Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:20, контрольная работа
Задачи физического воспитания: - понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовка ее к профессиональной деятельности; - знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни; - формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; - овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
Задачи физического воспитания: - понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовка ее к профессиональной деятельности; - знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни; - формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; - овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
Физическая культура - специфическая
личностно-общественная деятельность,
направленная на достижение физического
совершенства. Ее специфика заключается
в том, что она профилирована
в направлении оптимизации
Физическое воспитание –
педагогически упорядоченный
Физическое развитие –
закономерный процесс формирования,
становления и последующего изменения
на протяжении индивидуальной жизни
естественных морфофункциональных
свойств человеческого
Физическое совершенство – оптимальная мера соотношения физического развития и физической подготовленности человека (крепкое здоровье, высокая общая физическая работоспособность, пропорционально развитое телосложение, гармонически развитые физические качества, владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, физкультурная образованность).
Физическая подготовка –
процесс ФВ, направленный на повышение
уровня физического развития, двигательной
подготовленности и имеющий выраженную
прикладную ориентацию по отношению
к тем или иным видам деятельности.
(ОФП на повышение уровня физической
подготовленности как предпосылок
успеха в различных видах
Спорт – собственно соревновательная деятельность, процесс подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, возникающие на основе этой деятельности.
Спортивная подготовка (тренировка)
— это целесообразное использование
знаний, средств, методов и условий,
позволяющее направленно
Учеба студента – это характерный пример современного умственного труда, к которому принято относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие, преимущественно, напряжения сенсорного аппарата, памяти, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Характерной особенностью данного вида труда является сильное возбуждение головного мозга в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление, напряжение в органах чувств и в то же время ограничение двигательной активности.
Умственная работоспособность
во многом зависит от общей физической
работоспособности всего
К факторам, определяющим умственную
работоспособность студентов
- состояние здоровья, уровень физического
развития и физической подготовленности;
- общая и специальная эрудиция;
- личностные качества: твердость характера,
воля, усидчивость;
- уровень развития высших психических
функций: внимания, памяти, мышления, скорости
переработки информации;
- ведение здорового образа жизни, соблюдение
режима дня, труда и отдыха, питания, двигательной
активности;
- настроение, самочувствие, интерес к
деятельности.
Умственная работоспособность непостоянна,
она изменяется на протяжении рабочего
дня. В начале она низкая (период вырабатывания),
затем поднимается и какое-то время удерживается
на высоком уровне (период устойчивой
работоспособности), после чего снижается
(период некомпенсированного утомления).
Умственная работоспособность человека
в значительной мере зависит от времени
суток. Суточный физиологический ритм
функциональных систем организма определяет
повышенную интенсивность деятельности
органов и систем в дневное время и пониженную
– в ночное время. Умственная работоспособность
изменяется в течение недели. На понедельник
приходится стадия врабатывания, на вторник,
среду и четверг – высокая работоспособность,
а развивающееся утомление приходится
на пятницу и субботу. Именно поэтому в
воскресенье следует больше внимания
уделять активному отдыху, занятиям физическими
упражнениями.
Многочисленными исследованиями доказано,
что занятия физическими упражнениями
оказывают эффективное влияние на факторы
повышения работоспособности и противодействуют
преждевременному наступлению утомления.
В течение учебного дня целесообразно
использовать физкультурные паузы, т.е.
выполнять физические упражнения в перерывах
между занятиями.
Общая физическая подготовка
- процесс совершенствования
Общая физическая подготовка
способствует расширению функциональных
возможностей организма и является
базовой для специальной
К задачам общей физической подготовки
относятся:
- обеспечение всестороннего и гармонического
физического развития организма человека;
- укрепление здоровья;
- создание базы для специальной физической
подготовки в профессиональной или спортивной
деятельности.
Специальная физическая подготовка - это
процесс, который обеспечивает развитие
физических качеств и формирование двигательных
умений и навыков, специфичных лишь для
конкретных видов спорта или конкретных
профессий.
Специальная физическая подготовка обеспечивает
избирательное развитие отдельных групп
мышц, несущих основную нагрузку при выполнении
специализированных упражнений.
Готовность к достижению
спортивных результатов характеризуется
соответствующим уровнем
В числе принципов, имеющих основополагающее значение в качестве идейной основы системы воспитания в целом, надо иметь в виду прежде всего общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Таковыми в условиях социалистического общества являются принципы, предусматривающие объединенное использование социальных факторов направленного развития человека (культуры, воспитания, образования) для обеспечения его всестороннего гармоничного развития и органическую связь воспитания с практикой социалистического строительства.
Фактически дидактические
принципы (принципы сознательности и активности,
наглядности, доступности, систематичности
и т. д.) содержат ряд универсальных методических
положений, без соблюдения которых не
мыслится рациональная методика не только
в обучении, но и вообще ни в одном из основных
аспектов педагогической деятельности.
В этом отношении они представляют собой
общеметодические принципы. Именно в таком
качестве они утвердились и о методике
физического воспитания. Их содержание
здесь получило свою конкретизацию в соответствии
с особенностями этого вида воспитания.
Названные принципы являются своего рода
общим руководством к действию во всех
сферах воспитания. Но в качестве предельно
обобщенных положений они, естественно,
не раскрывают специфических закономерностей
каждого отдельного вида воспитания. Эту
роль призваны выполнять специальные
принципы. В частности, таковыми являются
принципы, очерчивающие ряд специфических
закономерностей физического воспитания,
и вытекающие из них правила его системного
построения.
