п/п |
Разброс длительности жизненного цикла (лет) | 1,1 ч 5,9 | 2,2 ч 7,8 | 2,0 ч 8,0 | Всего ЖЦП (лет) |
Категории предприятий | Фаза Ф1
(роста) |
Фаза Ф2
(стагнации) |
Фаза Ф3
(кризиса) | ||
1. | Малый и
средний бизнес в области услуг,
легкой, местной и пищевой |
4,0 | 5,0 | 5,0 | 14,0 |
2. | Средний и крупный бизнес в области услуг, химии, приборостроения, строительных материалов и строительства, связи, информатики, электроники, деревообработки и полиграфии, оптовой и розничной торговли | 5,0 | 8,0 | 7,0 | 20,0 |
3. | Крупный бизнес в области добычи и переработки полезных ископаемых, лесозаготовки и переработки, топливно-энергетического комплекса, металлургии и энергетического машиностроения | 6,0 | 8,0 | 8,0 | 22,0 |
4. | Крупный бизнес в области железнодорожных | 6,0 | 8,0 | 8,0 | 22,0 |
перевозок, авиаперевозок, морских перевозок и портового хозяйства, военно-промышленного | |||||
комплекса |