Методика лишь тогда ведет кратчайшим
путем к цели, когда основывается на верных
принципах. Наиболее общие отправные положения,
определяющие всю направленность и организацию
деятельности по физическому воспитанию
в нашем обществе, - это принципы всестороннего
гармонического развития личности, связи
воспитания с трудовой и оборонной практикой
и оздоровительной направленности. Есть
вместе с тем ряд принципов, которые выражают
главным образом методические закономерности
педагогического процесса и в силу этого
являются обязательными при осуществлении
образовательных и воспитательных задач.
Это принципы сознательности и активности,
наглядности, доступности и индивидуализации,
систематичности, постепенного повышения
требований.
В числе принципов, имеющих
основополагающее значение в системе
физического воспитания, в целом надо
учитывать также общие социальные принципы,
такие как всемерное содействие всестороннему
гармоническому развитию личности; подготовки
к трудовой и оборонной деятельности,
оздоровительной направленности физического
воспитания.
В сфере спорта объективно действуют
не только общие, но и свои специфические
закономерности. Они представляют собой
внутренне необходимые существенные взаимосвязи
в спортивной тренировке, определяющие
динамику нагрузок и получаемый эффект,
порядок построения различных циклов
подготовки.
Таким образом, принципы спортивной тренировки
в конечном счете конкретизируют объективные
закономерности.
Направленность на максимально возможные
достижения, углубленная специализация
и индивидуализация.
Если при использовании физических упражнений
без спортивных целей реализуется лишь
некоторая, не предельно возможная степень
достижений, то для спортивной деятельности
характерна направленность именно к максимуму.
Спортивные достижения важны, конечно,
не сами по себе, а как конкретные показатели
развития способностей и мастерства. Установка
на высшие спортивные результаты имеет
в этой связи существенное общественно-педагогическое
значение, поскольку означает устремленность
к высшим рубежам совершенства человека.
Такая устремленность стимулируется всей
организацией и условиями спортивной
деятельности, особенно системой спортивных
состязаний и прогрессирующих поощрений
(от присвоения начального спортивного
разряда до золотой медали чемпиона).
Установка на высшие показатели реализуется
соответствующим построением спортивной
тренировки, использованием наиболее
действенных средств и методов, углубленной
специализацией в избранном виде спорта.
Данная закономерность спортивной тренировки
проявляется по-разному в зависимости
от этапов многолетнего спортивного совершенствования.
На первых этапах, когда занятия спортом
проводятся в основном по типу общей подготовки,
тренировочный процесс не имеет ярко выраженных
черт спортивной специализации - установка
на высшие достижения носит характер дальней
перспективы. По мере возрастного формирования
организма и повышения уровня тренированности
эта установка реализуется в полной своей
мере до тех пор, пока не начнут действовать
ограничивающие возрастные и другие факторы.
Таким образом, общий принцип прогрессирования
приобретает в области спортивной подготовки
особое содержание. Его нужно понимать
как требование обеспечить максимально
возможную степень совершенствования
в определенном виде спорта. А это означает
необходимости углубленной специализации.
Единство общей и специальной подготовки.
Сила - способность преодолевать
внешнее сопротивление или
- абсолютная сила - суммарная сила всех
мышечных групп, участвующих в конкретном
движении.
- относительная сила - проявление абсолютной
силы в пересчете на 1 кг веса человека.
Средствами развития силы мышц являются
различные несложные по структуре общеразвивающие
силовые упражнения, среди которых можно
выделить три основных вида:
- упражнения с внешним сопротивлением
(упражнения с тяжестями, на тренажерах,
упражнения с сопротивлением партнера,
упражнения с сопротивлением внешней
среды: бег в гору, по песку, в воде и т.д.);
- упражнения с преодолением веса собственного
тела (гимнастические силовые упражнения:
отжимания в упоре лежа, отжимания на брусьях,
подтягивание; легкоатлетические прыжковые
упражнения и т.д.);
- изометрические упражнения (упражнения
статического характера).
Наиболее распространены следующие методы
развития силы:
- метод максимальных усилий (упражнения
выполняются с применением предельных
или около предельных отягощений до 90%
от максимально возможного; в серии выполняется
1-3 повторений, за одно занятие выполняется
5-6 серий, отдых между сериями 4-8 минут);
- метод повторных усилий (или метод “до
отказа”) (упражнения выполняются с отягощением
до 70% от максимально возможного, которые
выполняются сериями до 12 повторений,
в одном занятии выполняется от 3 до 6 серий,
отдых между сериями от 2 до 4 минут);
- метод динамических усилий (упражнения
выполняются с отягощением до 30% от максимально
возможного, в серии выполняется до 25 повторений,
количество серий за одной занятие от
3 до 6. Отдых между сериями от 2 до 4 минут).
Гибкость - подвижность в
суставах, позволяющая выполнять
разнообразные движения с большой
амплитудой. Различают две формы
проявления гибкости: - активную, величина
амплитуды движений при самостоятельном
выполнении упражнения, благодаря собственным
мышечным усилиям; - пассивную, максимальная
величина амплитуды движений, достигаемая
под воздействием внешних сил (партнер,
отягощение). Одним из наиболее принятых
методов развития гибкости является метод
многократного растягивания. Этот метод
основан на свойстве мышц растягиваться
больше при многократных повторениях.
Средствами развития гибкости являются:
повторные пружинящие движения, активные
свободные движения с постепенным увеличением
амплитуды, пассивные упражнения, выполняемые
с помощью партнера и т.д.
Следует всегда помнить, что упражнения
на растяжку или с большой амплитудой
движения следует делать после хорошей
разминки и при этом не должно быть сильных
болевых ощущений.
Информация о работе Задачи физического воспитания, их краткая характеристика